Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Косыгина заслуженно считают одним из самых образованных,
профессиональных и культурных советских управленцев. Каким же было его
образование?
Учеба - Кооперативный техникум сразу после
гражданской войны. Закончил в 1924 году. Потом 6 лет нигде не учился. В
1930 году стал чернорабочим и, будучи чернорабочим учился в текстильном
институте. Учтем, что техникум и институт в те годы очень отличались от
учебных заведений позднесоветских времен. Образование после гражданской
войны было разгромлено, преподавательские кадры в массе своей утеряны,
вступительные экзамены отменены, а восстановили только в начале 30-х,
при поступлении на первом месте стояли анкетные данные(рабочий
-крестьянин), учебная база, материально-техническая в условиях
разоренной страны практически отсутствовала.
Потом в 1935 году
по завершению учебы Косыгин опять стал рабочим. После чего следуют
несколько крупных скачков в карьере и в 1939 году Косыгин уже министр
текстильной промышленности (это в возрасте 30 лет, из которых
управленческой деятельностью занимался совсем недолго). А в 1940 году
назначен заместителем председателя Совнаркома СССР и председателем
Совета по товарам широкого потребления.
Это Косыгин, который был
Председателем Совета Министров СССР с 1964 года до октября 1980 год, то
есть крупнейший управленец СССР. А у других советских деятелей
подготовка намного хуже.
У всяких малограмотных недоучек очень
распространена практика выдавать свои похождения по подворотням за
"университеты". Так и пишут "мои университеты". Смотришь на эти
«университеты» и видишь - каторга, ссылка, беспризорник. И на выходе
"блестящий управленец". Куда там западной властвующей элите.
Разумеется, "кто на зоне срок не мотал, тот жизни не знает". Или в
более мягком варианте - кто в армии не служил. Вот эта дурь вбивается в
голову русским десятками лет именно для того, чтобы они и дальше
барахтались в невежестве. Русским не положено знать, что высшая
управленческая элита запада - сплошь очень образованные люди, каким-то
образом получившие знания жизни без отсидки и срочной службы в армии, и
даже без поездки на картошку.
На западе сначала человек учится в
привилегированной школе с очень серьезной подготовкой, потом в лучших в
мире вузах, потом по ступеньке, годами поднимается вверх по карьерной
лестнице, на разных стадиях, получая и дополнительные знания, и
дополнительный опыт. Лет через 20 человек становится заметной фигурой
истеблишмента, и вот так из поколения в поколение. Также было и в
Российской империи. В раннем СССР не так. Едва научился читать и школу
бросил (начался первый "жизненный университет" в виде беспризорника),
потом сын полка (второй "университет"). Никакого образования до 25 лет,
а потом институт. Вот как такое может быть? Яснее ясного, что такое
образование фиктивно. А после института сразу крупное назначение в
управленческие структуры, а еще через несколько лет попадание в высшую
властвующую элиту страны. Это с некоторыми оговорками - обычная,
типичная биография советских управленцев вплоть до 50-х годов.
Это
- руководство, но важно обратить внимание не только на уровень
подготовки высшего кадрового состава, но и людей на местах, ведь
огромное количество серьезных решений принимается именно на этом
уровне. Это сотни тысяч решений в день, если смотреть по стране, и
решений ответственных, это рутина руководителей. Как рассчитать цены на
потребительские товары, сколько надо напечатать денег, сколько
выработать руды, сколько вагонов произвести для ее перевозки и т.д.?
Это решают, опираясь на очень сложный математический аппарат, если
ставится задача распределять ресурсы эффективно. А решения "на глазок"
тут же приводят к страшным потерям, издержкам, перекосам в экономике и
так далее. Как тут построишь сверхдержаву, да еще и в условия острой
нехватки ресурсов, и главное очень быстро? Тут нужны квалифицированные
решения, сотни тысяч решений, правильных, на основе точного расчета, с
привлечением очень сильных математиков.
Очень многие знания не
вытекают из практики никак. Это понимают и на Западе, это понимали в
Российской империи, да, в общем, и у нас тоже. По этой причине министр
сельского хозяйства в развитой стране - это не деревенский старик, всю
жизнь пахавший землю, и на основе "своей практики" якобы умеющий
управлять сельским хозяйством в государственных масштабах. "Почему-то"
мальчишка-агроном из института за 5 лет получает такие знания о земле,
семенах и прочее, какие аксакал за всю жизнь не получил,
непосредственно копаясь в земле. А министр финансов - это не кассирша,
всю жизнь считающая деньги, и министр промышленности это не слесарь.
Так на западе. Так было в Российской империи.
Я в университете прошел курс математической экономики. Так сейчас
называют комплекс методов, которые использовал Госплан для расчета
различных межотраслевых величин. Для того, чтобы перейти к этому курсу,
студенты прошли четырехлетнюю предварительную подготовку по
университетской программе физмата - математический анализ, теория
вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ,
аналитическая геометрия, алгебра, комплексный анализ. Только на 5-ом
курсе нам стали читать математическую экономику, потому что она
включала в себя знания всех ранее пройденных предметов, о которых я вам
сейчас сказал. Так вот это было нечто! Мы решали задачи, которые стояли
перед управленцами в 30-ые годы. Без такого мощного математического
аппарата невозможно было их решать. И наш профессор показал на
конкретном практическом примере, как небольшая погрешность в решениях
может приводить к огромным потерям в экономике. Понимаете? Мы –студенты
московского вуза, одного из лучших в стране, физматчики, едва
справлялись с задачами которые, как нам пытаются говорить сейчас,
элементарно решали беспризорники, едва умеющие писать, мол решали на
основе практического опыта. Не иначе как общинный дух и мать-сыра земля
нашептывали правильный ответ. Причем связь с матерью-сырой-землей была
только у советских беспризорников, японцы в аналогичных случаях вели
расчеты с привлечением хороших математиков, американцы тоже самое-,
англичане тоже самое. И только СССР-страна чудес, а потом и другие
братские соц. страны.
В результате известных событий начала XX века на две трети
сократился образованный слой «старых специалистов». А про тех, что
пришли взамен, я уже сказал. Что же было в послереволюционные годы?
Установили значительную квоту в вузах для рабочих-крестьян и следили за
тем, чтобы квота была рабочими заполнена, а зачисляли в вуз без
экзаменов. Кроме того, отменили не только экзамен, но и требование,
чтобы в вузе учился человек, получивший ранее школьное образование. То
есть разрешили идти в вузы людям вообще без образования и без
экзаменов. В результате пошел вал людей, которые учиться в вузе не
могли. И как же таких учить? Что же делать? Yетрудно догадаться, что
резко снизили планку преподавания, а дипломы выдавали, как обычно. Вот
отсюда и появились "тысячи советских инженеров", подготовленных ранней
советской властью. Что это были за инженеры, понять нетрудно.
Подчеркиваю, что речь идет о ситуации в целом. Отдельные гении
появиться могли, я не спорю с этим, но не в массовом масштабе. А для
осуществления промышленно-технологического рывка страны нужно, чтобы
было именно массовое количество профессионалов, но этого-то и не было.
Кто же провел индустриализацию? Кто же тогда управлял экономикой? В
значительной степени иностранцы. А значит СССР не был независимой
страной.
|