Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Вместе с экономическими проблемами на россиян обрушилась новая волна
"духовных спасителей". Буклеты, листовки, плакаты обещают радикально
изменить вашу - пока не очень удачную - жизнь. Попробуйте в одиночку
прогуляться по центру столицы, и вас непременно, к гадалке не ходи,
остановит доброжелательный незнакомец - с приглашением посетить
собрание любителей йоги, благотворительный фонд помощи больным
наркоманией, психологические тренинги или группу по изучению Библии...
Именно под такими масками скрываются религиозные культы, адепты которых
ежедневно "охотятся" на улицах. Студенты, пожилые люди, а теперь все
чаще и безработные, вместе со службой потерявшие привычный круг
общения, - всё это потенциальные жертвы вербовщиков. Корреспондент
"Известий" Марина Кузнецова заглянула в бездны мракобесия и умудрилась
сохранить здравый рассудок.
Контракт на миллион лет
"Программа
очистки, разработанная Роном Хаббардом, поможет справиться с
проблемами!" - такие листовки появились на днях в почтовых ящиках
москвичей. Время от времени реклама дианетики Хаббарда, основателя и
теоретика сайентологии, появляется даже в московской подземке. "Вам
что-то мешает? Не дает быть тем, кем хотелось бы?" - врезаются в
сознание ядовито-красные буквы.
Активист Московского
православного молодежного движения Дмитрий (фамилию называть не будем)
- один из тех, кому удалось вырваться из "кузницы счастья", основанной
предприимчивым американцем чуть более полувека назад. Разумеется,
мужчина попался в рекламную ловушку. Возвращаясь с работы, услышал по
радио про дианетику - "науку о душевном здоровье". Уверенный голос
диктора обещал решение всех проблем. Семена попали на благодатную
почву: нелюбимая работа, маленькая зарплата, кризис среднего возраста,
проблемы с женщинами... В поисках новой жизни Дмитрий переступил порог
Центрального Дома художника, где намечалась презентация книги по
дианетике.
Заинтригованный рассказами о невообразимых успехах
людей, занимающихся сайентологией, Дмитрий стал посещать платные
психологические курсы. Сегодня, освободившись от двухлетнего гипноза,
он признает, что жил все это время в придуманном мире: "Первое время
после каждого занятия испытывал сильнейшее состояние эйфории, которое
исчезало сразу же, как только я возвращался в реальную жизнь".
"Динамика
денег", "Учись учиться", тренировочные упражнения по общению и контролю
- стоимость каждого двухнедельного курса практически равнялась его
месячному окладу. Не имея иных источников дохода, он договорился
отрабатывать оплату раздачей листовок, обзвоном и агитацией. Все
свободное время Дмитрий проводил либо на семинарах, встречах и
собраниях, либо в попытках на них заработать. Оторванный от реальности,
он ощущал себя бессмертным существом "тэтаном", посещал сеансы одитинга
(что-то типа беседы с психоаналитиком) и старательно описывал на бумаге
свои "инграммы" (аналоги греха в православной культуре). Записи
аккуратно подшивались сайентологами в личное дело. Не исключено - чтобы
впоследствии использовать эти откровения против взбунтовавшихся членов
организации...
К концу второго года Дмитрию предложили официально оформить свой союз с сайентологией - подписать "контракт на миллион лет".
-
Мне показалось это нелепым, потому что тогда я уже начал
разочаровываться. Время шло. В моей жизни ничего не менялось. Не
происходило обещанных метаморфоз и с окружающими людьми.
Сомнения
в бесспорности учения подтвердились после курса "Динамика денег".
Сайентологи ратовали за отмену прогрессивной шкалы налогов и предлагали
сделать налоговые вычеты обратно пропорциональными доходам.
-
Следуя их логике, социальные льготы для малообеспеченных людей только
тормозят их развитие. А как же инвалиды, многодетные семьи? Что будет с
ними без государственной поддержки?! - до сих пор негодует Дмитрий. -
Подобные вопросы натолкнули меня на мысль, что люди, с которыми я имею
дело, социально опасны. При этом они называют ПИНами (потенциальными
источниками неприятности) многих видных деятелей культуры,
благотворителей, иерархов православной церкви. Тогда я укрепился в
своем решении уйти...
Сегодня Дмитрий работает, общается, путешествует - в общем, живет. Наверстывает потерянное время. "Бомбардировка любовью"
Собрание
прихожан "Московской Церкви Христа" (по другому - "Бостонское
движение") в актовом зале ДК "Москвич", куда я попала по приглашению
уличного зазывалы, выглядит вполне безобидно. В основном молодые люди,
некоторые с детьми. Все улыбаются и обнимаются. Психологи называют это
масло масляное "бомбардировка любовью" - один из приемов контроля над
сознанием. Благодаря поцелуям, прикосновениям, комплиментам у людей
возникает чувство принадлежности к секте как к единой семье.
Включается
закон взаимного обмена - в благодарность за хорошее отношение ты
позволяешь усадить себя в кресло поближе к сцене. Не сопротивляешься,
когда тебя зажимает с двух сторон пара особо рьяных "московских
христиан". Стаж моих соседей в МЦХ - 13 и 17 лет. Оба попали сюда с
университетской скамьи.
Растворяясь в обаянии, с энтузиазмом
поешь песни. Послушно читаешь отрывки из современного перевода Нового
Завета. Вслушиваешься в вольную трактовку Священного Писания в
исполнении одетого в майку и джинсы молодого "проповедника" из
прихожан: "В общем... ну как-то так... тут вот...." Кульминация -
"причастие": по рядам передают поднос с тонким лавашом и крошечными
пластиковыми стаканчиками вина. Для трезвенников - гранатовый сок.
-
Однажды мои мальчишки вернулись домой и взахлеб стали рассказывать про
церковь, в которую пригласил их знакомый, - рассказывает мне Людмила
К., мать двоих теперь уже взрослых сыновей, которые отдали "Бостонскому
движению" восемь лет жизни. - Я сначала удивилась, но и обрадовалась. В
маленьком сибирском городке, где я выросла, церковь была сожжена.
Родители, партийные работники, крестили нас втайне, дома. Обрядов не
соблюдали, тема религии вообще не обсуждалась. Я подумала, что ничего
плохого в чтении Библии по воскресеньям нет - наоборот. Решила и сама
приобщиться к духовному - спустя месяц отправилась вслед за сыновьями.
Каково же было мое удивление, когда "церковью" оказался обшарпанный ДК
на краю города. Когда услышала дикую проповедь американца на ломаном
русском, пришла в ужас! Это даже отдаленно не было похоже на
православную церковь, куда я ходила во время службы ребят в армии...
Младший
сын, студент престижного вуза, отказался продолжать образование. Все
свободное от работы время братья проводили с новыми друзьями. Вечерами
мать слышала, как они советуются по телефону с "наставниками".
Настораживала женщину и обязательная повинность ежемесячно отдавать на
нужды церкви не менее десяти процентов от заработка.
- Постоянно
чувствовалось психологическое давление, мы жили будто под колпаком.
Кто-то звонил, приходил, останавливались ночевать "миссионеры" из
других городов. Квартира превратилась в проходной двор, - вспоминает
Людмила. - Я не запрещала, это была единственная возможность не
потерять сыновей окончательно. Однажды я присутствовала на их
"посиделках". Взрослые парни и девушки напомнили мне семилетних детей.
Их шутки были до безобразия примитивными. Я вглядывалась в эти
абсолютно пустые глаза - ни тени веселья, радости. Я приняла решение -
бороться во что бы то ни стало. Начала с изучения Библии - и стала
достойным оппонентом проповедникам-недоучкам. Помогли православные
священники и психологи. Обращалась в прокуратуру, в СМИ. После моих
выступлений ребята в секте стали изгоями, их уже не пытались там
удерживать. Я заново открывала им мир, вовлекала в общение с
родственниками и друзьями. Но главное - я молилась. Каждый день, каждую
ночь, каждую минуту я обращалась к Богу с просьбой вернуть моих
сыновей!..
...Тем временем собрание "Бостонского движения", куда
попала автор этих строк, завершается призывом местного "священника"
активнее жертвовать на нужды церкви. На мое недоумение - позвольте, в
фойе предупреждали, что платить ни за что не надо, - новые "братья"
лишь пожимают плечами...
Мертвые души
Известный
сектовед профессор Александр Дворкин в своей книге "Как защитить себя и
своих близких от тоталитарных сект" отмечает: "Человеку, нашедшему в
себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного восстановления и
возвращения к нормальной жизни в среднем требуется два года". Но нигде
в психологической литературе не сказано, как родителям защититься от
потерявших человеческий облик религиозных фанатиков, когда-то бывших их
детьми.
Ирина потеряла свою дочь шесть лет назад. В 2003 году
жизнерадостная студентка химико-технологического университета, работая
в летнем трудовом лагере в Анапе, познакомилась с двумя молодыми
людьми. Все реже и реже наведываясь на выходные к родителям, Настя
рассказывала матери о новых друзьях, об организации, в которую она
вступила по их приглашению. Лишь спустя год, когда девушка оставила
учебу в университете без объяснения причин, мать спохватилась и
приехала в столицу.
По словам Ирины, 20-летняя Настя попала под
влияние адептов религиозной организации "Школа Золотого Розенкрейца".
Девушка отказалась продолжить образование, бросила занятия рисованием.
Теперь Настя числится работницей "храмовой бригады", часто ездит в
миссионерские командировки, в том числе и в штаб-квартиру организации,
расположенную в голландском городе Харлеме. В последней поездке
подававшая некогда надежды студентка вместе с последователями
занималась расчисткой прилегающих к городу территорий...
Спасая
человечество от мусора и отказываясь есть мясо убиенных животных,
девушка, тем не менее, третирует собственных родителей. Грозится
отправить измученную переживаниями мать в психушку, требует раздела
квартиры, не позволяет общаться с внуком.
- Мальчику три года, а он даже не разговаривает! - плачет Ирина.
По
мнению врача-педиатра, к которому женщина тайно обратилась за
консультацией, задержка в развитии может быть вызвана как отсутствием
внимания со стороны непутевой мамаши, так и скудным питанием,
недостатком необходимой в этом возрасте белковой пищи.
Новая
философия заставляет Настю рисковать жизнью. С 2007 года девушка носит
при себе "Официальное распоряжение" - документ, который запрещает любое
медицинское вмешательство при несчастном случае, за исключением
введения анестетиков. Психологи уверены, что подобные "распоряжения" -
всего лишь способ заявить окружающим о своей исключительности. Но
сколько жизней унесла подобная бумажка о запрете переливания крови у
"Свидетелей Иеговы"?..Кстати, Ирина рассказала, что среди знакомых ей
"розенкрейцеров" - в недавнем прошлом заведующий хирургическим
отделением одной из московских клиник... Не будьте самонадеянны!
Доктор
медицинских наук, руководитель экспертного отделения Государственного
научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского
Федор Кондратьев считает, что "синдром зависимости", развивающийся у
человека, попавшего в секту, имеет психолого-социальную природу.
Соответственно и лечить такого "больного" должны не врачи, а общество.
-
Чаще всего адептами различных культов становятся абсолютно здоровые
люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Переезд на новое место,
потеря близких, увольнение с работы - причины, по которым человек
начинает искать поддержку в новой "семье", на роль которой претендует
секта. Там его окружают вниманием и заботой, "из любви" посвящают в
тайну "абсолютной истины". Пребывая все свободное время в группе,
человек теряет индивидуальность, им легко манипулировать.
Этим и
пользуются многие "духовные отцы". Человек платит ежемесячную дань,
покорно расстается с имуществом. Так, время от времени вспыхивают
скандалы вокруг "Церкви Последнего Завета". Ее основатель - бывший
милиционер Сергей Тороп, объявивший себя реинкарнацией Спасителя,
"пророком Виссарионом", - призывает своих последователей продавать
собственность и отдавать все деньги в общину. Избавившись от квартир,
машин и прочего скарба, люди селятся в "Городе солнца", расположенном в
Курагинском районе Красноярского края. Зимой здесь бывают 50-градусные
морозы, однако "виссарионовцы", по свидетельству Дворкина, живут в
утепленных армейских палатках либо в дощатых времянках. Едят два раза в
сутки. Пища - исключительно вегетарианская. Сам "пророк" благ
цивилизации не чурается. Попытки "горожан" вернуть хоть часть имущества
Тороп пресекает отповедью: "Если ты чувствовал - надо дать, ты должен
был дать и забыть про это. Но вы не забыли. И в трудную минуту стали
напоминать. Это самое мерзкое".
С точки зрения закона о свободе
совести опасна любая конфессиональная анонимность, когда человека
вовлекают в религиозную организацию, не информируя о последствиях. То
есть "проповедники" с самого начала должны честно, без прикрас и
умолчания излагать свое учение. В том числе постулаты, касающиеся
собственности, здоровья и отношений с семьей.
Оптимальный
рецепт, как не попасть в лапы дьявольщины, дал Михаил Афанасьевич
Булгаков: "Никогда не разговаривайте с неизвестными!" Но если уж диалог
завязался, Александр Дворкин советует начать общение с конкретных
вопросов, которые помогут отсеять 90% всех сектантов-вербовщиков.
Спросите обо всех имеющихся названиях организации (например,
сайентологи иногда выдают себя за правозащитников). Выясните, во что
именно верит группа и придется ли вам изменить свою жизнь, став ее
членом. Если зазывала уклоняется от ответов, можно быть уверенным - это
засада.
"Главное, не поддавайтесь любопытству, - предупреждает
профессор. - Множество людей оказались вовлечены в секты из-за своей
чрезмерной самонадеянности. Кстати, именно так - под лозунгом "всегда
смогу бросить, если захочу" - становятся алкоголиками и наркоманами".