Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В 1925 году Виктор Люстиг, едва ли не самый талантливый мошенник в
истории человечества, ухитрился продать Эйфелеву башню. Прочитав в
парижской газете о том, что башню пора подновить, он изготовил
документы заместителя министра по делам почты и телеграфа и разослал
приглашения занимающимся скупкой металлолома предпринимателям. Люстиг
понимал, что в дорогостоящих аферах главное - респектабельный антураж.
В дорогом отеле за роскошным обедом аферист открыл бизнесменам
государственную тайну: башня-де не окупает огромные затраты на ее
содержание, поэтому правительство решило избавиться от детища инженера
Эйфеля. Но - тайно, на закрытом аукционе, чтобы не вызвать гнев
парижан. В итоге «право на утилизацию» символа Парижа досталось некому
Андре Пуассону, а Люстиг с деньгами укрылся в США.
Эта и другие многочисленные аферы Виктора Люстига вдохновили
писателей и кинематографистов на создание многочисленных произведений о
мошенниках. Главная их идея - мошенники удачливы, потому что люди не в
меру доверчивы. Более того, даже в годы тяжелых испытаний, когда жулье
чрезвычайно активизируется, у их жертв словно притупляются чувства
осторожности и осмотрительности, а здравый смысл, кажется, беспечно
дремлет.
Отъем денег производят с помощью электронных средств
Нынешний
кризис также оказался питательной средой для проходимцев. Характерные
признаки экономической и финансовой нестабильности - перераспределение
капитала, товаров и услуг - подвигли их на изобретение способов
облапошивания с широкомасштабным охватом. Во-первых, считают мошенники,
отбирать деньги следует понемногу, чтобы не сильно взбудоражить их
«подопечных» и не загубить урожайное «поле чудес». Во-вторых, операции
надо проводить так, чтобы обманутый гражданин не сразу сообразил, кто
именно залез к нему в карман. Хорошо замороченная голова не способна на
детальный анализ происшествия, случившегося с ее обладателем. Ну, и
в-третьих, отъем денег предпочтительнее производить с помощью
электронных средств. Слабо разбирающаяся в высоких технологиях жертва
не станет долго и хлопотно искать «концы», чтобы понять, куда ушли ее
деньги. Не найдя, плюнет и даст зарок впредь не попадаться на удочку
жулья. Но, скорее всего, попадется: жуликов много, заброшенных «удочек»
- еще больше, а клюнувший раз попадется снова.
«Коммунальное» мошенничество
Жители
больших городов то и дело вынимают из почтовых ящиков квитанции: за
вами числится долг - за воду, газ или еще что-нибудь «коммунальное».
Дескать, пересчитали и выявили. Долг, как правило, небольшой - до 200
руб. Опротестовать можно, но для этого надо принести в жилуправление
квитанции аж за 7 последних лет! Кто-то дотошный, из года в год
собирающий все квитанции подряд, отправится с ними в бухгалтерию и
узнает, что платежное извещение - липа. А занятые просто оплатят счет
через банк: время дороже!
Любители того, что в народе
презрительно называют халявой, на уловки с квитанциями попадаются чаще
других. Скова «кризис» и «распродажа» действуют на них усыпляюще.
«Антикризисные цены! Оплатив через банковский терминал право на покупку
конфискованного товара на складе таможни, вы получите скидку в 20%.
Квитанция об оплате - ваш входной билет. Приходите всей семьей!». А вот
еще одно письмо-уловка: «Кризис заставляет нас выживать. Установка
оборудования для приема 200 телеканалов со всего мира на 60% дешевле!
Новостные, познавательные, детские и для взрослых - без абонентской
платы». Люди оплачивают вложенные квитанции и ждут, когда на их голубых
экранах появится нечто прежде запретное... Но ждать придется до второго
пришествия.
Проводя операции со специально открытыми для этого
банковскими счетами, мошенники исходят из жизненных реалий. Ведь кризис
на самом деле заставляет некоторые магазины снижать цены, таможня
конфискует нелегальный товар (правда, сама не торгует им!), а в
квартиры проводят спутниковое ТВ и Интернет. В домоуправлениях расчеты
ведутся через компьютеры, а техника, бывает, дает сбои. Так что все
присылаемые квитанции выглядят правдоподобно. В этом и кроется ловушка.
Бывает, жулики присылают квитанции на оплату коммунальных услуг на
неделю раньше, чем пришлет домоуправление. Кто станет сверять номер
счета получателя с настоящим? Просто оплатят...
Телефонный фишинг
Мобильные
телефоны - это, пожалуй, самый распространенный сегодня инструмент
отъема денежных средств у владельцев. Кризис заставил операторов
вводить новые тарифы, установить льготы... А поскольку они и раньше
часто перетасовывали тарифы и услуги, потребитель привык к все новым
предложениям. Мошенники не преминули этим воспользоваться.
Дело
в том, что пользователи Интернета могут за какую-нибудь информационную
услугу расплачиваться прямо со своего мобильного телефона. Владелец
услуги выкупает у компании-оператора номер для отправки СМС-сообщений,
компания за каждую отправленную на этот номер эсэмэску снимает со счета
отправителя деньги, забирает свой процент, а остальное перечисляет
арендатору номера. Сколько? Столько, сколько он сам определил для
пользователей услуги. Оператора это не волнует.
Арендатор же
заинтересован в как можно больших поступлениях на его счет. Поэтому
агенты арендаторов-аферистов рассылают на любые номера мобильных
телефонов сообщения наугад: «Хочешь изменить мелодию на своем телефоне?
Пошли СМС на номер...». Человек посылает сообщение, думая, что оно
придет оператору. На самом деле оно уходит «в никуда», зато со счета
владельца телефона снимается некая сумма - рублей 200. Это называется
телефонным фишингом - от английского слова «рыбная ловля», когда
аферисты «забрасывают удочку» наугад: авось кто-нибудь клюнет. Клюют...
«Вы выиграли приз - позвоните и получите». Но вместо приза -
опустошение счета за звонок.
Вам могут прислать тревожное сообщение вроде «Звоню с чужого аппарата, срочно перезвони на этот номер».
Перезваниваете
- и на том конце долго и нудно выясняют, кто звонит и зачем. Потому что
стоимость одной минуты разговора с неизвестным абонентом исчисляется
сотнями рублей. Анонимные эсэмэски с просьбами положить деньги на номер
такой-то хотя и кажутся устаревшим мошенническим трюком, но все еще
срабатывают. Если вы наслышаны о нем, то, возможно, не попадетесь.
Однако это не значит, что вас не «разведут на деньги» по-другому.
Сейчас
нередко владельцам сотовых телефонов звонят якобы от имени оператора и
объявляют, что из-за замены оборудования возникают помехи. «Надо
перенастроить ваш телефон. Я продиктую цифры, а вы набирайте их с
клавиатуры». Владельцу телефона удивиться бы: абонентов у оператора
миллионы - значит, каждому звонят? Но он послушно, под диктовку
неизвестного собеседника перепрограммирует свой аппарат, чтобы отныне
все его звонки транслировались через посредника. Со снятием всех денег
со счета.
Прознав, что некоторые телефонные операторы вводят
льготные тарифы для пенсионеров, проходимцы звонят старикам и
предлагают перейти на новый вид обслуживания. «Вам надо позвонить на
такой-то номер и оставить заявку». Доверчивые пенсионеры звонят,
удивляются, почему испаряются деньги с их счета. А разгадка проста:
продиктованный им номер зарегистрирован где-нибудь в Австралии.
Недавно
по подмосковным дачным участкам ходили двое молодых людей - парень и
девушка, одетые в фирменные футболки с логотипом оператора сотовой
связи. Они выбирали дома побогаче, протягивали их обитателям телефон и
спрашивали, кто у них остался в городе. «Бабушка? Давайте позвоним
вашей бабушке и проверим новое качество спутниковой связи!». Дачники
проверяли и констатировали: да, связь на высоком уровне, возможно,
перейдем на новый сервис.
Связь действительно была отлажена до
мелочей. Молодые люди, отойдя в сторонку, переписывали номер бабушки и
сообщали своему подельнику. Тот перезванивал старушке: «Вам сейчас
звонила с дачи дочь? Она выиграла сотовый телефон, надо его забрать в
течение часа». Бабушка уезжала на другой конец Москвы, а в это время
квартиру обчищали...
Как видим, снова и снова успешно работает
фактор дармовщинки. Старый, как мир. Ведь еще в Библии написано:
«Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у
завладевшего им» (Книга Притчей Соломоновых, глава 1).
|