На днях я посмотрел забавное детское кино. Простенькое,
незатейливое, мыслей особых нету в нем, но надо ж как-то отвлекаться от
суровых актуальных мыслей. А что детское, так я просто не знал. А
потом, когда узнал, таки решил досмотреть до конца – от лени главным
образом.
Там некий кудрявый красавец, подросток-переросток,
фактически немного повзрослевший Электроник, попал на чужую планету. И
там в недорогом антураже знакомится с неприметной девушкой, похвально,
что она не звезда и не заломила, стало быть, бешеного гонорара. И у них
протекает полудетская любовь, занимаясь которой они максимум держат
друг друга за пальцы. Ну, это, наверно, не совсем детское кино, а для
семейного просмотра, чтоб папаше, утратившему часть привычных доходов,
подкинуть мысль: не время сейчас заводить роман с дорогой
красавицей-моделью, надо либо дома сидеть, либо найти кого-то в
экономическом классе.
И вот на экране идет действие. По улицам бегают там
ребята в черных касках, что-то из «Звездных войн». Нечто бывшее в
употреблении. Похвально. А еще они ездят на машинах, которые снаружи
разукрашены наподобие советских грузовиков, выезжающих на ноябрьский
или первомайский парад. Автомобили меня, правда, огорчили: ну как могла
людям прийти в голову мысль, что инопланетяне будут ездить на
простецких автомобилях с правым рулем, ну вот буквально как мы, простые
смертные? Если из экономии не смогли приделать руль в центре панели
или, допустим, на крыше, или у заднего сиденья – взяли б хоть
праворульную «японку» ржавую… Была б игра мысли что ли. Хоть какая-то.
Часть съемок прошла на московских стройках, с
привлечением наших привычных азиатских гастарбайтеров на роли
экзотических иностранцев. Это очень политкорректно и опять-таки
похвально с позиции экономии.
Финальное бегство главного персонажа, отважного
платонического (это очень хорошо для укрепления морали строителя
вертикали заради уменьшения интенсивности беспорядочных связей)
любовника, на танке – тоже очень хорошо. В роли танка снимался
автомобиль – приблизительно «Запорожец», на который навешен жестяной
недорогой кузов, и замечательно наш механик-водитель смотрит вперед
сквозь прорезанные в этой жести консервным ножом щели. И правильно,
танки должны выглядеть игрушечными, это полезно при воспитании детей,
для которых и снят фильм, – а то вон у нас сколько агрессии в обществе!
Спокойней, спокойней надо…
Есть в фильме и какое-то количество компьютерной
графики. Непосвященным впаривают, что она якобы страшно дорога!
Некоторые верят! Но мы понимаем, что неоткуда тут взяться дороговизне,
при страшном повсеместном распространении компьютерных игр и фотошопа,
который довольно прост и позволяет добиться невероятных чудес – а на
что ж тогда способен банальный видеошоп?!
Слыхал я разговоры про острую политическую сатиру в
этом кино – даром что оно детское. Но детскость тут ни при чем, она
ничему не мешает. Кто из нас с детства не помнит старика Чиполлино,
который сидел в тюрьме? По той простой причине, что приличный человек
как раз в ней и должен сидеть, – учили нас. Может, это потом каким-то
странным образом выскочило из отложенных в детстве культурных слоев – и
иные попали в места не столь отдаленные! И вот, значит, в нашем детском
кино есть типа страшная политическая сатира, плевок в лицо власти:
когда вскрывается антинародность правящей клики, состоящей – режиссер
не побоялся этого слова – из выродков. Они велят кроваво пытать матерей
семейства и далее вовсе приговаривают их к расстрелу, каково?! И это
исполняет член партии (уже можно даже не называть ее, партия и все)
Федор Бондарчук. Как так? А легко. Может, именно для того, чтоб
показать, что начальству надо служить, даже если это противно. Вот
сидеть в ванне в своих богатых апартаментах, заработанных ненавистной
службой, – и вдали от людских глаз тихо и тайно ненавидеть. И корчиться
в муках от ненависти и ненавистного излучения, которое власть передает
из Останкино, или как оно у них там в мире бесправия называется, пуская
пену изо рта. Но если ругаться по-ихнему – масаракш, что, видимо,
произошло от motherf...er, – то становится легче. Ну и потом, вся
крамола заслоняется верноподданнической мыслью: нравится, не нравится,
а начальника надо называть папой. И по-собачьи заглядывать ему в глаза.
И носить часы на правой руке – как это делают в нашем детском кино иные
ловкие приспособленцы. Прекрасно! И к тому партийный режиссер открыто
проводит мысль: дело не в башнях, то есть не в ТВ, не в плохом кино, не
в платном излучении – это все ерунда, надо в корень зреть и менять
систему. Во-во! То есть ни плохое ТВ, ни плохое кино ничему не мешают и
ни на что не влияют. Так что не берите в голову, живите и радуйтесь кто
чему может. А система – она как-нибудь сама… Незачем спешить. Как
говорится, там или ишак сдохнет, или падишах.
Возвращаясь к деньгам; как похвальна эта экономия!
Сразу видно, что фильм снят буквально на коленке, из подручных
материалов, просто за копейки. Но какие проявлены чудеса
изобретательности! Какая находчивость! Суп из топора просто-напросто.
Увы, прошли времена богатых, миллионных, немереных бюджетов. Все-таки
прошлое поколение жило шире нашего! Если б так прижали с
финансированием Бондарчука-старшего, то, боюсь, конные атаки в кадрах
«Войны и мира» происходили бы на картонных детских лошадках.
А так – мы можем посмотреть на старом архивном видео древнюю
советскую классику, щедрую, настоящую, с многотысячной массовкой,
одетой в старательно сшитую форму времен наполеоновских походов. Был же
у нас когда-то большой стиль! Был – да сплыл. Впрочем, туда ему и
дорога. Отмучился…