Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
МАРИЯ ШУКШИНА: Здравствуйте.
ПЕТР ТОЛСТОЙ: Здравствуйте. Тех, кто собрался у нас сегодня в
студии, объединило общее дело. Тема нашего сегодняшнего разговора –
культура питья. Она складывалась столетиями, и известно, что на юге
Европы, например, предпочитали всегда вино, в центральной Европе –
пиво, а в северной Европе и у нас в том числе пьют крепкие напитки, и
пьют достаточно интенсивно.
М.ШУКШИНА: При этом мы слышим: "Надо пить культурно", при этом мы
видим огромное количество пьяных на улице, в транспорте. Так это что,
культура заставляет пить людей так много? Давайте разбираться вместе.
П.ТОЛСТОЙ: Я хочу пригласить к микрофонам ресторатора, издателя двух
журналов о вине Игоря Бухарова и пропагандиста трезвого образа жизни
господина Жданова. Давайте начнем с того, что разберемся с терминами –
что вообще такое культура пития?
ИГОРЬ БУХАРОВ, ресторатор: Я думаю, в нашем понимании культура пития
– это количество и правила поведения после того, как ты принял
определенное количество грамм. Например, на Западе это по-другому –
какие напитки пьешь, в каком сочетании с едой ты их употребляешь. Я
много лет следил, как развивалась культура питья, потому что вино
пришло к нам в большом объеме совершенно недавно. При этом
качественного вина было очень немного. Но те люди, которые употребляли
именно качественное вино – я видел, как развивался их вкус и как они
отказывались от крепких напитков.
П.ТОЛСТОЙ: Господин Жданов, что скажете по поводу культуры пития?
ВЛАДИМИР ЖДАНОВ, Президент Международной ассоциации психоаналитиков:
Питие, употребление алкоголя и культура – это вещи, с моей точки
зрения, абсолютно несовместимые. Существует пьянство – пьянство
культурное, некультурное, умеренное, неумеренное и так далее, и так
далее. Люди, которые алкоголь употребляют, навели между собой градацию,
табель о рангах. Вот этот – культурно, этот – малокультурно, этот –
многокультурно, а этот – вообще, и так далее. С точки зрения науки это
абсолютно бессмысленная градация между ними, потому что все они люди
пьющие. Ведь на кого направлена, в первую очередь, пропаганда этого
культурного пития? На пьяниц и алкоголиков? Нет. В первую очередь мы
должны отрезвить тех, кто может отрезветь сам. А это как раз те самые
люди, которые по незнанию, по глупости поддались этой идеологии и
теории этого культурного пития.
П.ТОЛСТОЙ: У Вас жесткая трактовка, черно-белая. Игорь Олегович, согласны с таким взглядом?
И.БУХАРОВ: Это точка зрения, которая может иметь место. И я думаю,
что в каждом обществе были проблемы, связанные с алкоголизмом, и в
каждом обществе боролись. Я буду говорить овине. Родился ребенок?
Выпили. День рождения? Выпили. Почил в бозе? Помянули. Поэтому говорить
о том, что сейчас запретить все –у нас были такие способы – это нельзя.
Поэтому если вы хотите услышать о том, как надо пить, пить или не
пить...
П.ТОЛСТОЙ: Давайте так. Три способа культурно выпить. Я имею в виду
для массового сегмента – не для элиты в ресторане, а именно для
массового потребления. Что это такое?
И.БУХАРОВ: Мое мнение: это должно быть место, это должна быть закуска определенная и внутренняя культура человека.
ЗРИТЕЛЬ: Про вино рассказываете. А вот смотрите: я прихожу с работы.
Какое там вино? Оно стоит там немереных денег. При моей зарплате – я
пришел, налил в граненый стакан 100 грамм, выпил, добавил еще 100
грамм, огурчиком закусил. Открыл окно, посмотрел – все нормально,
природа хорошая и страна нормальная наша. А вы говорите о том, что мы
должны прийти, в бокал налить, посмотреть на это дело и после этого
потратить немереную сумму денег, которых, кстати, нет. Вот о чем вы
говорите. Вы говорите, что рождается ребенок, мы пьем вино. Мы не вино
пьем, мы водку пьем, и пьем нашу советскую, русскую водку. Вы
понимаете, в чем дело?
М.ШУКШИНА: Мы сейчас затронули тему традиций. Я хочу представить вам
одного человека, который считает, что традиционный способ выпивать
культурно – это выпивать в бане. Это Леонид, он по профессии банщик.
Здравствуйте.
ЛЕОНИД ПАЩЕНКО, банщик: Здравствуйте. Пармейстер, можно так сказать.
Дело в том, что я не собираюсь пропагандировать пьянство, пьянство
вообще и в бане в частности. Но честно, люди в бане выпивают. Вопрос
заключается в том, что пить и сколько пить. Скажу сразу, что выпить в
бане можно. Выпить в бане бокал хорошего живого пива, я думаю, не
возбраняется. То есть ничего плохого от этого не будет. И после бани
выпить рюмку водки – я тоже думаю, что большого вреда не будет. Еще
Суворов говорил "Штык заложи, а после бани рюмку выпей". Если эта
проблема уже существует – проблема того, что люди выпивают. Ну если
встречаются, допустим...
М.ШУКШИНА: Мы все прекрасно помним фильм "С легким паром..."
Л.ПАЩЕНКО: Да. Допустим, если люди не виделись давно, встретились,
расслабились и захотелось им это событие отметить? Неужели можно им
запретить выпить рюмку водки?
М.ШУКШИНА: То есть, Леонид, Вы считаете, что это русская невредная традиция?
Л.ПАЩЕНКО: Это веками, в общем-то, традиция создавалась.
В.ЖДАНОВ: Это не безобидное заявление. У нас в 1983 году в
Новосибирской области проходил семинар по антиалкогольной пропаганде. А
как раз на слуху был фильм "Ирония судьбы, или с легким паром". И вот
профессор Новосибирского медицинского института выступала со слезами на
глазах, говорила: "Люди, говорите всем, где только можно: пить перед
баней, во время бани и после бани смертельно опасно для здоровья. После
выхода этого фильма "Ирония судьбы" у нас в Новосибирске в банях от
опоя за год, – она говорит, – около 600 человек погибло". Это целый
батальон. В бане надо париться, в бане надо мыться. Единственное, чего
в бане не должно быть, это алкоголя, это смертельно опасно для здоровья.
П.ТОЛСТОЙ: Спасибо. Я хочу спросить у Виталия Ивановича Морозова как у врача. Почему это опасно?
ВИТАЛИЙ МОРОЗОВ, вице-президент ассоциации "Медицинский центр
"Бехтерев": Потому что это очень сильная нагрузка на сердце, которое
работает как при марафонском забеге, когда человек парится в парной и
тут его еще сверху...
И.БУХАРОВ: Может, лучше не париться тогда вообще?
В.МОРОЗОВ: Нет, надо париться, только без алкоголя. Потому что
алкоголь – он отравляет сердце. И когда идет обычная нагрузка
физиологическая, и сверху мы добавляем алкоголь, тогда сердце работает
уже с перегрузкой и не выдерживает. Это то же самое, что принимать
сильный допинг. И в результате, на самом деле, все это может
закончиться печально. И мы тоже имели дело со случаями, когда умирали
прямо в бане, после бани. Нами всеми любимый фильм "Ирония судьбы, или
с легким паром" – это рекомендация для тех, кто хочет попасть в
реанимацию или на тот свет.
АНДРЕЙ МАКСИМОВ, писатель, телеведущий: Скажите, а Вы не имели случаев, когда люди умирали в бане, не употребляя алкоголя?
В.МОРОЗОВ: Тоже такое бывает.
А.МАКСИМОВ: Ну так – и такое бывает, и такое бывает. Давайте в баню не ходить.
В.МОРОЗОВ: Чаще, кстати, умирают люди после запоя. Потому что паряться и после запоя – выходят из этого состояния.
А.МАКСИМОВ: А почему русские люди всегда в бане пьют, веками? Они дураки?
В.МОРОЗОВ: А русские люди везде пьют, понимаете? Русские люди, к сожалению, не могут ничего делать чуть-чуть.
А.МАКСИМОВ: То есть они дураки?
В.МОРОЗОВ: Нет, почему? Они очень умные.
А.МАКСИМОВ: А почему они тогда так делают?
В.МОРОЗОВ: Мы все делаем запойно: мы пьем запойно, мы любим запойно, мы работаем запойно.
ЕВГЕНИЙ ЛИЛЬИН, член-корреспондент РАН, профессор, заслуженный врач
России: Я прошу прощения, но очень хочется прервать. Потому что у
русского человека – это наша поговорка – всего два повода выпить: новый
год и каждый день. М что – без бани не имеем синдромов внезапной
смерти? Мы это имеем каждый день – сотни и тысячи человек. Это не
батальоны, это полки и дивизии. Если есть традиция, если в народе она
укрепилась, то в этом есть смысл, социальный, такой-сякой,
пятый-десятый. И поэтому пугать население фильмом "Ирония судьбы"
бессмысленно. Говорить, что алкоголь – яд, бессмысленно. Потому что
организм наш производит этанол, спирт, и просто-напросто когда мы
принимаем ту или иную дозу алкоголя, мы просто увеличиваем резервные, к
сожалению, возможности организма, что у многих приводит к
положительному результату. У многих – нет.
В.МОРОЗОВ: Еще раз Вам говорю, что это приводит к перегрузке сердца,
к тяжелым осложнениям. Вы поймите, мы говорим о противоестественном для
человека процессе, мы обсуждаем культуру пития. Я всегда в таких
случаях хочу задать вопрос: почему мы не обсуждаем культуру вдыхания
клея "Момент"? Культуру употребления героина? Опиаты – тоже в
организме, кстати, находятся. Почему этого не делаем? Потому что
алкоголь – это легализованный наркотик, потому что мы не можем сейчас
резко прекратить то, что складывалось веками и тысячелетиями. Но
человечество этим должно переболеть. Это видовая болезнь, это болезнь
вида гомо сапиенс. И человечество либо погибнет, либо выздоровеет.
И.БУХАРОВ: Вы знаете, мы уже существуем многие тысячи лет, и пока
еще не погибли. И я думаю, вопрос, связанный с потреблением алкоголя,
как раз не будет кончиной для всего человечества.
П.ТОЛСТОЙ: Спасибо. Если мы начали с вами говорить о бане, давайте
поймем вообще, была ли на Руси какая-то такая самобытная культура
пития. Я хочу пригласить к микрофону историка господина Леонова и
известного человека, чиновника, при этом большого ценителя и
коллекционера вин Александра Починка. Пожалуйста.
НИКОЛАЙ ЛЕОНОВ, генерал-лейтенант СВР, доктор исторических наук:
Сейчас говорят о традициях – мол, зародилась традиция. До 1487 года,
когда не гнали так называемых крепких напитков, хлебного вина, не было
традиции потреблять крепкие напитки.
П.ТОЛСТОЙ: А что пили? Медовуху?
Н.ЛЕОНОВ: Или медовуху, или другие очень слабые алкогольные напитки.
Но люди никогда, например, не курили, пока не открыли Америку. Привезли
оттуда табак, стала традиция.
П.ТОЛСТОЙ: Да, с Америкой много плохого связано – это я согласен.
Н.ЛЕОНОВ: А сейчас эту традицию задавили. Поэтому традиции рождаются
и умирают по воле общества. Вредно стало курить? Стали бросать. Сейчас
мы приходим к пониманию, что алкоголь – яд? Думаю, что мы обязательно
пойдем по пути искоренения алкоголя.
П.ТОЛСТОЙ: Но не все пришли. Уже сколько столетий это продолжается – приходим и приходим.
Н.ЛЕОНОВ: Потому что разница между двумя лагерями, которые сидят
друг против друга. Этолюди, которые связаны с алкоголем, защищают
интересы своего бизнеса – либо это ресторанное дело, либо это
производство алкоголя. Люди, которые выступают против алкоголя,
никакого личного интереса не имеют.
П.ТОЛСТОЙ: У нас нет такого разделения на бизнес и не бизнес. У нас
есть разделение на людей, которые по-разному смотрят на эту проблему.
Н.ЛЕОНОВ: Очень остро это чувствуется. Поэтому говорить о традициях
– была одна вредная, а мы хотим, чтобы была новая, здоровая нормальная
традиция.
АЛЕКСАНДР ПОЧИНОК, заместитель Председателя комиссии Совета
Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
Смотрите: мой оппонент все полностью сказал в нашу пользу. Потому что,
действительно, не надо на Россию наговаривать. Мы все время почему-то
говорим "Россия – страна пьющая". Россия – страна, потребляющая не
больше алкоголя в расчете на душу населения и на проценты содержания
спирта, чем страны Европы. Россия – страна, пьющая крепкие напитки, –
это абсолютно неверный тезис. Действительно, максимум последние 3 сотни
лет у нас стали пить крепкие напитки. Но это не значит, что люди на
Руси...
П.ТОЛСТОЙ: До этого просто не было статистики, мне кажется.
А.ПОЧИНОК: Тогда эти напитки, действительно, не производили – я с
этим согласен. Но если мы посмотрим все источники – рукописные,
летописи, что угодно – мы найдем примеры крайне незначительного
количества пьяных людей, которые употребляют. Хотя виноград на Руси
был, хотя медовуху делали, хотя браги варили, и это все, опять-таки,
есть. Люди умели пить, знали, что, когда, как и зачем. Другое дело –
когда государство стало зарабатывать на алкоголе деньги. Когда
государство стало решать задачу дать человеку по мозгам, чтобы он
отошел от жизни, чтобы он использовал алкоголь как средство забыться,
когда государство в наше любимое советское время выбрасывало самое
примитивное, низкопробное, только массовое шампанское, когда
выбрасывало водку минимальной очистки, только чтобы опять-таки
максимально ударить по мозгам человеку, когда ему важнобыло, чтобы
человек не соображал, когда ему важно было, чтобы человека можно было
просто напоить, пошла кривая потребления резко вверх.
П.ТОЛСТОЙ: Это с какого момента?
Н.ЛЕОНОВ: Залп "Авроры"!
А.ПОЧИНОК: Не сразу после залпа "Авроры", там были и периоды сухого
закона, были периоды интереса к алкоголю, были периоды опять
уменьшения. Во время войн Россия традиционно резко уменьшала
потребление алкоголя, это было. Давайте разбираться по существу. Есть
табу. Первое. Нельзя рекламировать алкоголь, нельзя давать алкоголь
детям. Я знаю, четыре поколения нашей семьи – были люди, которые могли
выпить очень много. Но ни один человек – я знаю своих родителей, их
братьев, сестер – почти до окончания университетов никто ни грамма
алкоголя в рот не брал, их деды-бабки этому учили, и правильно.
Н.ЛЕОНОВ: Господин Починок, я имею к Вам два вопроса. В то время,
когда Вы были в высших слоях российского руководства, все средства
массовой информации писали, что Вы – обладатель одной из самых
роскошных и крупных коллекций дорогих вин. Насколько с вашей точки
зрения этично поведение руководителей государства с точки зрения
рекламы алкоголизма и деградации нации?
А.ПОЧИНОК: Алкоголь я никогда не рекламировал. Второе: Вы правильно
сказали, что я люблю вино, я собираю вино. Но вино не обязательно, и
даже, скорее всего, не должнобыть дорогим. Самые ценные бутылки в моей
коллекции – это то, что делал мой отец. Он 40 лет на Урале делал вино
просто потому, что его купить нельзя было. И я их, действительно, храню
как зеницу ока, мне дорога эта память. Тут вот было заблуждение
высказано. Говорят: "Ой, вино, это безумно дорого!" Испания, имеющая
большее число виноградников мира, продает нормальное замечательное вино
по 1,5 евро бутылку. Она продает вино по цене дешевле бутылки водки.
П.ТОЛСТОЙ: А что происходит с этим вином, когда оно приезжает сюда?
А.ПОЧИНОК: Так вот с этим надо разбираться! Надо убирать акцизы на
вино и поднимать на крепкий алкоголь, и все будет нормально. Ваш второй
вопрос?
Н.ЛЕОНОВ: В июне 1992 года новое правительство России внезапно
принимает решение об отмене государственной монополии на производство и
торговлю алкогольными напитками. По моим данным, Международный валютный
фонд дал 2 миллиарда долларов займа под то, чтобы вы приняли такое
решение, которое ведет к деградации и, в конечном счете, к ликвидации
нашего демографического потенциала. Чем руководствовалось
правительство, к которому Вы имели прямое отношение?
А.ПОЧИНОК: Во-первых, в 1992 году Международный валютный фонд нам
ничего не давал. А второе... Дорогой мой, вспомните, какое было
спиртное до отмены этой государственной монополии? Неужели, сейчас
кто-то будет спорить, что качество той же самой водки сейчас стало
выше, чем при СССР? Извините, все факты об этом говорят. При СССР все,
что производилось у нас, по уровню качества алкоголя было хуже, чем то,
которое делают сейчас.
В.ЖДАНОВ: Особенно спирт "Ройал", который погнали...
А.ПОЧИНОК: Спирт "Ройал" был подпольным, и – Вы попали в точку – я
был одним из тех людей, которые запретили и уничтожили спирт "Ройал" на
территории России. Потому что это не алкоголь! Мы, слава Богу, это
прекратили вместе с тем псевдонемецким шампанским, которое ползло на
наш рынок, этиленгликолевыми винами и так далее. Этого сейчас нет. И мы
должны принимать крайне жесткие регламенты и требования, чтобы,
действительно, продавался нормальный качественный алкоголь. И еще одно.
Государственная монополия не в этом. В Финляндии государственная
монополия, и что – пьют меньше нашего?
П.ТОЛСТОЙ: Раз речь зашла о Финляндии, у нас есть специалисты по Финляндии, между прочим. Много или мало?
ВИЛЛЕ ХААПАСАЛО, актер: У нас пьют нормально. Я не представитель ни
ресторанного бизнеса, ни алкогольного бизнеса, я просто любитель
алкоголя. Почему я очень доволен тем, что у нас государственная
монополия на алкоголь?
П.ТОЛСТОЙ: Она помогает меньше пить или улучшает качество?
В.ХААПАСАЛО: Во-первых, каждый человек, который покупает бутылку водки,
платит огромный налог на это. И я понимаю, это оправдано тем, что если
человек выпивает, рано или поздно, может быть, он будет нуждаться в
какой-то медицинской помощи.
П.ТОЛСТОЙ: То есть он заранее это оплачивает?
В.ХААПАСАЛО: Он расплачивается за то, что может быть какой-то вред.
С этим, в принципе, я согласен. То есть если я хочу выпить, я, в
принципе, готов за это платить. И во-вторых, поскольку у нас монополия,
у меня никогда не возникло, находясь в государственном винном магазине
в Финляндии, мысли о том – это настоящее или подпольное? Я на 100%
знаю, что я покупаю. На мой взгляд, это – самое важное. Потому что, в
основном, случаи, которые мы видим на улицах, это просто от того, что
непонятно, что люди пьют.
П.ТОЛСТОЙ: Спасибо большое. Я хочу, Алексей, Вас спросить, можно ли,
выпивая достаточно интенсивно, потом как-то выровняться и войти в
культурную стезю, то есть пить культурно.
АЛЕКСЕЙ ПАНИН, актер: Что может быть отвратительнее граненого
горячего стакана водки на жаре? Этого куска селедки, капающей такой
мерзкой, такого разваренного огурца, который пролежал... Я выпивал,
достаточно крепко, наверное, выпивал в определенные какие-то моменты
своей небольшой жизни. И, наверное, мое выпивание в какой-то степени
уже мне вредило и в кино. Наверное, мне нужно было остановиться. Я
остановился. Остановился не по своей воле. Получилась такая история,
что я упал, я ударился головой, у меня было сотрясение мозга, и врачи
меня попросили не пить месячишко. Я говорю: "А на Новый год?". Они
говорят: "Нет, ну, лучше не стоит", я говорю: "Ну, хорошо". В общем,
месячишко переросло в 2,5 года, я не пил вообще. Меня наша общая
знакомая все толкала и говорила: "Ну, когда же ты начнешь?" Я не начал.
Но я вам могу сказать: вот сейчас, наверное, год, мне иногда так
хочется, знаете, даже не то, что выпить, а больше закусить. Я выпиваю,
я сейчас позволяю себе бокал вина. Я покупаю пармскую ветчину, дыньку и
пармезан колотый, и выпиваю бокал вина. И второй – мне уже не хочется.
А иногда мне хочется солененького огурчика, капустки и грибочка
соленого. Я просто не пью водку – меня зашили лет 10 назад и после
этого я не пил больше водку. Я иногда прошу, чтобы мне самогоночки там
грамм 100 настоящей привезли. Я выпиваю рюмку самогонки, соленый
огурчик и ложусь спать. И я вам клянусь: я не ухожу в запои, и утром не
похмеляюсь. Поэтому я думаю, что если культурно пить, то это возможно.
П.ТОЛСТОЙ: Карен Георгиевич, я хочу задать вопрос по поводу того,
что говорят люди культурные, интеллигентные. Они, все-таки, умеют
держаться и пьют, соответственно, культурно. Вот в этом и есть культура
пития.
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ, режиссер, Генеральный директор Киноконцерна
"Мосфильм", народный артист России: Такие примеры как Сергей
Александрович Есенин, который просто спился. Да и чего говорить-то? Я,
честно говоря, в моей уже достаточно долгой жизни насмотрелся в нашей
области людей. Я не хочу называть фамилии, чтобы не обижать
родственников... Вообще, конечно, какой-то комический оттенок
присутствует, когда русские рассуждают, пить или не пить, согласитесь.
П.ТОЛСТОЙ: Нам это трудно, я не скрою. Трудный разговор.
К.ШАХНАЗАРОВ: Почему? Потому что, видимо, действительно, во всем
мире мы уже ассоциируемся с пьянством. У нас такая репутация во всем
мире. Я позавчера нашел книжку, купил, называется "Допетровская Русь".
Причем купил совершенно случайно, не к передаче, но нашел любопытную
вещь, которую я позволю себе зачитать.Это некто Маскевич, польский
дворянин, который долго прожил в России в начале XVII века, оставил
дневники. И вот он пишет: "Московитяне, – то есть тогда нас называли
"московитяне", – соблюдают великую трезвость, которую требуют строго и
от вельмож, и от народа. Пьянство запрещено. Корчем или кабаков нет во
всей России, негде купить ни вина, ни пива. И даже дома, исключая бояр,
никто не смеет приготовить для себя хмельного. Иные пытались скрывать
бочонки с вином, искусно заделывая их в печах. Но и там, к большой их
беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в бражную семью,
нарочно для них устроенную. Замеченного в пьянстве вторично снова
сажают в тюрьму, надолго. Потом водят по улицам и нещадно секут кнутом.
Наконец, освобождают. За третью же вину – опять в тюрьму, потом под
кнут, из под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут – раз до десяти, чтобы,
наконец, пьянство ему омерзело". Это было написано 300 лет назад. Это к
вопросу о традиции пьянства на Руси. Не было такой традиции, правильно
здесь сказали. Теперь, вот я – человек, который пьет вино и любит вино.
Что я хотел бы для своих детей? Для своих детей я хотел бы, чтобы они
не пили вообще. Я не хочу, чтобы они пили. Ни водку, ни вино, ни пиво.
Насмотрелся я на это. Из моих сверстников половина умерла от пьянства.
С теми, с кем я учился в школе. Я это все видел, я знаю, к чему это все
приводит. Я не хочу, чтобы мои дети пили, не хочу – ни в день рождения
пускай не пьют, ни на Новый год пускай не пьют. Это другое дело, что
смогу ли я их заставить, не смогу – это другой вопрос. Но я этого не
хочу. Я хотел бы, чтобы в нашей стране была такая предрасположенность,
чтобы это было стыдно. Я не хочу, чтобы русский человек ассоциировался
во всем мире с пьянством, как он сейчас ассоциируется. Стыдно,
действительно. И куда ни приезжаешь, первое, что с полуулыбкой: "А-а,
тут у нас были. А тут у нас сидели".
П.ТОЛСТОЙ: Спасибо большое, Карен Георгиевич. Я хочу обратиться,
Ксения, к Вам. Карен Георгиевич говорил по поводу того, что должно
стать стыдно. Но у нас ведь в стране по-другому относятся к людям
пьющим, с какой-то жалостью и состраданием
КСЕНИЯ СТРИЖ, теле-, радиоведущая: Да, это все дело мне кажется некоторым перевертышем.
П.ТОЛСТОЙ: А к непьющим – с подозрением.
К.СТРИЖ: Да. Либо болен, либо стукач. Либо больше не может. Либо
шпион. Здесь я совершенно согласна с Кареном, что только тогда, когда
человек, который пьет, он – просто лузер, что является, в общем-то, во
всем мире. А у нас – наоборот, у нас оправдательная история. Человек
приходит на работу, не очень хорошо выглядит, встрепанный и говорит:
"Хватит, отстаньте от меня, я после вчерашнего". Все говорят:
"Тихо-тихо, на цыпочках мимо него проходите – он после вчерашнего!" То
есть по большому счету, не надо нервировать, ему и так бедному плохо.
Хочешь "Алка-зельцер"? Хочешь еще чего-то? Давай иди пораньше домой,
поспи. Или, например, какая-то была пьянка, и на следующий день как-то
жена с ним не очень, друзья напряглись. Он говорит: "Что такое?" Ему
говорят: "Да ты вчера такое наговорил. Ты помнишь, чего ты сделал?" Он
говорит: "Да ладно, ребят, ну это ж по пьяни, я на самом деле
нормальный". Они говорят: "Ну, в общем, да, наверное, по пьяни. На
самом деле нормальный парень и все". И еще проблема, что плохое
поведение и даже где-то преступное, у нас, почему-то вызывает жалость.
Почему говорят, что алкоголизм – это болезнь? Я не совсем с этим
согласна, по той причине, что больной человек вызывает жалость. И вот
мы жалеем его, больного человека. Мы сколько раз пропесочивали и все.
Если же общество отворачивается от человека, если он теряет реально
работу, если приходит в не очень хорошем виде после вчерашнего. И,
кстати, сейчас времена меняются – сейчас 100 раз человек подумает, если
ему завтра на какие-то переговоры, стоит ли ему встречаться с друзьями
и сколько-то выпивать. Это сейчас, действительно, очень заметно. Потом
еще проблема в том, что нужно понять: у нас не столько отсутствие
культуры выпивания, сколько отсутствие культуры осознания этой проблемы
внутри себя. Потому что человеку очень трудно признаться в том, что
когда он выпивает, он неадекватен. Поэтому надо отдатьотчет в том, что
он потерял, – третью жену, лучшего друга, что он потерял второе место
работы, и что это связано именно с этой проблемой, а не из-за того, что
там он такой вот непростой, очень сильно заколдованный.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
П.ТОЛСТОЙ: У меня вопрос к Юрию Николаеву, человеку, который много
лет вел программу "Утренняя звезда". Скажите, пожалуйста, существует ли
представление о культурном питие, насколько это миф, насколько это
реальность? И может ли человек, который какое-то время употреблял,
выйти?
ЮРИЙ НИКОЛАЕВ, телеведущий, телепродюсер, народный артист России: Я
не считаю, что Россия – это спивающаяся нация. Я не хочу, по крайней
мере, так думать о России, и о каждом из нас. Что касается меня, да,
действительно, я очень давно не пью, более 20 лет, и не считаю это
подвигом. И не пью не потому, что не нравится, а знаю, что понравится.
Мне бы очень хотелось, чтобы из этой программы каждый из нас в силу
своей профессии, в силу всего подумал, а чем мы можем помочь и пьющему
человеку, и подрастающему поколению? Потому что вопрос о подростках –
действительно, очень важен, с чем я сталкивался последние 15-20 лет – с
теми ребятами, девчонками, мальчишками. Да, меня шокирует, когда я вижу
пацанов, девочек с сигаретами. Я не ханжа, поверьте мне. С сигаретами
на улице и с бутылкой даже пива. Вот здесь я считаю, что необходим
абсолютный запрет на потребление в школах, все что касается подростков
– и сигарет, и слабоалкогольных напитков, и реклама –здесь у меня
абсолютно точная позиция.
П.ТОЛСТОЙ: Спасибо. Я хочу пригласить к микрофону режиссера Андрея
Кончаловского, который к нам присоединился, и телеведущего Андрея
Максимова. Итак, господа, существует ли в России какой-то способ
выпивать культурно или обуздать себя невозможно? Как вы считаете?
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер, народный артист России: Вообще,
честно говоря, проблема катастрофическая, я думаю. Она усиливается. К
сожалению, у нас вообще к пьяным относятся очень терпимо.
П.ТОЛСТОЙ: Как раз только что об этом говорили.
А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Можно рассказывать довольно страшные истории. Но все
равно, поскольку он был пьян, к нему относятся нежно, как правило. И
вообще любят, особенно если он умрет.
П.ТОЛСТОЙ: А на Западе пьянство отягощает вину?
А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Нет, на Западе по-другому относятся к пьянству.
Только в Финляндии можно было видеть людей, и то они приезжали в
Петербург для того, чтобы так себя вести. Мне кажется, что проблема
здесь тяжелая и она была далеко и давно. Она уходит вглубь веков. Я
ехал, думал, почему же люди пьют? Потому что пьют везде, во всех
странах. И я думаю, что количество вина, выпитого в Италии, может быть,
не меньше количества алкоголя, выпитого в России. Но мне сейчас важнее
понять другое: почему в России пьют? Хорошо, пить – это не страшно,
страшно спиваться. Потому что когда мы говорим "культура пития", мы
говорим одно: "Пей, только не спивайся". Потому что когда человек
спивается, он теряет себя. Человек, который иногда выпил, и даже до
того момента, когда теряет себя, – я тоже был в этом состоянии
несколько раз в своей жизни – то это не значит, что я спился. Речь идет
о том, что очень часто люди спиваются, это у них становится главным
способом препровождения свободного времени. А даже иногда и рабочего.
Вот Чехов говорил о русском человеке: "Что я хотел бы пожелать русскому
человеку? Прежде всего, я хотел бы пожелать ему желания. Нет у русского
человека желания". Что значит, нет у русского человека желания? Русские
люди, на мой взгляд, очень большие фаталисты. И поскольку этот фатализм
приводит к тому, что русский человек, во-первых, в принципе, очень
пассивен. И если политически говорить, очень пассивен. Начальство,
кто-то виноват, а я не виноват – это первое. Второе – люди не строят
свою жизнь от того, что, понимаете, надо жизнь свою жить. Да, а здесь
человек жизнь его живет. И поскольку жизнь его живет – перспективы нет.
А поскольку нет перспективы, выпивает. Потому что когда у человека есть
перспектива... Очень редко видно зажиточного человека, который
спивается. Потому что он знает: у него деньги, он вынужден отложить. А
когда перспективы нет, у него есть зарплата и знаешь, что все равно вот
этой зарплаты у него не хватит на то, чтобы накопить на квартиру или на
машину, он ее – сюда. И вот отсутствие перспективы и уважения к
деньгам, которое воспитано тоже российской культурой... Деньги – это
грех, и так далее, вот эти понятия. Они ведут к тому, на мой взгляд,
что человек, не имея перспективы, он все тратит на то, чтобы как-то
истратить эти деньги. Продолжение
|