Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
Традиционные общества представлены в
истории огромным числом конкретных примеров, принадлежащих к нескольким
основным цивилизационным типам. По способу организации элит они, как
представляется, могут быть сведены к нескольким основным видам,
большинство из которых соответствует (хотя бы приблизительно) известным
региональным цивилизациям (с характерным для них этническим,
религиозным и культурным содержанием). Примерно половина этих видов
свойственна обществам, которые в своих основных чертах сохранялись к
Х1Х в. и элиты которых непосредственно эволюционировали в элиты
современного вида.
Первый вид (условно «европейский» или
служило-аристократический) представлен обществами, в котором элитные
группы расчленены и относительно мало связаны друг с другом. Для него
типично классическое сословное деление, когда за каждой из групп в
принципе, по идее, закрепляется одна из функций.
Во втором
случае элиты также расчленены и сословия и социально-профессиональные
элитные группы фактически существуют, но формально уравнены перед лицом
высшей власти (“деспота”) и юридически могут вовсе не выделяться.
Именно такая картина наблюдается в большинстве мусульманских обществ.
Для
третьего вида характерна нерасчлененность элиты. Элита воплощена в
фигуре чиновника (военные - лишь его разновидность), соединяющего в
своем лице и власть, и духовно-жреческие функции, и образованность, и
материальную обеспеченность. Такова ситуация в странах Дальнего Востока
- ареала распространения китайской ("конфуцианской") политической
культуры.
Особый вид представлен кастовыми обществами.
Функциональное деление элиты выражено здесь в наиболее откровенной
форме и в раннем виде (варновая система) подано в иерархической
последовательности. Под влиянием конкретных условий эта иерархия в
реальности меняется, и касты ее выражают более гибко (правят, как
правило, военные касты, а за духовными остается лишь монополия на
культовую деятельность и связанный с этим почет).
Для иного вида
("государственно-патриархального"), свойственного, в частности,
обществам, не входивших в зону одной из базовых цивилизаций
(европейской, исламской, конфуцианской) или испытавших их влияние лишь
частично (напр., страны ЮВА), характерно то, что элита здесь
стуктурируется прежде всего на основе правящего рода и создающихя
вокруг него сословий по приципу знатности происхождения.
Еще
несколько видов организации элит можно выделить в обществах, в основном
сошедших с исторической арены многие столетия назад или
эволюционировавших в иные. При желании их можно связать и соединить в
один тип с более поздними обществами, но все-таки они обладают
достаточно специфическими чертами организации элит, чтобы можно было
говорить о них как об отдельных типах.
К ним относится, в частности,
"античный" тип, характеризующийся наличием сословных групп, основанных
на принципе дееспособности и исполнении гражданских обязанностей,
которые позже характеризуются и имущественным цензом.
При
типе, условно могущим быть названным "древне-общинном", элитные группы
обычно не выделяются в сословном отношении, а представляют собой слой
должностных (жреческих, административных, военных) лиц, юридически
равный основной массе коренного свободного населения и входящий наряду
с ним в высшее сословие полноправных общинников.
Еще один вид
("древне-бюрократический"), распространенный, как и предыдущий, главным
образом на Древнем Востоке, отличается от него тем, что реально
доминирующие слои (жречество, чиновничество) выделяются в статусном
плане от массы населения довольно четко.
Вид, условно именуемый
"древне-аристократическим", дает картину пирамиды сословных групп,
выстроенную в зависимости от знатности происхождения с четкой
регламентацией для каждой из них одежды, пищи, жилища, предметов быта и
т.д.
"Примитивно-аристократический" вид (свойственный, в
частности, большинству кочевых обществ), характерен дихотомией, где
родовая знать противопоставлена массе рядовых свободных членов общества
при практическом отсутствии промежуточных профессиональных прослоек.
Такое
разделение, разумеется, очень условно, поскольку все типы имеют очень
много общих черт, часто пересекающихся, и в основу данного деления
положены некоторые специфические черты, наиболее сильно развитые именно
в данном типе, наличием или степенью развития которых он и отличается
от других.
Для крайне примитивных обществ вообще нехарактерна
устойчивая социальная структура и элита существуют в виде не социальных
групп, а как совокупность отдельных лиц (вождей, старейшин, жрецов и
т.д.) положение которых обусловлено случайными обстоятельствами или
личными качествами и не обязательно переходит по наследству.
Наконец,
в ряде случаев элитные функции принадлежат некоторой этнической группе
в целом - когда (независимо от наличия иерархии социальных групп внутри
нее самой) по отношению к основной массе населения вся она занимает
привилегированное положение и является средоточием и властных, и
духовных, и интеллектуальных и материальных полномочий. Такая картина
наблюдается либо в случае завоевания, когда завоеватели не склонны
признавать за покоренным населением иную роль, кроме физического труда,
либо в результате упорного нежелания представителей определенной
этнической группы заселять нижние этажи социальной пирамиды.
|