Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир» Очерк посвящен одному из титанов современной мысли, чья слава уже
больше ста лет не ослабевает, хотя мало кто из любителей понимает его
учение. Автор попытался, в меру своих ученических способностей,
показать не самую трагедию Ницше (это блестяще сделали Стефан Цвейг,
Карл Ясперс и др.), но внутренний, имманентно-присущий философский
смысл этой трагедии.
Ницше Фридрих (1844 – 1900): немецкий философ-волюнтарист,
иррационалист и модернист, родоначальник европейской "философии жизни",
поэт. Развивая идеи "новой морали", сверхчеловека, Ницше в конце жизни
пришел к полному отрицанию христианства и даже написал трактат под
названием "Антихрист" (Der Antichrist; обычно переводится как
"Антихристианин"). В 1889 г. впал в безумие и до смерти пребывал
умалишенным. Оказал значительное влияние на разные философские и
социальные течения ХХ века: от фашизма и расизма до плюрализма и
либерализма. Идеи Ницше обильно используются врагами христианства для
борьбы с ним.
За последние десятилетия "ницшеанство" стало родом интеллектуальной
моды для молодежи, а Ницше – кумиром многих образованных людей. В
значительной степени это явление связано с моральной распущенностью и
эгоизмом, которые стали принципами современного общества. "Ницше –
пишет один из новых авторов – единственный, кто на каждом этапе каждого
нового прочтения всё глубже и глубже подтверждал лишь мои собственные
переживания"1. Без внимательного изучения жизни философа нельзя понять
ни специфику его творчества, ни причин его колоссального влияния. Ведь
эти причины кроются в совпадении многих субъективных факторов его и
нашего времени. А по словам И. Гарина, горячего сторонника его идей,
"философия Ницше – это раскрытие внутреннего мира Ницше"2.
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в семье пастора. Несмотря
на раннюю смерть отца (1848), глубоко поразившую мальчика, он получил
хорошее воспитание с очень сильной религиозной составляющей. В детстве,
восхищаясь музыкой или пением хора, он мечтательно созерцал излюбленные
сюжеты, воображал пение ангелов. Но не только евангельские сюжеты, а и
учение оказало на него большое влияние: такие понятия, как целомудрие,
чистота, сострадание сильно трогали его сердце.
Развитие души философа во многом отражают его стихи. К молодым годам относится замечательное стихотворение:
Врагу
Ты меня изранил новой клеветою.
Что ж! К могиле виден мне яснее путь...
Памятник, из злобы вылитый тобою,
Скоро мне придавит трепетную грудь.
Ты вздохнёшь... Надолго ль?! Сладкой местью очи
Снова загорятся к новому врагу;
Будешь ты томиться напролёт все ночи,
"Жить не отомстивши, – скажешь, – не могу"!
И теперь я знаю: из сырой могилы
Пожалею снова не свой грустный век,
Не свои, коварством сломленные силы,
А о том: зачем ты, враг мой – человек!
Здесь мы видим глубокое понимание христианского идеала. В другом
стихотворении, тоже довольно раннем, Ницше серьезно предостерегает
против подмены любви чувственной страстью:
Страсть
Чувственность загубит
Все ростки любви...
Страсть любовь забудет,
Вспыхнет пыль в крови.
Ты мечтою жадной
Юности не тронь,
Иль огонь нещадный,
Чувственный огонь
Мужество расплавит
В пламенной крови,
Пепла не оставит
От твоей любви.
Так мыслил Ницше в молодости; но уже в те годы он писал и другие
стихи, которые открывают перед нами демоническую силу, обитавшую в его
душе. Чем более поздний период его жизни мы будем рассматривать, тем
влиятельнее оказывается эта сила.
Кошмар
Ко мне опять вливается волною
В окно открытое живая кровь...
Вот, вот ровняется с моею головою
И шепчет: я – свобода и любовь!
Я чую вкус и запах крови слышу...
Волна её преследует меня...
Я задыхаюся, бросаюся на крышу...
Но не уйдёшь: она грозней огня!
Бегу на улицу... Дивлюся чуду:
Живая кровь царит и там повсюду...
Все люди, улицы, дома – всё в ней!..
Им не слепит она, как мне, очей,
И удобряет благо жизни люду,
Но душно мне: я вижу кровь повсюду!
Может быть, подобное стихотворение было только попыткой создания
поэтического образа? – Нет, мы встречаем отзвуки того же "кошмара" в
его дневниках и письмах, в самих его философских произведениях. Но
стихи являют наиболее наглядный пример. Поэзия, как и музыка, рано
стали любимым занятием Ницше, которым уже в детстве, по словам его
лучшего биографа Д. Галеви, "овладел тиранический инстинкт творчества"3.
Стыд
Люби и не стыдись безумных наслаждений,
Открыто говори, что молишься на зло,
И чудный аромат свирепых преступлений
Вдыхай в себя, пока блаженство не ушло.
...
Для многих привычным образом Ницше является именно такой
"аморалист", жизнерадостно избирающий зло вместо добра и убежденный в
том, что никто не вправе потребовать у него за это отчета. На самом
деле, как мы видим, этот образ гораздо глубже и сложнее. Но Ницше, по
крайней мере в какие-то моменты своей жизни, хотел бы видеть себя тем
кумиром, которым он стал. Основной мотив – героизм человека, не
боящегося остаться в полном одиночестве по мере того, как все
человеческое отвергается им и предается посмеянию. Преодоление страха
перед одиночеством является одним из наиболее убедительных показателей
величия: не случайно же пустынники становились путеводными звездами для
многих поколений, на целые века. Ницше, не имевший семьи, не
признававший ценностей общества, хотел быть своего рода "пустынником"
философии. Более того, он желал выйти из "пустыни" подобно пророку,
чтобы возвестить новую эру – эру сверхчеловека. Поэтому в самом удачном
своем произведении он вкладывает свои идеи в уста пророка, но правда не
христианского, а персидского Заратустры.
Воля
Мой парус – мысль моя, а кормчий – дух свободный,
И гордо мой корабль плывёт по лону вод,
И голос совести, стихии благородной,
Спасёт, спасёт меня: я с силою природной
Один иду на бой, и океан ревёт...
Почитатели Ницше именно таким себе его и представляют: подобным
доктору Фаусту, который силой (хотя с помощью дьявола) вырывает у
природы ее тайны. "Они святые для нас! – говорил в начале ХХ в.
писатель Герман Гессе. – Мы хотим радоваться им, хотим в благоговейной
робости любоваться мощными, высокими колоннами, поддерживающими свод
этих храмов... Фауста и Заратустру называем мы храмами и святыми
местами"3. Здесь центральным идеалом является свобода, не признающая
Бога. Он предполагает новую религиозную веру – веру человека в свои
собственные силы, и новое религиозное поклонение – "сверхчеловеку". Но
поистине пророческими оказались глубокие слова Ницше о самом себе:
Из дневника
Если враги все убиты,
Снова хочу воскресить
Тех, имена чьи забыты,
Чтобы их снова убить.
Страшно: боюсь, посмеётся
Злобно над сердцем судьба:
Биться с собой мне придётся,
Резать себя, как раба.
Основной подспудный мотив творчества Фридриха Ницше, и особенно его
философии, главный двигатель и, вместе с тем, угроза его жизни – это
таинственная сила, которая действовала через него, как через гения, но
вместе с тем сама по себе, и Ницше сознавал это. Иногда он боялся ее,
чаще – гордился ей, как своим высшим отличием от "простых смертных". Из
этого следует, что идеал полной свободы, самодостаточности есть
неверная интерпретация устремлений философа. Действительно, с тех пор
как Ницше потерял веру в Бога, он уже не находил для себя идеала,
которому бы мог поклониться: каждый новый идеал оказывался фальшивым, и
все свое творчество он посвятил, фактически, разоблачению идеалов –
общественного блага, морали4, гуманизма5, самостоятельности (например,
женской, ибо вопрос эмансипации тогда находился на волне
популярности)6, рассудка7, научной объективности8 и мн. др. Это была
радикальная "переоценка ценностей", но не с целью отказа от всех
ценностей вообще, а с целью создания новых ценностей.
Кто же должен был создать эти новые ценности? Сам Ницше писал о
себе: "Я один из тех, которые диктуют ценности на тысячи лет. Погрузить
в века, как в мягкий воск, свои руки, писать, как на меди, волю тысячи
людей... вот, скажет Заратустра, блаженство творца"9. Но Заратустра –
только "пророк" сверхчеловека. Разве может он диктовать ему ценности
наперед? Размышляя над своим "Заратустрой" четыре года спустя его
написания (и за год до сумасшествия), Ницше напишет слова, которые
трудно сразу понять читателю, но которые очень важны для самого автора:
"Заратустра определил однажды со всей строгостью свою задачу... он есть
утверждающий вплоть до оправдания, вплоть до искупления всего
прошедшего"10. Это значит, что его миссия касается не только будущего,
но и прошлого – философия, воплощенная в образе Заратустры, должна была
оправдать все человечество, его бесцельное и бессмысленное
существование, перед испытующим взглядом мыслителя. Но каким образом,
если это существование и вправду бесцельно и бессмысленно, можно было
бы оправдать его, то есть философски осмыслить? Ответ на этот вопрос –
может быть, главная цель Ницше как философа, который отрицал Бога и
искал Ему замену. Он нашел ее, как ему казалось, в идее прогресса.
Человечество, в согласии с теорией Дарвина, оказывается само лишь
промежуточным видом: ему, в ходе естественного отбора (борьбы сильных
особей со слабыми), предстоит еще стать сверх-человечеством. Отсюда
видно, как несправедливо называть Ницше гуманистом (от слова humanum –
человеческое). По его убеждению, человек есть лишь то, что должно быть
преодолено. И молодой Герман Гессе в 1909 г. с радостью поставил Ницше
на один пьедестал со своими кумирами – Дарвином и Геккелем, основателем
социал-дарвинизма, за превознесение идеи прогресса: "мы радуемся новому
прекрасному настоящему и чаем еще лучшего, прекраснейшего будущего"11.
Получается, что сам Ницше оказывается посредине между прошлым и
будущим, которое еще не наступило. Но сам он себя сверхчеловеком еще не
считал. Какие же ценности, по его мнению, мог создать он сам, будучи
просто человеком? Возможно, это ценности преодоления, движения вперед
без остановки, о котором он писал так много? Но как можно преодолевать
нечто ради того, что еще не вмещается в твое сознание? Здесь мы
встречаем явную параллель с христианством. Церковь учит, что человек
должен бороться с низменными проявлениями в себе ради того высшего, что
может подать ему лишь Сам Бог. Откуда же человеку знать, к чему
стремиться, если он еще порабощен греху? Это знание мало-помалу дает
ему Благодать, которая и призывает, и направляет, и поддерживает
человека в этой борьбе. Благодать есть проявление силы Божией. Так и
Ницше, только "наизнанку", верил в какую-то великую силу, сообщавшую
ему знание о сверхчеловеке. Он не сам писал свои произведения, какая-то
непреодолимая страсть водила его рукой, чему способствовала и
"ужасающая, демоническая сверхчувствительность его нервов"12. Не только
биографы Ницше, но и сам он во многих местах отмечал аффективность,
даже медиумичность своего характера. К этому аспекту относится и
справедливое утверждение И. Гарина: "Притягательность Ницше, которая,
кстати, возрастает со временем, обусловлена его харизматическим даром
"заражения", передачи мощного энергетического импульса"13. Для человека
такое возможно лишь при условии, что энергия, питающая импульс, есть
нечто объективное. Итак, чьим медиумом был Ницше?
Ключевое понятие, слово, в котором была зашифрована эта энергия или
сила, есть "Воля". Ницше называют волюнтаристом, то есть представителем
философского течения, считающего личную волю, а не законы бытия,
главной причиной всего порядка вещей. Как правило, волюнтаризм
отличался от христианства тем, что отвергал Бога – "Воля" оказывалась
раздробленным, а потому хаотическим началом. Хотя были волюнтаристами и
некоторые христианские мыслители Европы: например, английский философ и
историк Томас Карлейль. В атеистическом волюнтаризме французского
философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра человек наделен абсолютной
свободой, но может сам не знать об этом; человек один на один с самим
собой, и никто больше с него не спросит. У Ницше понятие "Воли" имело
особую предысторию, связанную с именами кумиров его юности –
Шопенгауэра и Вагнера.
Ко времени первого знакомства с книгами немецкого философа
Шопенгауэра (годы жизни 1788 – 1860) Ницше уже потерял веру в Бога. С
четырнадцати лет учась в высшей школе Пфорта, он рано познакомился с
безверием, царившим в умах признанных тогда писателей (хотя сама школа
была религиозной). Его кумирами стали великие поэты Шиллер, Байрон,
Гельдерлин и другие – многие из них люди глубоко развращенные,
сделавшие принципом жизни гордость и самолюбие. Поступив в университет
и делая хорошие успехи в науке, он по совету своего учителя,
знаменитого филолога профессора Ритчля, полностью оставляет занятия
теологией для того, чтобы всецело посвятить себя филологии, греческому
языку и литературе. Отныне он будет размышлять о христианстве, которое
никогда не давало ему покоя, только извне, со стороны, с позиции
неверующего и даже недоброжелательного ума.
В 1865 г. чтение Шопенгауэра произвело настоящий переворот в его
душе и впервые поставило перед необходимостью переоценки всех ценностей
жизни. В книге "Мир как воля и представление" Шопенгауэр писал о Воле,
управляющей миром, и о Представлении, которое наблюдает за ее
грандиозным и страшным спектаклем. Воля безумна, страстна, в ней нет
созерцающего начала, но лишь одно деятельное. Постоянно ведя борьбу с
самой собой в ипостасях своих порождений, она представляет вечное
страдание. Избежать смерти никто не может, потому что Воля должна
разрушать, чтобы созидать. Представление само по себе находится в
рабстве у Воли, но оно может, путем самопознания, достичь высот
созерцания. Оно делает страдание личности осмысленным, приводя его в
диссонанс с пустым содержанием окружающего мира. Ницше тонко чувствовал
те страдания и неправды, которыми наполнен мир. Ему показалось, что
Шопенгауэр – пророк освобождения, который безжалостно указывает
обществу на его пороки, чтобы люди могли спастись. Хотя Шопенгауэр
часто пользовался и христианскими понятиями, в особенности
аскетическими, в его философии "спасение" напоминало то, что называется
"просветлением" в индуизме и буддизме: нужно приобрести апатию,
невозмутимость, угасить в себе волю к жизни, то есть выйти из нее.
Тогда она больше не будет иметь власти над человеком. Нужно угаснуть,
умереть навсегда. Ницше так понял это:
Мудрость
Правда – в недвижном одном замираньи, в гниеньи одном!
Тайна – нирвана; получит блаженство в ней ум безнадёжно-бессильный...
Жизнь – есть святое затишье, покрытое сном...
Жизнь – это мирно и тихо гниющий от света могильный
Череп.
Следующим, кто оказал на Ницше огромное влияние, был композитор
Рихард Вагнер (1813 – 1883). Он познакомился с ним еще в пору горячего
увлечения Шопенгауэром, которого Вагнер тоже ценил. Имея познания в
музыке, талант и критический ум, Ницше стал хорошим собеседником для
уставшего от поклонников нового кумира Германии. В операх Вагнера
благородные и сильные герои всегда становятся жертвами, не умея
пользоваться оружием подлых существ – обманом и т.д. Уход могучей
культуры старой Европы Вагнер аллегорически изобразил в "Сумерках
богов", где всесильные боги в результате борьбы, вероломства и
неотвратимого хода вещей покидают этот мир. Германия восхищалась
Вагнером за идею немецкого характера, которую он пытался передать своей
музыкой, порвав с итальянскими оперными канонами. Он выстроил себе в
Байрете настоящий храм – театр, специально предназначенный для его
постановок, полуспектаклей-полумистерий (здание впоследствии сгорело).
Вагнер, как и Ницше, оставил христианство в юности. Он пережил
охлаждение к вере после конфирмации*, когда, по его собственному
признанию, вместе с товарищем "проел на сластях часть денег,
предназначенных в уплату пастору за исповедь"14. В зрелом возрасте он
дружил с основателем русского анархизма Михаилом Бакуниным, ценил его
советы; Бакунин однажды просил композитора, намеревавшегося писать
трагедию "Иисус из Назарета", обрисовать Иисуса слабохарактерным
человеком15. Сам Вагнер думал, подобно Ницше: "Христианство оправдывает
бесчестное, бесполезное и жалкое существование человека на земле
чудодейственной любовью Бога"16. Угасание жизни, как у Шопенгауэра, не
было для Вагнера идеалом. Его больше занимала героика и ее эстетические
черты. "Волю к жизни" он пытался облагородить, поместив ее в
трагические обстоятельства. Но сам, по свидетельству современников,
больше всего любил успех и личную славу.
Постепенно недовольство Ницше как Шопенгауэром, так и Вагнером
нарастало. В обоих он видел символы упадка, попытку спрятаться от
реальности, которая у Вагнера, к тому же, надевает личину наигранного
героизма и лицемерной морали. Ницше, сам хотевший быть провозвестником
новых истин, не нашел в лице двух своих кумиров ни истинного
руководства, ни искренней дружбы. Как только он начал критиковать
Вагнера, покровительственное отношение к нему мэтра начало становится
враждебно-холодным, а окружение композитора подняло его на смех.
Страстная натура Ницше не могла примириться с безысходностью и
угасанием. После осмысления ему стала видеться в этой философии
"похотливая любовь к смерти", злонамеренная эстетизация разложения. Для
создания качественно иной философии требовалась реабилитация Воли, а
следовательно и тот культ самовластной, никому не подчиняющейся силы в
человеке, по которому больше всего известна философия Ницше. Он знал,
что эта Воля (которую он называл "Волей к власти") с особенной энергией
действует через него, когда он творит: сочиняет музыку, стихи,
философские афоризмы. Он жил этим, и без религиозной жизни у него
возник эффект привыкания к неистовому "творчеству", единственная цель
которого – самовыражение. Правда, в этом самовыражении он порой с
трудом узнавал самого себя, и пугался масштабов собственной активности.
Но все чаще сила захватывала его целиком, не оставляя времени для
спокойного размышления. Он пришел к убеждению, очень знаменательному
для европейского человека: "Культура – это лишь тоненькая яблочная
кожура над раскаленным хаосом"17.
Основными понятиями собственной философии Ницше стали рессентимент,
сверхчеловек, вечное возвращение. Рассмотрим их по отдельности.
Рессентимент18 – это скрытая ненависть, которую слабые питают к
сильным. Ницше сам считал себя "сильным" человеком, хотя в минуты
уныния нередко сомневался в этом. "Слабые" неспособны по-настоящему
творить, поскольку их главная цель – выживание. Видя, что в одиночку не
выжить, они объединились и создали общество, государство. Мораль этих
"чудовищных" учреждений тяготеет на всех, в том числе "сильных",
которым она не нужна. Но, чтобы держать их в узде, "слабые" придумали
стыд, жалость, сострадание и т.п. На самом деле они не способны ни к
чему такому: их сострадание, будучи внешним, исполнено похоти. Но
"сильным" они внушают, что те во всем неправы. Таким образом, они
защищают свою земную жизнь, хотя все время проповедуют о небесном. По
мнению Ницше, в рессентименте заключается сущность христианства. "Это
ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе... к радостям чувств, к
радости вообще"19. Известное убеждение, что последним христианином был
Сам Христос, и Он умер на кресте, после чего апостолы (особенно Павел)
радикально извратили Его учение о непротивлении злу, приводит его к
"антихристианству". Идеал Христа Ницше считает слабым и безвольным,
идеал Его учеников – низменным и варварским.
Было ли такое отношение следствием непонимания христианства? Отчасти
так. Но нельзя сказать, что Ницше не понимал его совершенно и
приветствовал примитивную критику религии как сплошного самообмана. В
молодости, когда один из его друзей высказал ироничное мнение о
сущности молитвы, Ницше хмуро прервал его словами: "Ослиное остроумие,
достойное Фейербаха!"20. И в известной работе "По ту сторону добра и
зла" он признает: "Любить человека ради Бога – это было до сих пор
самое благородное и отдаленное чувство из достигнутых людьми"21. Но все
такие высказывания тонут в его ненависти к христианству, которая со
временем нарастала. Рессентимент не имеет собственного содержания.
Будучи завистливым чувством, он питается только чужими благами. Вопрос
о том, допустимо ли связывать рессентимент и христианство, есть вопрос
о внутреннем содержании христианства. Ницше знал свои эмоции по поводу
христианства: они были разными, и в зависимости от настроения он давал
слово тем или другим. Но положительное содержание христианства было для
него закрыто. Он обращал особенное внимание на критику "мира" в
Священном Писании, не понимая ее смысла. Христианство учит о двух
частях в человеке, лучшей и худшей. Любовь к миру и его суете дает
развиться худшей части до демонических размеров; наоборот, отречение от
мира освобождает место для лучшей, небесной стороны человеческой души.
Эту сторону философ не признавал и не замечал, по крайней мере умом. Но
тем самым он позволил страстям, которые принимал за "Волю к власти",
завладеть собой и разрушить себя. Он строго делил человечество на
"лучших" и "худших", но сам никак не мог достичь полной уверенности в
том, что принадлежит к числу первых. Отвергнув сложность,
неоднозначность и подвижность всякого живого человека, Ницше оказался
безоружным перед сложностью своего собственного характера.
Сверхчеловек – предельное развитие идеи Ницше о "сильном" человеке.
Это его мечта, которая не могла воплотиться в действительность.
Противоположность сверхчеловеку – "последний человек", воплощением
которого философ считал современное ему общество. Главная беда
"последнего человека" заключается в его неспособности презирать самого
себя22. Поэтому он не может и превзойти себя. Это предел развития
"слабого". Неспособный творить, он отвергает всякое творчество за
ненадобностью, и живет лишь для удовольствия. Никого не умея ненавидеть
по-настоящему, он готов истребить всякого, кто попытается возмутить
спокойствие и безопасность его жизни. В "последнем человеке" без труда
узнается тот бытовой идеал, который навязывается людям XXI века. Для
Ницше, который верил в эволюцию, такое человечество оказывается ее
тупиковой ветвью. По его мысли, сверхчеловек должен будет отделиться от
"последних людей", как личность от безличной массы. Может быть, он
вступит с ними в борьбу, а может быть, будет повелевать ими. Но каковы
качества сверхчеловека? – Это остается не вполне понятным. Что именно
будет он созидать, ради чего жить? А если только ради себя, то в чем
его настоящее отличие от "последнего человека"? Скорее всего, отличие
заключается в демоничности его натуры. "Последний человек" просто жалок
и ничтожен; сверхчеловек имеет отпечаток сверхсильного ума. Он отрицает
качества Христа, но имеет качества Диониса – языческого "страдающего
бога" вина, оргий и мистерий, неистового двойника Аполлона. Разрываемый
на части разгулявшимся хаосом Дионис противостоит добровольно
претерпевающему смерть, и остающемуся цельным Спасителю. Ницше видел
Диониса в себе. Все чувства "сверхчеловека" обострены, он в буквальном
смысле "носится" по вселенной, не останавливаясь ни на чем.
Демоничность личности самого Ницше отмечал (не без восхищения) Стефан
Цвейг23.
В идее разделения человеческого рода на изначально способных и
неспособных мы видим одну из причин популярности философии Ницше в нашу
эпоху. С одной стороны, все средства массовой информации проповедуют
именно культ "последнего человека", которому нечего создавать и только
предстоит счастливо всем пользоваться. С другой стороны, параллельно
создается также культ "элиты", особого класса личностей, которые на
благо всего мира могут мудро или "профессионально" управлять
миллиардами простых смертных. И современная культура не стесняется
подчеркивать "демонизм" этих людей, даже гордится им. Философию
сатанизма многие сегодня считают уделом интеллектуалов, а само
поклонение люциферу ("светоносцу") – религией познания. Но пример Ницше
всегда будет оставаться предостережением против этого. Будучи
мыслителем, он не мог слепо уверовать в догматы созданной им религии.
Он сомневался, чувствуя свою слабость, подверженность болезненным
состояниям24. Опора, которую он нашел, стала причиной его духовной
гибели. Это "миф о вечном возвращении".
Вечное возвращение – миропорядок, в соответствии с которым все, что
происходило в мире, без конца и без начала повторяется в нем. Эта идея,
схожая с воззрением индийского брахманизма и других языческих
философий, пришла в голову Ницше до того, как он оформил учение о
сверхчеловеке. Но ее влияние было глубже и продолжительнее. Смысл ее
сам автор считал жестоким и безжалостным: пусть всякий будет готов
бесконечное число раз прожить одну и ту же жизнь. Перед ним вставал
трудный вопрос: может ли человек изменить эту жизнь? А если не может,
тогда "возвращение" поистине ужасно. В том то и дело, что не может.
Ницше был свидетелем собственной слабости; он чувствовал, как при
болезни и бессилии в нем самом непреодолимо растет ощущение
рессентимента25. И если человек не может изменить что-либо, он может
лишь "запретить" себе те состояния, в которые готова погрузиться его
личность. Значит, победа над самим собой заключается в готовности
принять жизнь такую, как она есть. Это был ответ Шопенгауэру. Ницше
провозгласил не отрицание, а утверждение Воли. Нужно полностью отдаться
ей, и, став наперекор всему существующему, завладеть всем (конечно, в
субъективном смысле). Так возникло понятие "Воли к власти", которое
фашисты потом использовали в смысле объективном. И он отдался той силе,
что в нем действовала, на расхищение.
Мысль о "вечном возвращении" получила название "мифа", или даже
"символа" по той причине, что ее не следует понимать буквально. Мы не
можем сказать, насколько верил автор в действительное повторение всего.
Правда, эта идея оказала на него поистине мистическое воздействие:
поразив его во время лесной прогулки в горах, она повергла мыслителя в
шок. Он плакал от священного восторга, думая, что нашел "высшую точку
мышления"26. Сущностью "вечного возвращения" было другое понятие – amor
fati, любовь к судьбе. "Без сомнения, существует отдаленная, невидимая,
чудесная звезда, управляющая всеми нашими поступками; возвысимся до
такой мысли"27. Удивляет готовность, с которой "самый свободолюбивый
философ" был готов отдаться во власть какой-то звезды. Но для него было
важно то, что он получит взамен: сверхчеловеческие силы, гениальность.
Из дневника
Сердце не любит свободы,
Рабство от самой природы
Сердцу в награду дано.
Выпустишь сердце на волю,
Дух проклянет свою долю,
С жизнью порвётся звено!
Как раз к этому времени относится его увлечение Лу Саломе, которая
сыграла в его судьбе роковую роль. Впервые влюбившись по-настоящему
(это было в 1882 г., в возрасте 38 лет), Ницше дал предмету своего
чувства такую характеристику: "Лу – дочь русского генерала, и ей 20
лет; она проницательна, как орёл, и отважна, как лев, и при всём том,
однако, слишком девочка и дитя, которому, должно быть, не суждено долго
жить"28. Он ошибался. Лу прожила еще долго (до 76 лет), и написала о
нем в своих воспоминаниях. Она стала, в известной степени, также
"музой" психоаналитического движения; с ней дружил З. Фрейд, чья
низменная и полная извращений философия вряд ли пришлась бы самому
Ницше по душе. Будучи женщиной легких принципов, Лу имела роман
одновременно с Ницше и его другом, Паулем Рэ. Поначалу не замечая
этого, философ избрал ее собеседницей для изложения своих сокровенных
идей. Но через некоторое время ситуация стала ясна; Ницше был оскорблен
до глубины души, тем более, что думал уже создать семью. Его сестра
Лизбет, человек не очень проницательный, но любящий его, без обиняков
указала брату на то, что Лу есть живое воплощение его собственной
философии. (Она была права: сам Ницше признает это в "ЕССЕ НОМО"29). В
результате он порвал с Лу Саломе и Паулем Рэ, а также поссорился с
матерью и сестрой. Все это произвело переворот в его впечатлительной
душе. Идея "вечного возвращения", любви к собственной судьбе оказалась
под угрозой: "Несмотря ни на что, – писал он в эти дни своему лучшему
другу Петеру Гасту, – я не хотел бы снова пережить эти несколько
последних месяцев"30.
В стремлении преодолеть свое униженное состояние, он заканчивает
свою самую известную книгу – "Так говорил Заратустра". В ней
чувствуется поистине демонический заряд гениальности. Вместе с тем,
будучи как бы пророчеством о сверхчеловеке, книга ждала своего
продолжения. Ницше хотел общественного резонанса, полемики. Не
дождавшись их, он предсказал, что его труды будут влиять на умы людей
после его смерти. Но на этом остановиться Ницше не мог. До конца 1880-х
гг. он пишет еще ряд произведений, все более вызывающих. Его цель –
"восстать против всего больного во мне, включая сюда Вагнера, включая
сюда Шопенгауэра, включая сюда всю современную "человечность""31.
Однако увязывать все больное в себе только с посторонними, только с
бывшими кумирами было большой ошибкой. Какая-то тяжелая болезнь
прогрессировала в нем самом, требуя выражения в злых памфлетах, в
стихах. Даже поклонник Ницше И.Гарин признает за ним садистические
наклонности, хотя целиком относит их причину к болезни мозга32.
Расплата
Казни красотою своей, бросаясь на грязное ложе...
В объятьях безумных ночей казни красотою своей,
И тело богини моей на падаль пусть будет похоже!..
Из дневника
Не осуждай меня, мои порывы злости:
Я раб страстей и грозный бич ума...
Душа моя сгнила, и вместо тела – кости...
Не осуждай! Свобода есть тюрьма.
Эти и другие стихотворения показывают, что происходило в его душе.
Болезнь действительно развивалась и на телесном уровне. Карл Ясперс,
психиатр, пишет об этом: "Болезнь Ницше (прогрессивный паралич
вследствие заражения сифилисом) была из тех, что ослабляют все процессы
торможения. Резкая смена настроений, упоение небывалыми возможностями,
скачки из крайности в крайность... все это чисто болезненные
состояния"33. Но при этом неуклонно нарастала тоска духовного
одиночества. В те самые годы, когда он писал знаменитую книгу "Воля к
власти", Ницше признавался в письме сестре: "Где же они, те друзья, с
которыми, как мне когда-то казалось, я так тесно был связан? Мы живем в
разных мирах, говорим на разных языках! Я хожу среди них как изгнанник,
как чужой человек; до меня не доходит ни одно слово, ни один взгляд...
"Глубокому человеку" необходимо иметь друга, если у него нет Бога; а у
меня нет ни Бога, ни друга"34. Невозможно только с болезнью связывать
проявления самой болезни, которые бывают разными у разных людей. К тому
же и заражение сифилисом должно было иметь причиной неправильный образ
жизни. В сорок лет он чувствовал себя в расцвете сил и написал
известное стихотворение
Полдень жизни.
О, полдень жизни, знойный летний сад,
Обремененный,
Тревожным чутким счастьем упоенный!
Я жду друзей. И день, и ночь прождал...
Где вы, друзья? Придите! Час настал!
В 1889 г. рассудок покинул Ницше и он внезапно погрузился в
неадекватное состояние, в котором, с небольшими просветами, пребывал до
смерти в 1900 г. Этому предшествовали несколько месяцев борьбы с
психической болезнью. Знакомые и родственники лишь постепенно смогли
заметить, что происходит в уме философа. Ницше тогда жил на отдыхе в
Турине, в Италии, которая всегда вдохновляла его философские
произведения. Как и в прежние годы, он активно вел переписку – его
письма приходили г-же Мейзенбух, Козиме Вагнер (жене композитора),
Петеру Гасту, Францу Овербеку и многим из тех, кто раньше окружал Ницше
и теперь оставался неравнодушным к его судьбе. "Самый независимый ум во
всей Европе", "единственный немецкий писатель", "гений истины"... все
эти эпитеты, которыми он величал себя в письмах, воспринимались теперь
как проявление творческого кризиса, несдержанности характера. Но за
ними следовали другие, все более странные слова. Письма сокращались до
одной строки, которая содержала какие-то непонятные признания. Он то
называл себя именами убийц, о которых писали современные газеты, то
вдруг подписывался – "Дионис" или "Распятый"... Последние чувства Ницше
по отношению к Христу так и остались тайной. Когда Овербек приехал в
Турин, он застал своего приятеля в невменяемом состоянии, под
наблюдением чужих людей. Ницше играл локтем на пианино, пел гимны в
честь Диониса, прыгал на одной ноге. Более поздние годы безумия были
спокойными, есть свидетельства о неожиданных проблесках сознания, хотя
врачи утверждали, что мозг поражен безнадежно. 25 августа 1900 года
Фридрих Ницше умер в городе Веймаре.
"Заратустра" Фридриха Ницше в свете Заповедей Блаженств
Влияние Ницше на современников было не так велико, как на потомков,
и в том числе на нынешние поколения. По словам К. Ясперса, "Ницше, а
вместе с ним и современный человек, не живет больше связью с Единым,
которое есть Бог, но существует как бы в состоянии свободного
падения"35. Мы рассмотрели жизнь этого немецкого философа, печальный
конец которой не находится в диссонансе с закономерностями ее развития.
Но самым удачным произведением Ницше, сквозь которое пробивается мощная
струя его таланта, еще не подверженная очевидному болезненному
разложению ума, – это, конечно, "Так говорил Заратустра". Здесь в
поэтической форме философ противопоставил себя всем ценностям
христианского мира, смешав их с предметами, вызывающими презрение. Он,
как мы уже могли заметить, пытался в лице христианства устранить
препятствие на пути пророчества грядущего "сверхчеловека". Поэтому наше
исследование будет неполным, если мы не рассмотрим именно этот его труд
в свете Заповедей блаженства из Нагорной Проповеди Спасителя (Мф. 5:
3-12).
Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
Заратустра почти нигде прямо не противоречит Евангелию, и это
глубоко неслучайно – Ницше как бы боялся приступать к Библии; он лишь
косвенно ссылается на нее. Идеал евангельской нищеты в понимании Ницше
(как и многих неверующих философов) теснее всего связан с неведением,
которому он противопоставляет активное познание. "Так как мы мало
знаем, то нам от души нравятся нищие духом... Как будто существует
особый, тайный доступ к знанию, скрытый для тех, кто чему-нибудь
учится: так верим мы в народ и "мудрость" его"36. Ницше видел в нищете
духа стремление познавать истину, не трудясь и не страдая. Отсюда
видно, как он глубоко заблуждался в отношении христианства, не желая
видеть в нем подвига. То, что называет он "добровольной нищетой"37, в
сущности есть лишь бегство от реальности. Но Господь призывал совсем к
другому. "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею
нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг"
(Откр. 3: 17). Быть нищим духом, значит прежде всего осознать это.
"Когда человек посмотрит внутрь сердца своего, и разсудит внутреннее
состояние свое, то увидит душевную нищету, горшую паче телесной. Ничего
бо в себе, кроме бедности, окаянства, греха и тьмы не имеет. Не имеет
истинной и живой веры, истинной и сердечной молитвы, истинного и
сердечного благодарения, своея правды, любве, чистоты, благости,
милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочаго душевнаго
добра. ... Но кто имеет тое сокровище, от Бога тое получает, а не от
себя имеет" (святитель Тихон Задонский)37.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Ницше высоко ценил плач, и мы в его произведениях, а также письмах и
дневниках нередко можем встретить свидетельства, что его нервической
натуре было свойственно проливать потоки слез. "Мир – говорит
Заратустра – это скорбь до всех глубин"38. Однако не менее важно для
него преодоление плача, то есть уже упомянутая нами amor fati. Мог ли
бы философ понять слова: "в бездне плача находится утешение" (Лествица
7. 55)? Его плач имел другую природу, и евангельского плача "по Богу"
Ницше не знал. То есть, не знал плача как просьбы об исцелении, которая
одновременно служит и средством к исцелению. Многие подвижники могли бы
в уединении впасть в безумие, подобно Ницше, если бы плач о грехах не
сохранял в них ясность сознания.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
"Радостотворному" плачу в
|