Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
Революция началась с волны убийств, разрушений и грабежей... По
всей республиканской Испании без разбора разграбляли и жгли храмы и
монастыри" Хью ТОМАС, "Испанская гражданская война"
В
республиканской Испании, начиная с 1931 года правительство вступило на
путь крайнего антиклерикализма. Среди либералов, сформировавших
правительство после победы на выборах 1931 года левых, основное влияние
на политику связывалось с масонами, традиционно враждебными Церкви и
религии. Стоит напомнить в этом контексте ведущего исследователя
истории испанской гражданской войны Хью ТОМАСА. Акцентируя факт, что
испанское масонство повсеместно отождествлялось с либерализмом, ТОМАС
подчеркивал, что "испанские масоны были не просто антиклерикальны, оны
были крайне антирелигиозны".
По ходу укрепления республиканского
правительства акция против католической Церкви была поддержана
набирающими силу социалистическими, анархистскими и коммунистическими
группировками. Главными пропагандистскими упреками в адрес Церкви были
обвинения ее в том, она "сказочно богата и является союзницей
капиталистических плутократов". В борьбе с Церковью власти не
колебались распространять наиболее примитивную и омерзительную клевету.
Как писал Марек Ян ХОДАКЕВИЧ в ценной работе "Ограбленная память. Война
в Испании 1936-39": "распускались истерические сплетни о том, что
иезуиты отравляют колодцы, монахи крадут и убивают детей, а монахини
предаются разнообразным сексуальным утехам". Нападая на "церковные
сокровища", нападающие старательно умалчивали о том, что Церковь была
самой крупной благотворительной организацией в стране, оказывающей
весьма значительную помощь бедным и безработным. А также о том, что
решительное большинство испанских священников были крайне бедны и часто
не выбирались из нищеты, как и их паства.
В принятой
республиканскими властями конституции дело дошло до значительного
ограничения религиозных свобод. Власти удалили религию из школ,
распустили монастыри и конфисковали их имущество. Священникам запретили
учительствовать. Запретили церковные похороны без предоставления
письменного свидетельства о том, что умерший перед смертью выразил
желание быть похороненным по католическому обряду. Даже организация
религиозных процессий была поставлена в зависимость от позволения
властей. Масштаб и разнообразие антирелигиозной деятельности
республиканских властей вызвали растущее возмущение в католической
среде. Воинствующий антиклерикализм левых республиканцев,
сосредотчившихся вокруг президента Мануэля АЗАНЬИ, возбудил масштабную
оппозицию его курсу среди испанского населения, в большинстве своем
католического по вероисповеданию. Разочарование от Республики, которую
конспиративные романтики-идеалисты представляли себе в образе
Прекрасной девы (La Nina bonita) достигло предела.
Теперь, под
влиянием фатальных ошибок первого республиканского правительства, все
большее число республиканских деятелей стало с грустью признавать, что
"лучшая республика была во времена монархии". В католических кругах
левое правительство осуждалось в том, что вся антирелигиозная кампания
является для властей удобным прикрытием и имеет целью маскировку
отсутствия у правительства плана действительного оздоровления экономики
и социальной ситуации в стране. Уже 6 мая 1931 года дело дошло до
резкого выступления кардинала Педро Сегуры и САЕНЦ, архиепископа Толедо
и примаса Испании. В специальном пасторском письме кардинал осудил
антицерковную и антирелигиозную политику республиканских властей,
призвав народ к сопротивлению, заявив: "Если мы будем молчать и
бездействовать, если поддадимся "аппарату подавления", у нас не будет
права жаловаться, когда горькая действительность покажет нам, что
победа почти была у нас в руках, это значит, что нам следует биться на
смерть за свою честь, подобно рыцарям".
Ситуацию ухудшали
антицерковные уличные выступления с участием анархистов и левых
радикалов. Во время беспорядков, спровоцированных в мае 1931 года в
Испании левыми радикалами, дело дошло до сожжения более чем сотни
католических храмов. В католической среде росло возмущение пассивностью
правительства относительно антиклерикальных выступлений, начиная от
поджогов храмов и кончая публичными оскорблениями и избиениями
священников. Особенный протест вызвало фанатичное выступление
либерального министра, а позднее президента Республики Мануэля АЗАНЬИ,
который публично сказал, что "все католические храмы Испании вместе
взятые не стоят жизни и одного республиканца". Республиканские власти
продолжали свои антицерковные выступления, изгоняя из страны
священников и принуждая к выезду самого примаса Испании (в июне 1931
года). Зловеще прозвучали слова республиканского президента АЗАНЬИ в
октябре 1931 года. Этот фанатичный антиклерикал публично высказал
радость от того, что Испания якобы "перестала быть католической",
сославшись на успехи предпринятой правительством антирелигиозной
кампании и на низкие показатели участия верующих в богослужениях.
Но
даже после падения либерального правительства и поражения левых
радикалов в выборах 1933 года, конфликты вокруг религии и Церкви не
перестали быть главным фактором, разделившим испанцев на два враждебных
лагеря. Крайний антиклерикализм большей части левых деятелей толкал их
к продолжению антицерковных выступлений. В 1934 году, во время левого
мятежа в Астурии дело снова дошло до массовых поджогов и разрушений
храмовых зданий. Но апогей антирелигиозных выступлений пришелся на
предвыборную кампанию 17 июля 1936 года. Несмотря на получение
преобладающего количества голосов в пользу правых и Центра, вследствие
разногласий между ними и несовершенства избирательных механизмов, к
власти пришли либералы.
Пылающие храмы Празднующие
победу левые (социалисты с коммунистами теперь контролировали полицию и
республиканскую жандармерию) смотрели сквозь пальцы на варварские
антирелигиозные выступления толпы. Вновь запылали храмы. Официальные
источники отмечали, что только за период с февраля по июль 1936 года
было сожжено 170 храмов. В одном только городе Кадиз 5 марта были
сожжены католическая школа, здание монастыря и 5 католических храмов.
Все чаще дело заканчивалось убийствами священников и монахинь.
Безнаказанность этих антирелигиозных актов насилия стала одной из
причин начала кровавой гражданской войны в Испании (1936-1939).
В
течение всего периода граажданской войны власти так называемой "красной
Испании" проводили политику безусловной атеизации. Особым
правительственным декретом власти предписали закрытие всех святынь с
полной конфискацией их имущества. Был введен полный запрет на оказание
священнических услуг. На территориях, занятых республиканскими войсками
дело дошло до полного уничтожения католических храмов и монастырей, с
особой ревностью происходившего в провинции.
В Барселоне,
например, было сожжено 58 храмов. Уцелел только кафедральный собор.
Варварски было сожжено 10 тысяч томов из богатейшего собрания
кафедральной библиотеки в Куэнке. Были организованы публичные сожжения
икон, католических статуй и богослужебных книг.
Враги Церкви
не переживали по поводу нежелания множества людей участвовать в
предписанном властями уничтожении предметов религиозного культа.
Согласно Хью ТОМАСУ, "доктор БОРКЕНАУ наблюдал грустных женщин, несших
к костру молитвенники, иконы, статуэтки и прочие дорогие для них
предметы, которые были для них частью повседневного быта. Только дети
радовались возможности безнаказанно отбивать носы у статуй перед тем,
как бросить их в огонь".
Жертвой воинственного атеизма
"красной Испании" пало более 20 тысяч святынь. Это означало уничтожение
почти половины испанских храмов. В пустых, ограбленных, с ободранными
украшениями храмах устраивались народные дома, амфитеатры для цирковых
представлений и т. п. В мадридском храме св. Антония de Floriad был
устроен довольно своеобразный "футбольный матч", в котором роль мяча
играл череп святого.
Республиканские милиционеры глумились над
священническими ризами, уничтожали предметы религиозного культа,
плясали в обнимку с мощами, извлеченными из пещер и катакомб. Постоянно
осквернялись кладбища. В Хуэске тела, выкопанные из могил были уложены
в позициях совокупляющихся пар. Либеральный историк Хоск М. САНЧЕС
писал, что "тысячи храмов были сожжены, осквернены предметы культа,
раскопаны могилы монахинь, останки которых извлекались на посмешище
зевак, и с ними устраивались глумливые псевдо-религиозные представления
и прцессии".
Убийства священников Огромные
размеры принял террор непосредственно направленный на испанское
духовенство. На территории, подвластной республиканцам, от расстрелов и
пыток погибло в общей сложности 7937 лиц духовного звания: 12
епископов, 283 монахини, 5255 священников, 2492 монахов и 249
послушников. Только за один день 6 ноября 1936 года во время массовой
казни в Мадриде было расстреляно более 200 священников, монахинь и
семинаристов (одновременно было казнено около 2400 политзаключенных).
От
рук палачей "красной Испании" погибли епископы Барселоны, Альмерии,
Кадикса, Таррагоны, Куэнси, Лериды, Жаэан, Сюидад Реаль, Теруэла,
Сегорбе, апостольский администратор епископ БАРРБАСТРО и апостольский
администратор ОРИХУРЛИ. Епископ Сюидад Реаль был убит в тот момент,
когда он работал над историей Толедо. После убийства палачи уничтожили
всю собранную епископом историческую документацию и черновики. Епископ
Жаэаны был убит вместе с сестрой на глазах двухтысячной толпы зевак.
Епископов Кадикса и Альмерии принудили перед казнью отдраить палубу
тюремного судна "Astoy Mendi".
Сохранились многочисленные
свидетельства о жестоких пытках, которым подвергались жертвы "красного"
республиканского террора. Мать двух иезуитов была удавлена распятием.
Дон Антонио Диаса дель МОРАЛЬ из Сьемозуэлос запихали в загон с
разъяренными быками и дождались, пока те его не забодали до смерти.
Затем у замученного насильники отрезали ухо, как это делает матадор
поверженному быку.
Кровавая геенна духовенства на территориях,
подвластных "красной Испании" была также историей неслыханной
самоотверженности и героизма за веру. Лучше всего иллюстрирует их тот
факт, что священникам часто предлагалась жизнь в обмен на отречение от
веры, однако ни одного подобного случая отмечено не было (!). Вспомнил
об этом в своем прекрасном стихотворении Aux Martyrs Espagnols (К
испанским мученикам) французский поэт Поль КЛОДЕЛЬ: "убито 11 епископов
и 16 тысячсвященников... Ни одного отречения"... Хотя число казненных
лиц духовного звания и была преувеличена КЛОДЕЛЕМ (по подтвержденным
данным погибло 7937 священников, епископов и монахов с послушниками),
факт огромного количества людей, мужественно принявших смерть за веру
потрясает. Красные варвары испытывали настоящий шок, будучи не
способными никаким способом принудить свои жертвы к отречению, даже
ценой сохранения жизни. Многие мученики, умирая, успевали крикнуть "
Слава Господу Иисусу Христу!" (Viva Cristo Rey!). С этими словами
отошел в мир иной и епископ Эстаквио НЬЕТО из Сигуэнцы, расстрелянный
27 июля 1936 года. Историк Хью ТОМАС описывает события так: "приходской
священник из Наволморалеса сказал полицейским, пришедшим арестовать
его: "Желаю принять муку за Христа". - "Если хочешь этого, сказали
полицейские, - тогда и умрешь, как Он". Они сорвали со священника
одежды и безжалостно отхлестали его бичом. Затем привязали его спиной к
деревянной балке, напоили его уксусом и короновали терновым венцом.
"Хули Бога и освободим тебя", - сказал начальник полиции. "Я прощаю и
благословляю вас", - отвечал ему священник. Полицейские стали спорить,
каким способом убить священника. Хотели его распять, в конце концов
застрелили его в положении, обращенном в сторону тех, кто его
расстреливал, так, чтобы он мог благословить их перед смертью".
14
сентября 1936 года в лево-ориентированной газете "The New York Times"
была опубликована корреспонденция из Испании, автор которой сообщал,
что в городке Эль Саусейо в Севилье он видел тело священника, отца Хосе
де ла КОРА, распятое кверху ногами на дверях костела. Типичный пример
антирелигиозной жестокости был отмечен 24 июля 1936 года в Мадриде. В
этот день социалистические милиционеры выволокли на улицу трех
прятавшихся сестер-кармелитанок. С криком: "Монашки! Расстрелять!" -
набросились на них их тут же казнили.
Один из фанатичных
палачей так вспоминал о поведении священников, сопровождаемых к месту
казни: "Вот идиоты! Некому было заткнуть им рты! Всю дорогу пели,
прославляя своего Христа! Один из них пал замертво, когда мы сбили его
прикладом, - истинная правда! Но чем больше мы били их, тем громче они
пели "Viva Cristo Rey". Некий человек по имени Фернандес де ДИОС (что в
переводе с испанского означает "Божий", "принадлежащий Богу"), написал
письмо к министру юстиции, в котором просил разрешить ем изменить
фамилию на BAKUNIN, поскольку "ничего общего с Богом он иметь не желал"
потому, что "как можно продолжать верить в Бога, который равнодушно
взирает на то, как жгут Его Церкви и уничтожают иконы с Его образами"
Как
же может выглядеть в свете всех этих варварских преступлений и массовой
резни предпринимаемая сегодня в Польше кампания за прославление
"домбровцев" (Dąbrowszczakоw), то есть, людей, поддержавших
большевистский террор в Испании и разделивших с республиканцами
ответственность за зверства красных. Ничего удивительного в том, что
многие верующие в Испании видели в гражданской войне против красных
именно "крестовый поход против зла", борьбу за своих священников, за
естественный ход приходской жизни, за свободу богослужений и за право
на молитву. Вспомним и о том, что папа Пий XI в первой своей публичной
проповеди по поводу гражданской войны в Испании 14 сентября 1936 года
приписал республиканцам "поистине сатанинскую ненависть к Богу".
|