Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Пока пути выхода из мирового экономического кризиса остаются
неясными, политические, общественные и религиозные лидеры нащупывают
новую идеологию, которая стала бы основой постепенных качественных
изменений в организации экономики и общества.
К саммиту "большой восьмерки" в Аквиле Папа Римский Бенедикт XVI
приурочил публикацию своей третьей энциклики Caritas in Veritate
("Милосердие в истине"). Послание обращено не только к католикам, но ко
всем людям доброй воли, и посвящено вызовам, с которыми столкнулось
человечество, в том числе в связи с экономическим кризисом. Тезисы папы
о необходимости этической основы для экономики, важности понимания мира
как единой семьи народов, необходимости скоординированных действий
мировых властей (и реформирования для этого мировых институтов, таких
как ООН) для преодоления кризиса и стабильного развития человечества, с
одной стороны, не выглядят революционно новыми. В той или иной форме
христианские церкви говорят об этом постоянно. Социальная концепция
Русской православной церкви содержит соответствующие разделы, патриархи
Алексий II и Кирилл посвящали этому свои выступления. То же можно
сказать и о протестантах. И буддистские, и исламские, и иудаистские
лидеры говорят об этических аспектах экономики.
С другой стороны, мы можем констатировать, что спрос со стороны
политиков и общества на этику в экономике, на философское и
богословское обоснование соответствующих изменений, на религиозные
авторитеты в период кризиса увеличивается. Мы можем заметить, что эти
тезисы все чаще звучат в речах мировых политических лидеров. Барак
Обама, выступая перед выпускниками Российской экономической школы,
говорил о том, что эпоха "игры с нулевой суммой" ушла в прошлое. Он
имел в виду принципы противостояния сверхдержав в годы холодной войны
(победа одних всегда является поражением других). Но эти принципы
уходят корнями в глубокую историю: веками для увеличения дохода одних
требовался передел ресурсов других. О том, что это не единственный
принцип существования, говорит статистика: как подсчитал историк
экономики Ангус Мэдисон, средний реальный подушевой доход человека
увеличился с 1820 г. десятикратно, хоть и неравномерно, но во всех
регионах (при том что численность населения выросла в шесть раз).
Дефицит координации действий в борьбе с мировым кризисом, да и
дефицит координации деятельности правительств разных стран вообще,
говорит в том числе о недостаточном осознании политиками возможности
"совместной победы". И наоборот, недостаточно проработан тезис о том,
что поражение одних может стать поражением всех, а ведь именно
благодаря осознанию этого принципа мир до сих пор не скатился в ядерную
войну.
Точно так же, как идеальный рынок Адама Смита может существовать
лишь в том случае, когда свобода одного предпринимателя ограничена
такими же свободами других предпринимателей, свобода развития одной
страны ограничена свободой развития всех остальных.
Участники IV Всемирного саммита религиозных лидеров приняли
обращение к лидерам "восьмерки", в котором предложили в качестве основы
новой парадигмы мировой политики термин "неразделимая безопасность":
"Неразделимая безопасность опирается на утверждение о взаимосвязи,
которая существует между людьми, а также у человечества с тварным
миром. Она включает всеобъемлющий учет этой взаимосвязи и человеческого
достоинства, а также признает существенным тот факт, что мы все живем в
одном мире".
Кризис несет с собой искушение вновь начать прибегать к
протекционизму и другим ограничениям, а это всегда означает возвращение
к борьбе за ресурсы. Борьба за ресурсы – это дележ, игра с нулевой
суммой, ведение войны невоенными (а иногда и военными) средствами.
Именно поэтому представление о мире, на практике следующем принципу
игры с положительной суммой, уже содержит в себе этическую идею, о
которой стоит помнить в дискуссиях об экономической этике.
|