Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Это сообщение никак не отнесешь к числу глобальных экономических
сенсаций: с 15 июля в Казахстане начинает действовать запрет на ввоз
российских автомобилей старше трех лет. Сенсации - они другие,
покрупнее, пример - так и не проясненная до конца ситуация с тем, как
нам с Казахстаном и Белоруссией вступать в ВТО: всем вместе, по
отдельности или «параллельно». А автомобили - мелочь.
Тем не
менее из таких мелочей состоит постепенно складывающаяся картина того,
кто и в каком виде выйдет из кризиса. На дискуссиях в Астане и других
городах Казахстана вы обязательно услышите, что «кризис - время
звездного часа Казахстана». Формулировка в данном случае принадлежит
исполнительному директору Института посткризисного мира. Но, в тех или иных формулировках, здесь
классический пример мышления всего образованного класса этой страны.
Модернизация там - национальная идеология. Кризис эту идеологию только
укрепляет. А российские автомобили старше трех лет - наоборот, нет.
И
это притом, что кризис в Казахстане такой же, как и везде - очень
серьезный. Но прогнозы итогов 2009 года таковы: Казахстан выйдет из
него с приростом ВВП около 2%. Мир в целом, по оценке МВФ,
зарегистрирует спад ВВП на 1,4%.
Это только кажется, что
Казахстан похож на Россию (нефть и газ как основа экономики). Уже давно
не похож. Обогнал ее еще несколько лет назад по доходам на душу
населения, но главное - пока в России больше говорят о
высокотехнологическом развитии, Казахстан уже сделал инновации основой
экономики и политики.
Азия вообще символ современности и
модернизации. Казахстан активно использует свою «азиатскость», сделав
слово «инновации» ключевым в своем политическом лексиконе. Посмотрим на
разрозненные сообщения из этой страны за последние месяцы: президент
Нурсултан Назарбаев посещает парк информационных технологий Alatau IT
City, открывает выставку «Наука и инновации». Он же открывает
локомотивосборочный завод в столице (совместное предприятие с
американской General Electriс). И так далее.
В Казахстане
программа по формированию и развитию национальной инновационной
системы, требовавшей государственно-частного партнерства, была принята
в 2005 году. Сегодня считается, что инновационная инфраструктура в
стране создана. Есть своя наука, за последние 4 года в 3,7 раза выросло
ее финансирование. Сейчас поддержка этого направления - один из пунктов
антикризисной программы. Ключевой президентский документ на эту тему -
послание «Через кризис к обновлению и развитию».
И в целом эта
работа поддерживает уверенность местной элиты в том, что из кризиса
страна выйдет одним из интеллектуальных и политических лидеров мира.
Региона - в любом случае.
Вы спросите, причем тут российские автомобили старше трех лет. В том-то и дело, что ни при чем.
Известно,
что у России нет более мощного и надежного союзника и партнера из числа
стран СНГ, чем Казахстан. Спрашивается, почему бы тогда этому самому
Казахстану не сделать российской экономике одним добрым делом больше, и
не поддержать в тяжелый час российский автопром - или автоторгующие
организации - или хотя бы не наносить им дополнительного удара?
А
это смотря что считать поддержкой, и смотря как оценивать пользу от той
или иной политики. Например, в начале 90-х в Россию, с востока и
запада, хлынули сильно подержанные импортные автомобили. Была ли польза
от того, что россияне исправно очищали зарубежные автосвалки от старья?
Европейским торговцам, конечно, они помогли сильно. А собственному
автопрому? Трудно сказать сразу. Может быть, если бы кому-то захотелось
смоделировать ситуацию, при которой тогда действовал бы запрет на
старье, а ввозились бы только новейшие модели, то выводы эти были бы
интересны.
Но Казахстан ставит запрет нашей «автосвалке» вовсе
не в целях защиты своего автопрома - таковой ведущей роли в стране не
играет. Казахстан просто поддерживает общий высокий технологический
уровень своего автомобильного парка. И одновременно дает хороший
стимул, если хотите, к смене российского мышления по части
технологического уровня выпускаемых и покупаемых автомобилей. То есть
все дело именно в мышлении, а не в «железках».
Зарубежные рынки
сбыта должны не консервировать технологическую отсталость, а
стимулировать модернизацию. И если какая-то неразборчивая (потому что
бедная) страна вдруг решила покупать у России устаревшие модели, а то и
залежавшиеся на складах машины, то еще неизвестно, хорошая ли это
новость.
В те же 90-е годы, когда Китай был другой, и Россия не
та, что сейчас, было много споров - почему китайцы не хотят покупать
наши гражданские самолеты? То есть немножко покупали, но только из
вежливости. Так вот, может быть, если бы тогда Пекин решил всерьез
перейти на российские лайнеры и обеспечил бы россиян заказами на
таковые на много лет вперед, то сегодня у нас, скорее всего, не было бы
«суперджета» от Сухого.
Аналогично, Ли Фэнлинь, тогдашний
китайский посол в Москве (а сейчас уважаемый эксперт по проблемам ШОС)
в разговоре со мной высказывал мысль: друзья - это те, которые
помогают. Россия же, по его намекам, не помогала тогда модернизации
китайской экономики, поскольку российские «челноки» загрузили заказами
самые отсталые китайские производства. Вдобавок вся эта редкостная
дрянь, продававшаяся в России, надолго испортила в ней же репутацию
марки «сделано в Китае». Только сейчас у нас понимают, что китайское
бывает и отличное. Если бы тогда Москва запретила бы этот изготовленный
в деревнях самотек, то заслужила бы большого китайского «спасибо».
|