Газета "Наш Мир" br>
Параллели
между Латинской Америкой (ЛА) и Россией стали уже общим местом и их
действительно хватает. Разумеется, любимые у нас разговоры о
«латиноамериканском» социальном расслоении в РФ вполне абсурдны – до
Бразилии нам ещё расслаиваться и расслаиваться; однако в некоторых
других отношениях сходство поразительное. Так, многие проявления
загадочной русской души вполне процветают в Венесуэле & Ko. Например, отечественные либералы мало похожи на своих западных «единомышленников» – но при этом живо напоминают латиноамериканских.
Скажем, во время войны между Мексикой и США 1846-48 гг. одна из
«прогрессивных» мексиканских партий прямо выступала за аннексию своей
страны Вашингтоном. Чуть раньше чуть менее прогрессивный президент
Мексики старательно поощрял переселение американцев в Техас –
разумеется, в видах распространения демократии. Это
ментальное сходство неудивительно. И Россия и ЛА столетиями сохраняли
одну и ту же позицию в мировой экономике – между развитыми и чисто
«колониальными» странами (полу периферия или продвинутая периферия).
При этом и «наши» и «ихние» неоднократно пытались «догнать и
перегнать». В общем, мы действительно похожи – например, все проблемы
интеграции в СНГ живо напоминают южные неурядицы. Южное дежавю В
Латинской Америке (ЛА) приступили к интеграции раньше, чем в других
регионах «Третьего мира», и почти одновременно с Европой. Причины этого
достаточно очевидны. Во-первых,
культурная гомогенность региона очень высока – на порядок выше, чем на
Старом континенте. Во-вторых, спрос на интеграцию подогревался
спецификой развития ЛА в пятидесятых-семидесятых годах прошлого
столетия. Вплоть до Великой депрессии страны
региона были эталоном экспортно-сырьевой модели. Однако общемировое
падение цен на сырьё и продовольствие в предвоенный период заставило
государства ЛА резко сменить направление развития. В
пятидесятых-семидесятых годах прошлого века там реализовывалась
классическая схема догоняющей индустриализации – развитие внутреннего
рынка, импортозамещение, протекционизм, прямое государственное
поощрение «своей» промышленности через госзаказ etc.
Региональная интеграция отлично укладывалась в эту схему – с одной
стороны, позволяя расширить «внутренний рынок», с другой – сохранить
протекционистские барьеры на внешних границах блока. В
итоге уже в 1958-м был создан Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР
– первое интеграционное объединение развивающихся стран; с 1991 -
ЦАИС), а в 1960-м Латиноамериканская ассоциация свободной торговли -
ЛАСТ (10 стран Южной Америки + Мексика; ныне ЛАИ). В рамках этих блоков
была значительно либерализованы торговля и движение капиталов;
наметилась координация в производственной и валютной сферах – например,
одной из целей ЦАОР стало создание единой энергетической системы в
Центральной Америке. Результатом
стал очень впечатляющий рывок: так, доля промышленных изделий во
внутризональном экспорте ЛАСТ возросла с 17% в 1960 г. до 28% в 1970 г. и
49% в 1980-м. Ещё больший динамизм отмечался на ЦАОР, где уже в
шестидесятых внутризональный экспорт увеличился в 8 раз, а в
семидесятых – ещё втрое. Доля готовых изделий и полуфабрикатов достигла
половины стоимости субрегиональных торговых операций. Удачный пример оказался заразительным - были созданы Андская группа (1969) и Карибское сообщество/Карибский общий рынок (1973). В
целом, интеграционные процессы внесли существенный вклад в достижения
ЛА шестидесятых-семидесятых. Особенно это очевидно в случае с ЦАОР, где
степень интеграции была наивысшей. Исторически центральноамериканские
страны являлись эталоном «банановых республик», однако в
шестидесятых-семидесятых годах их экономика диверсифицировалась
впечатляющими темпами; например, Коста-Рику некоторое время всерьёз
называли «латиноамериканской Швейцарией». Этот рывок был в огромной
степени «спровоцирован» именно интеграционными процессами, позволившими
преодолеть крайнюю узость внутренних рынков и однозначную ориентацию на
сырьевой и сельскохозяйственный экспорт в развитые страны. Сходная
картина наблюдалась в ЛА в целом – активная индустриализация (темпы
роста экономики в среднем 6%) в значительной мере поддерживалась ростом регионального сотрудничества; темпы развития последнего сильно превышали динамику общих экономических показателей континента. Однако уже в 1970-х начинают
проявляться первые признаки экономического застоя, а 80-е оказались для
ЛА «потерянным десятилетием». Отчасти это было связано с исчерпанием
прежней стратегии, однако по большей части страны ЛА просто попали в
классическую долговую ловушку. В семидесятых выросли сырьевые цены, а
ставки по кредитам резко упали. В итоге начался сдвиг от
импортозамещения к росту за счёт импорта – под экспортные доходы
брались кредиты, на эти кредиты закупалось оборудование; часть средств
просто проедалась – знакомая картина, не правда ли? Однако в 1980-м
выросли ставки, а в 1982 – рухнули сырьевые цены. Следом за ними
рухнули местные экономики – ибо обслуживать долги в такой ситуации
оказалось невозможно. Параллельно кризис поразил практически все
региональные блоки: интеграционные процессы были как минимум
заморожены, а как максимум – отыграны назад. По
итогам «потерянного десятилетия» кейнсианская модель развития была
объявлена чудовищным моветоном, протекционизм корнем всех бед – и
регион превратился в эталон неолиберализма. За период с 1985 по 1999 в
мировом рейтинге экономической свободы Аргентина переместилась с 92 на
15 место, Боливия с 94 на 11, Перу с 109 на 29 и т.д. Пошли разговоры
об «аргентинском чуде» etc.
На практике «чудеса» свелись к известному прогрессу в производстве и
переработке сырья, либо к «мексиканскому» встраиванию в
производственные цепочки ТНК через специализацию на технически
несложных трудоёмких операциях или экологически рискованных
производствах. Тем не менее, на первых порах это позволило нарастить
экспорт, привлечь инвестиции и поправить финансовое положение. На
некоторое время это создало вокруг рецептов МВФ обстановку всеобщего
почтения, плавно переходящего в эйфорию. Вряд ли стоит уточнять, что
эти рецепты фактически предавали анафеме интеграционные соглашения
предыдущей эпохи – как препятствие на пути роста международной
конкурентоспособности. Однако
долгосрочные результаты неолиберального развития оказались куда менее
впечатляющими. С начала 80-х и практически до конца ХХ века
производство промышленных изделий в этом регионе уступало по темпам
роста добывающей промышленности, а тяжёлая промышленность – лёгкой.
Обрушилась значительная часть наиболее продвинутых сегментов
промышленности и был утерян ряд важных научно-исследовательских центров
со всеми их наработками. При этом с течением времени становилось всё
более очевидным, что эти потери не могут быть компенсированы в рамках
«правильного» развития по рецептам МВФ. Так, в 2003 доля ЛА в мировом
экспорте составляла всего 5,2%, а по стоимости была ниже, чем в1980-м. Побочным
эффектом столь специфического развития стало продолжение переориентации
экономических связей ЛА на развитые страны, прежде всего США.
Так, торговля товарами между самими странами ЛА в 1990-2001 возрастала
в среднем на 3% в год, а торговля этих стран со Штатами – на 15% в год.
Общий экспорт США в ЛА за 1990-2003 утроился, достигнув 147,3 млрд.
долл. Таким
образом, развитие в рамках неолиберальной модели, по сути, отрицало
региональную интеграцию между развивающимися странами. Попытка к бегству Тем
не менее, в 1991 г. после долгой «интеграционной паузы» в ЛА возник
новый блок – южноамериканский общий рынок – Меркосур (Бразилия,
Аргентина, Уругвай, Парагвай). Кстати, примечательно, что
аргентино-бразильский блок отчасти напоминал франко-германский – две
крупнейших латиноамериканских страны долго и старательно наступали друг
другу на ноги, борясь за доминирование на континенте вообще и в
бассейне Ла-Платы в частности. Что
же касается хода интеграционного процесса, то он повторил предыдущий
латиноамериканский цикл – разве что в сжатом варианте. Первая половина
90-х оказалась для Меркосур чрезвычайно успешной. Товарооборот в рамках
блока увеличился в 4 раза; начала развиваться энергетическая
интеграция; ассоциированным членом объединения стало Чили. При этом уже
тогда наметилась склонность Меркосур наращивать связи с ЕС как альтернативой
США. В 1995 между двумя союзами было заключено соглашение о
торгово-промышленном сотрудничестве с перспективой создания
трансатлантической зоны свободной торговли. Однако
затем последовал первый аргентинский кризис, успешно покончивший с
местным «чудом» первой половины 90-х и распространившийся на остальных
партнёров по Меркосур. Коллапс в Аргентине стал испытанием для блока
сам по себе; противоречия в антикризисной политике его членов
спровоцировали дополнительные трения. Ответом на кризис в Аргентине
стали ультрамонетаристские реформы Менема и переход к откровенно
проамериканской ориентации в ущерб отношениям с Бразилией и Чили.
Напротив, бразильцы отказались одобрить план долларизации своей
экономики по аргентинскому сценарию. Тем
временем в интеграционные процессы на Юге активно вмешался «северный»
фактор – в лице проекта АЛКА (Соглашение о свободной торговле в
Америке). Впервые эта аббревиатура прозвучала в 1990-м, когда
Буш-старший сформулировал идею «единого предприятия для обеих Америк».
В 1994 г. страны-члены Организации Американских государств (ОАГ) решили
осуществить проект АЛКА к 2005 г., что открывало перед США впечатляющие
перспективы. Создание зоны привело бы к формированию единого
экономического пространства с населением 800 млн. человек и ВВП 11,5
трлн (2003) при очевидном доминировании Вашингтона; одно только
открытие внушительного бразильского рынка, где доля американского
импорта в 2003 г. не превышала 20%, имело бы огромное значение для США.
При этом отсекались попытки экспансии в регионе европейцев и особенно
азиатских игроков. Однако
на саммите ОАГ 2001 г. Венесуэла и государства Меркосур отказались
подписать соглашение о свободной торговле – между тем, оно должно было
приниматься консенсусом. Во время саммита 2005 г. ожидавшееся
соглашение также не было достигнуто. Причины этого оказались более чем
основательными. В
известной мере проект АЛКА является попыткой расширения НАФТА на Юг, и
отношение к нему латиноамериканских государств явно увязано с ситуацией
в североамериканской зоне свободной торговли. Первоначальный энтузиазм
в отношении АЛКА был связан со стартовыми успехами НАФТА; однако
впоследствии «приключения» Мексики заставили южан насторожиться. Как
оказалось, неолиберальное исключение антидемпинговых мер несёт более
чем серьёзную угрозу для латиноамериканских экономик; при этом
большинство государств ЛА не могли рассчитывать даже на те выгоды,
которые получили от НАФТА мексиканцы – просто в силу географической
удалённости. Для
стран Меркосур эти факторы оказались особенно значимыми.
«Географические» бонусы для них исключены в принципе, а перспективы
потерь особенно очевидны. Так, бразильские химия и машиностроение ещё
достаточно слабы и явно не выдержат конкуренции. То же самое относится
к изрядной части третичного сектора. США являются мировым лидером по
экспорту услуг – и особенно настаивают на максимальной либерализации
именно этой сферы. При
этом дополнительную «прелесть» американским предложениям придавали
своеобразные представления Вашингтона о свободе торговли. Так, в
качестве «уступки» латиноамериканцам северяне предложили ввести понятие
«чувствительные для экономики товары» (до 15% объёма торговли); однако
едва ли не первым делом в их список попала сталь – разумеется, её
экспортёром является Бразилия. Иными словами, выступая на словах за
либерализацию торговли, США подходят к ней весьма избирательно: они
поддерживают её, когда могут нарастить экспорт, и всячески
препятствуют, когда речь идёт о проникновении на их собственный рынок. Далее,
Бразилия и Аргентина являются крупнейшими экспортёрами
сельскохозяйственной продукции. Соответственно, американский аграрный
демпинг представляет для неё более чем серьёзную угрозу. Между тем,
Вашингтон и не собирался отказываться массированного субсидирования
своего сельского хозяйства – так, в 2002 Буш-младший подписал очередной
билль о ежегодной поддержке фермеров в размере 180 млрд. долл. При этом
особенно высокие субсидии выделялись по таким ключевым для
латиноамериканцев культурам, как бобы, зерно и соя (последняя является
наиболее важным продуктом аграрного сектора Бразилии). Наконец,
АЛКА в её американском варианте может обернутся фактическим крахом
прежних региональных соглашений – так, оно обесценило бы саму идею
южноамериканского общего рынка, а в перспективе могло бы разрушить и
Меркосур. При
этом страны блока могут довольно успешно уклонятся от «объятий»
Вашингтона – их внешняя торговля не слишком завязана на США. В итоге
ещё в период второй администрации Клинтона одной из важнейших целей
внешней политики Штатов стал раскол Меркосур. Как
было замечено выше, в 90-х у США образовались определённые успехи.
Однако к середине «нулевых» эта задача, на первый взгляд, оказалась как
никогда далека от реализации. Чудовищный аргентинский дефолт 2001 года,
завершивший «стабилизацию» по рецептам МВФ, вызвал всеобщее
разочарование в неолиберальной модели, транслируемой Вашингтоном;
безобразия в Мексике спровоцировали вполне оправданные опасения по
поводу «свободной торговли» по-американски. В то же время, в менее
«правильных» с точки зрения МВФ экономиках наметились первые признаки
оживления. Естественно, это стимулировало интеграционные процессы в ЛА. В
декабре 2002г. на совете Меркосур было принято решение о сближении с
Андским сообществом. Параллельно к власти в ЛА стали приходить левые,
традиционно ориентированные на создание альтернативных США центров
силы. К 2004 году состав Меркосур расширился за счёт ассоциированного
членства Боливии, Перу и Венесуэлы; тогда же ассоциированным членом
блока стала уже состоявшая в НАФТА Мексика. В 2006 Венесуэла стала
полноправным членом объединения. При этом в качестве конечной цели уже
изначально было заявлено создание на базе Меркосур более широкого
объединения - Южноамериканской зоны свободной торговли. Среди
перспективных задач блока фигурировали введение единой валюты и
создание парламента Меркосура. Таким образом, бразильцы & Ko
явно намеревались создать «свой» аналог Евросоюза – при этом уже
традиционно ориентируясь на поддержку самого ЕС; «трансатлантическое
объединение» остаётся одним из важнейших приоритетов Меркосур. Однако эти успехи были в значительной мере иллюзорны. Так,
надежды на сотрудничество с ЕС не оправдались. Несмотря на риторические
нюансы, запросы ЕС мало чем отличались от претензий США; при этом
страны ЛА, отбивавшиеся от предложений Вашингтона, оказались в роли
просителей по отношению к еврочиновникам. Наконец, из-за взятого
последними темпа в стиле «переговоры с Турцией» - диалог с ЕС оказался
практически непригоден даже в качестве средства конъюнктурного давления
на США. Внутренние
неурядицы латиносов тоже были на редкость живописны. Крайне левые
режимы демонстрируют примечательную смесь дуроломства и трусости. Так,
Чавес, перманентно крича о борьбе с «империей», в то же время
бесперебойно, даже в условиях общенациональной забастовки конца 2002 –
начала 2003 годов поставлял нефть на американский рынок. Более того,
когда в соседнем Эквадоре началась забастовка нефтяников (2004),
Венесуэла компенсировала её последствия наращиванием собственных
поставок. Наконец, верхом сервилизма стали поставки нефтепродуктов по
сниженным ценам «малообеспеченным американцам» - гениально поданные как
антибушевская акция. На свой лад такая политика выглядит вполне
разумной – однако непонятно, как она может сочетаться с энергетической
интеграцией в рамках Меркосур, особенно на фоне своеобразного состояния
венесуэльской нефтянки. Ещё оригинальнее выглядела позиция Чавеса в
отношении региональной интеграции в Южной Америке. Формально
голосуя за неё обеими руками, венесуэльский лидер в то же время
категорически выступал против создания южноамериканского общего рынка –
между тем, интеграция без создания зоны свободной торговли на 90%
бессмысленна. Равным
образом, ученик Чавеса Моралес поклялся, что его правление будет ночным
кошмаром для США – однако его национализаторская деятельность стала
кошмаром прежде всего для бразильцев. Что касается позиции Моралеса по
поводу создания Южноамериканской зоны свободной торговли, то она
практически совпала с позицией «учителя». Просто
левые демонстрировали банальный оппортунизм. Стремление ускользнуть от
совсем уж страстных объятий Вашингтона в их случае благополучно
сочетаются с неверием в возможности южноамериканской интеграции и
боязнью оказаться в изоляции. В
итоге товарищи перманентно пытаются сидеть на двух стульях: скажем,
левый президент Эквадора Корреа выступает против АЛКА – но за
сохранение долларизации эквадорской экономики. Империя наносит ответный удар Между
тем, в Вашингтоне быстро сориентировались в ситуации. Буш в июле 2002
буквально вытряс из конгресса полномочия на ускоренное ведение
переговоров по заключению соглашений о свободной торговле со странами
ЛА. Далее американцами был применён старинный принцип «разделяй и
властвуй». Так,
в феврале 2003 Штаты первыми предложили понизить пошлины на
сельскохозяйственную продукцию на 85% для стран, входящих в ЦАИС и
Карибское сообщество, на 60-70% - для стран Андской группы и только на
50% для Меркосура. Примерно такие же предложения были сделаны по поводу пошлин на услуги. Примечание:
аттракцион невиданной щедрости в отношении ЦАИС и КАРИКОМ практически
ничего не стоил Вашингтону - суммарный ВВП стран Центральной Америки и
Карибского бассейна в 176 раз меньше американского. В
итоге система, сложившаяся вокруг Меркосур, мгновенно дала трещину -
так, Чили в 2004 году заключила сепаратное соглашение о свободной
торговле с США. Следующим шагом стала Центральная Америка, оказавшаяся весьма лёгкой добычей. Экономика
ЦАИС росла темпами, едва превышающими 1%; доля внутризональной торговли
упала до 15%; создание единой энергетической системы было отодвинуто на
неопределённый срок. При этом зависимость местных экономик от
американского рынка чрезвычайно велика. Так, Гаити и Тринидад и Тобаго
направляют в США 90% экспорта, а Гондурас получает оттуда 80%
экспортных товаров. В ряде стран – например, в Коста-Рике –
сформировалась система макиладорас. На
этом фоне США и начали продвигать идею создания совместной зоны
свободной торговли в Центральной Америке и Карибском бассейне.
Фактически речь шла о том же расширении НАФТА на Юг. Даже возможная
долларизация Центральноамериканских экономик по примеру Панамы являлась
предметом дискуссии. В мае 2004 между США, шестью
странами ЦАИС и Доминиканской республикой было подписано соглашение о
создании зоны свободной торговли ЦАФТА. На очереди были страны Андской
группы – Перу, Колумбия и Эквадор. Параллельно наметился раскол внутри
самого Меркосур – и американцы не замедлили этим воспользоваться. Линия
раскола прошла между «гигантами» (Бразилией и Аргентиной) и «карликами»
– то есть Уругваем и Парагваем. В отличие от гегемонов «мелочь» была
куда менее озабочена глобальными вопросами – и при этом очень не хотела
потерять свою долю на американском рынке, которую могли легко занять
андские страны. Кроме того, карлики могли рассчитывать на «рекламные»
послабления в Центральноамериканском духе. Как следствие, левый
президент Уругвая Васкес (кстати, пришедший к власти на волне протестов
против приватизации государственных предприятий) попытался начать
сепаратные переговоры с США. В
итоге Вашингтон заговорил с Бразилией с позиции силы – Буш заявил, что
последняя может создавать зону свободной торговли хоть с Антарктидой,
имея ввиду, что соглашение по АЛКА может быть заключено и без
«южноамериканского гиганта». Практически бразильцам пригрозили
изоляцией. Тем не менее, вскоре процесс создания объединения под эгидой США вновь завис. По
сути, южноамериканскую интеграцию спасло только одно – огромное личное
обаяние Джорджа Уильяма Буша. Так, опросы проведённые «Зогби
Интернейшнл» среди традиционно проамериканских элит ЛА демонстрируют
следующую динамику. Ещё в 2005 г. 67% опрошенных характеризовали
отношения с США как «очень важные» и высказывались за большее внимание
Вашингтона к региону. Однако уже в 2006 г. негативно оценили политику
Штатов 86%, причём даже в Колумбии, в которую Буш вложил огромные
средства – 78%. Атмосфера бушевского рейда по региону в 2007 г. живо
напоминала об аналогичной поездке Никсона в 1958 г. – машину последнего
регулярно забрасывали камнями. Однако Буши приходят и уходят – а США
остаются. У нас, на Севере… Итак,
какие уроки мы можем извлечь из латиноамериканской интеграционной
эпопеи? Во-первых, очевидно, что лавирование между ключевыми центрами
силы (США, ЕС, КНР) – это обмен шила на мыло, а надежды получить за
счёт «многовекторности» существенный тактический выигрыш иллюзорны. Для
того, чтобы успешно маневрировать между гегемонами, России необходимо
создать собственный центр силы. Оголтелый
оппортунизм наших партнёров по СНГ – это естественная особенность всех
полупериферийных и периферийных регионов. Действительно, и в ЛА, и в
СНГ союзники мгновенно сдают друг друга, стоит «гегемонам» поманить
пальцем, хотя при этом они получают заведомо меньше, чем могли бы при
более эффективной интеграции. В случае с «нашей» интеграцией это
объясняется то «имперскими замашками Москвы», то, наоборот, её
недостаточной жёсткостью, то историческими счётами, однако… в ЛА
происходит ровно то же самое, хотя риторика сильно разнится. Иными
словами, действительная причина провалов только одна – и она одинакова
и в Латинской Америке, и на постсоветском пространстве. Пока
экономические модели потенциальных союзников ориентированы на
«интеграцию в мировую экономику» любой ценой - т.е. на полуколониальное
взаимодействие со странами ядра – все политические благопожелания
останутся на бумаге, а «гаммельнская» ситуация будет воспроизводиться
до бесконечности. Реальное объединение возможно только на базе
стратегии импортозамещения. Пока она доминировала в ЛА и восточном
блоке, латиноамериканская интеграция устойчиво развивалась, а СССР был
прочен, как скала. Напротив, возвращение к «экспортно-импортному»
варианту развития раскололо и ЛА, и Союз. Соответственно,
если Москва действительно захочет реинтегрировать постсоветское
пространство, ей придётся изменить стратегию самой – и поддержать тех,
кто захочет сделать это в странах СНГ, пусть даже в ущерб своим
сиюминутным экономическим интересам.
|