Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Уметь быстро читать – это не роскошь, а обязательный навык в
современном мире. Необходимость в скорочтении даже не обсуждается, но,
тем не менее, многие люди говорят, что скорость чтения закладывается в
детстве, и если родители не постарались – то быстро читать ты никогда
не научишься. Это главный миф. Быстро читать можно научиться в любом
возрасте. Как? Об этом я расскажу в данной статье. Не читайте вслухОсновная проблема при чтении текста – это
произношение слов про себя, а в наши головы буквально с самого детства
«вдалбливают» совсем иное, заставляя читать вслух. Чтобы доказать, что
учителя не правы, приведу такой факт: Джон Кеннеди, бывший президент
США, имел рекорд по скорочтению, но вслух мог произнести не более 300
слов в минуту. Нужны ли еще доказательства? Конечно, сказать,
что это неправильно – легко, а как это исправить? Чтобы не
проговаривать слова вслух при чтении, выполняйте следующие упражнения. Упражнение «Губная Тишина» - Палец руки держать на губах.
- Следить за тем, чтобы губы не шевелились.
Упражнение «Аккуратный обхват» - Зажать карандаш или ручку зубами.
- Язык и губы не должны касаться карандаша.
Упражнение «Языковое прижатие» Прижать язык к зубам. Упражнение «Ла-ла-ла вслух» Во время чтения произнесите вслух какие-либо звукословосочетания (ла-ла-ла, ни-ни-ни) или отдельные слова. Упражнение «Ла-ла-ла про себя» Во время чтения произносите про себя какие-либо звукословосочетания или отдельные слова. Упражнение «Фрагмент» Во время чтения произносите короткий текст. Подойдут различные скороговорки, пословицы, афоризмы, стихотворные фразы. Упражнение «Счет» Во время чтения ведите счет от 1 до 21. Упражнение «Музыка» Во время чтения слушайте спокойную музыку, следя за развитием мелодии. Упражнение «За перстом» - Нужно быстро вести указательный палец вдоль колонки газетного текста.
- Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца.
- Не нужно стремиться глубоко понимать прочитанное.
- Читать нужно несложные тексты.
Сконцентрируйтесь на чтении
Другая проблема, которая затормаживает развитие скорочтения –
возвращение к уже прочитанной части текста. Пока вы возвращаетесь к
прочитанным словам, вы теряете ценное время, а ведь смысл одного слова
в тексте особого значения не играет. Упражнение «Концентрация»
Когда вы читаете текст, возвращаясь к прочитанному, вы заставляете
думать ваш мозг, что в любой момент можно вернуться, поэтому общая
концентрация падает. В связи с этим, читайте всё с мыслью, что
возвращаться нельзя, и даже если вы что-то не поняли, ни в коем случае
не возвращайтесь к прочитанному. Не сбивайтесь с заданного ритма – и
уровень понимания повысится. Упражнение «Без предела» При чтении постоянно превосходите свои собственные пределы скорости: читайте страницу за минуту, потом за полминуты и т. д. Расширяйте угол зрения
Читая мою статью, вы уже видели, что я осуждаю школьную систему
обучения чтению, но она заключается не только в чтении вслух. Другой
важный момент при чтении, привитый нам с детства – вождение
пальцем по строчкам. Идея изначально «гнилая», поскольку никак не
способствует увеличению скорости чтения. Разве может кусок плоти и
крови соревноваться с нашим мышлением, скоростью мысли? Конечно нет.
Глаза неправильно читающего человека двигаются равномерно, но они
постоянно останавливаются и только потом начинают двигаться. Вот оно –
неправильное образование! Наш палец не может моментально перескочить со
строки на строку, ему требуется время! А из-за этого времени наши глаза
устают и общая скорость чтения уменьшается! Упражнение «Стихотворения» - Найдите стихотворение с короткими строчками.
- Одну строку читайте за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах.
- Постепенно подбирайте стихотворения с более длинными строчками.
Упражнение «Окна» - Рассмотрите широко открывающуюся вашему взору панораму за окном.
- Перенесите
взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор
оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать.
- Повторите эти действия несколько раз.
Упражнение «Сопровождение пальцами» - Прочитайте текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз.
- Тоже сделайте тремя, двумя и одним пальцем.
Упражнение «Опять окно» - Подойдите к окну, в которое вы уже смотрели (упражнение «Окно»).
- Переносите взгляд с панорамы за окном на текст: сектор видения сужается – расширяйте его, повторяя вновь и вновь.
Упражнение «Пленки-листики» - Приготовьте
несколько картонных листов с прорезью на две, три и более строк
газетной колонки или полоски цветной полиэтиленовой пленки
соответствующей ширины.
- Читайте текст, быстро передвигая рамку или полоску, одним взглядом охватывая весь окружающий фрагмент текста.
Упражнение «Найти число» - Начертите на бумаге квадрат 3х3 и расставьте в хаотичном порядке цифры от 1 до 9.
- Смотря в центр квадрата, не отрывая глаз, ищите по порядку другие цифры.
- Увеличьте квадрат до 4х4 (числа 1-16), до 5х5 (1-25).
Упражнение «Словари» - Возьмите орфографический, антонимический, синонимический, русско-иностранный или другой подобный словарь.
- Читайте слова максимально быстро, распознавая в секунду по несколько слов одновременно.
Упражнение «Первое и последнее» - Включите музыку.
- Читайте быстро первое и последнее слово в каждой строке, при этом другие слова читать не надо.
Упражнение «Номера машин» - Идя по улицам, мгновенно «забирайте» взглядом номера припаркованных или проезжающих машин.
- Глядя по сторонам, также «схватывайте» выделенные слова на каких-либо вывесках и объявлениях.
Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было» - Расширяйте сектор обзора всегда и в любой обстановке.
- Не двигая зрачками, увидьте как можно больше предметов со всех сторон (снизу, сверху, слева, справа).
Упражнение «Цифры, буквы, фразы» - Напишите «взглядом» цифры от 0 до 33.
- Так же напишите все буквы алфавита.
- Напишите несколько словосочетаний или фраз.
|