Собственно визит уже закончился. Из значимой части остался деловой
завтрак с В.В. Путиным. Завтрак, замечу, важный для дальнейшего
развития отношений между США и РФ. Но кроме крайне важного, но
неосязаемого взаимопонимания, он этот завтрак формальных результатов
иметь не будет. Визит состоялся и американцы получили, судя по всему,
даже больше, чем рассчитывали.
Далее, судя по всему, американцы активно зондируют почву по подключению России к усилиям в Афганистане. Следует заметить, что афганская компания США в целом в интересах России. Формат участия РФ в этих усилиях будет в том, что Россия скорее всего, но еще не факт, будет готовить у себя военных и полицейчких специалистов для Афганистана. Вероятно, будут и поставки вооружения, как боеприпасов, так и оружейных комплексов (танки, пусть и устаревшие, БТР, артсистемы и т.п.). Кто будет платить? Скорее всего американцы и будут платить. Им нет резона поставлять в Афганистан свое оружие, т.к. с ним там никто обращаться не сможет, а производимые у нас на экспорт устаревшие, да еще и в "упрощенных" вариантах системы вооружений для Афганистана в самый раз. Вероятно, будет что-то еще. Но до посылки войск не дойдет. Максимум - советники.
И еще изменился тон российской риторики по отношению к КНДР и Ирану. Применительно к КНДР изменение риторики, пока только риторики, мы можем наблюдать уже как с месяц, а вот в адрес Ирана новые ноты зазвучали вчера. Те, кто понимает, осознают какая произошла тектоническая подвижка в российской внешней политике. От благожелательной и нарочитой для Ирана и КНДР отстраненности перешли, минуя внемодальный нейтралитет, к настороженности. Это американская сторона тоже может записать в свой актив.
Следует заметить, что все вышеперечисленные вопросы объективно решены не только в пользу США, но и в пользу России. Т.е. национальные интересы России нигде не пострадали. Более того, решение всех этих вопросов перезрело. Решать их нужно было раньше, много раньше. Но в условиях, когда в администрации США во внешней политике бал правили неоконы, ни о каком нормальном диалоге речи быть не могло. Это стало возможным с приходом "реалистов". Собственно это был ключевой для "реалистов" визит президента США. Сломала ли руку мадам Клинтон, или это была такая игра: проверить "реалистов" на деле, а там решить, как дальше быть с Россией, - уже не важно. "Реалисты" сдали экзамен по России. Им есть, что предъявить истеблишменту Америки. Результаты есть, хоть не прорывные, но по сравнению с временами Джорджа Буша младшего весьма впечатляющие.
Есть еще одно соглашение, которое осталось несколько в тени. Президенты России и США договорились о создании двусторонней президентской комиссии. Ее возглавят сами лидеры - Дмитрий Медведев и Барак Обама, а координировать работу будут главы внешнеполитических ведомств - Сергей Лавров и Хиллари Клинтон.
Таким образом, РФ и США воспользуются имеющимся опытом такой формы работы - до 2001 года существовала совместная комиссия, вошедшая в историю как "Комиссия Гор-Черномырдин" - ее возглавляли вице президент США и российский премьер.Комиссия будетсостоять из 13 рабочих групп по разным направлениям сотрудничества.
Среди них - ядерная энергетика и ядерная безопасность, контроль над вооружениями и международная безопасность, внешняя политика и борьба с терроризмом, противодействие незаконному обороту наркотиков, развитие деловых связей и торгово-экономические отношения, энергетика и окружающая среда, сельское хозяйство, наука и технологии, сотрудничество в космосе, здравоохранение, сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданское общество, образовательные и культурные обмены.
Дополнительные рабочие группы, включая группы о сотрудничествемежду
военными в сфере обороны, по линии внешней разведки и по спортивным
связям, а также по необходимости подгруппы в рамках каждой из них будут
созданы и объявлены в течение ближайших месяцев.
Вот это уже
серьезно. Даже серьезней, чем достижения этого визита американского
президента. Если хотя бы по трети вопросов компетенции комиссии будет
умеренное продвижение, оно, вероятно, приведет к очень серьезному
прорыву в российско-американских отношениях по самым разным измерениям
сотрудничества двух стран. Это и будет реальная перезагрузка отношений.