Газета "Наш Мир" br>$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
Мы выяснили, что есть, но, зачастую, в мизерных количествах. Это
одна из современных уловок производителей. А начиналось все честнее... Динозавры газировки Индустрия
производства безалкогольных напитков возникла в конце 18 века, когда в
продаже (во Франции и Англии) появились воды, газированные углекислым
газом. Тогда это считалось недорогим подражанием целебным минеральным
водам, причем газировку продавали в аптеках, а не в обычных магазинах. Дальнейшую
экспансию обеспечили химики: в 1784 году была впервые выделена лимонная
кислота (из лимонного сока). В 1833 году в Англии в продаже появились
первые газированные лимонады (название напитка lemonade - как раз и
происходит от слова lemon"лимон"). В 1871 году произошло
знаковое событие - впервые в США (и в мире) была зарегистрирована
торговая марка безалкогольного напитка - он назывался…Кока-кола? А вот
и нет! "Потрясающий Газированный Лимонный Имбирный Эль" (Lemon’s
Superior Sparkling Ginger Ale). В дальнейшем процесс
изобретения новых вкусов и напитков приобрел лавинообразный характер, и
только в 1886 году впервые была выпущена в продажу Coca-Cola.
Изначально Coca-Cola производилась из настойки листьев коки и орехов
кола, аптекарь Джон ПембертонJohn Pemberton придумал рецепт сиропа,
предназначенного для лечения головной боли и простуд и догадался
разбавить его газированной водой. А в 1898 году появилась Pepsi-Cola
(по некоторым версиям, изначально - лекарство от расстройств
кишечника), которая была придумана аптекарем Калебом БрэдхемомCaleb
Bradham, смешавшим экстракт из Орехов кола, ванилином и ароматическими
маслами. Эволюция газировки в прошлом веке 1950-е
годы стали началом новой эры - появления "здоровых" напитков. Сперва,
калорийный и неприемлемый для определенных категорий больных, сахар
начали заменять искусственными подсластителями. В 1952 году был выпущен
первый лимонад, предназначенный для диабетиков (в нем сахарин заменил
сахар). В 1962 году были начаты продажи напитков, которые были
подслащены цикламатами. Большая химия внесла значительный вклад и в
этот бизнес. В 1980-е годы производители начали массово использовать
аспартам (производится под маркой Nutra-Sweet), а в конце 1990-х годов
- сукралозу (продается под маркой Splenda). В 1960 году
появился новый класс напитков - "спортивные". Эти напитки не содержали
газа, взамен они были насыщенны витаминами и иными веществами, которые,
как предполагается, помогают спортсменам утолять жажду и улучшать
результаты. В 1980-е годы появились напитки, не содержащие
кофеина. Изначально это делалось для того, чтобы привлечь определенные
группы населения, которые по различным причинам не могли применять
традиционные кофеиносодержащие лимонады - например, детей, гипертоников
или адептов определенных религиозных культов. Одновременно
производились напитки с повышенным содержанием кофеина - их создатели
рассчитывали привлечь студентов, бизнесменов и всех людей, кому срочно
требовалось взбодриться. В 1990-е годы появилось логическое
продолжение - "энергетические напитки", которые содержали лошадиные
дозы кофеина и иных бодрящих веществ и были предназначены для
посетителей дискотек и спортсменов. В конце второго тысячелетия
компании запустили низкокалорийные газировки. Во многом этот шаг
объяснялся колоссальной популярностью диеты, суть которой заключается в
отказе от углеводов. Новый век. Обманутые надежды В
начале нового века во всем мире наметилась новая тенденция: потребители
стали больше внимания уделять сокам и напиткам на их основе. Можно
сказать, что после соков в чистом виде, соковые напитки в наши дни
являются самыми «модными» напитками. И это неудивительно – сейчас во
всем мире люди настолько хотят быть здоровыми, что готовы поверить во
все, что обещают им производители. И если на этикетке газировки стоит
надпись «С соком» это действует гипнотически – мы верим, что это так. А
на самом деле? А на самом деле, все, как обычно, начиная с того, что мы
и сами виноваты в таких «безобидных шутках» производителей. Ведь мы
даже не утруждаем себя прочесть состав напитка. Да, - состав пишется
самым мелким шрифтом на тыльной стороне этикетки, а надпись «С соком»
самым крупным шрифтом на лицевой, и, соответственно, кажется, что время
терять на чтение мелкого шрифта не стоит, но, все же, давайте
заканчивать заниматься благотворительностью для производителей, -
давайте читать состав. Но, правда, как оказалось, на практике это
особой пользы не принесет – тщательно рассмотрев маркировки
сокосодержащих напитков, мы обнаружили, что производители пишут в
составе «яболочный сок», а вот сколько там сока – 50%,10%, или 1%, - об
этом скромно умалчивают. Не исключением стал и напиток от одного из
пионеров рынка – Кока колы – «ФрукТайм с яблочным соком». Придется
проверить в лаборатории. Для корректного сравнения мы выбрали
один вид сокосодержащих напитков – это напитки с заявленным в
маркировке одним соковым компонентом, а именно яблочным соком.
Производителей, производящих напитки с яблочным соком оказалось всего
пятеро. Это производители марок «Фрук Тайм», «Ривьера», «Капризон»,
«Караван Делишес», «Живчик». Как же определить яблочный сок в соковом
напитке? Ответ очевиден: необходимо определить содержание одного из
элементов, присущих данному фрукту. Чем же славится яблоко? Конечно же,
железом. Яблочный сок содержит от 3 до 10 миллиграмм железа на 1 литр.
Но железо есть и просто в воде. Сколько? От 0 до 0,3 мг на литр.
Определяем железо? Нет, - ведь соковый напиток – это все-таки напиток с
% содержанием сока, а не 100% сок, поэтому, если гипотетически
предположить, что в напитке 10% сока, то мы можем получить сколько
железа? Да все те же 0,3 мг, которые и так могут быть в воде. Нужен
другой элемент. И это калий. Известно, что вода может содержать калия
от 0 до 20 миллиграмм на литр. Яблочный сок – от 1000 до 2500
миллиграмм на литр. Соответственно, 10% сока в напитке должны
содержать, как минимум, 100 миллиграмм калия, 1% - 10 мг калия. Это при
том, что вода, используемая для приготовления этого напитка, вообще не
содержала калия. Итак, определяем калий. Результаты таковы: «Фрук Тайм». С яблочным соком 30 мг/л калия - это 1%-3% сока; «Караван». Делишес. С яблочным соком 35 мг/л калия - это 1,5%-3,5% сока; «Живчик». С яблочным соком 65 мг/л калия - это 4,5%-6,5% сока; «Ривьера». С яблочным соком 170 мг/л калия - это 15%-17% сока; «Капризон». С яблочным соком 310 мг/л калия - это 29%-31% сока. Что сказать по этому поводу? Ладно уж, кока-коловский ФрукТайм, но от чрезвычайно популярного "Живчика" мы ожидали больше! Общественная организация «Эксперт»
|