Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Плод человека в возрасте 30 недель обладает памятью. Этот
впечатляющий результат получили исследователи из Медицинского центра
Университета Маастриха (Maastricht University Medical Centre) и
Медицинского центра Университета Рэдбоунда в Неймегене (Medical Centre
Radboud University), Нидерланды.
В исследовании голландских
ученых участвовали 93 беременные женщины. Авторы подчеркивают, что
исследование было одобрено этическим комитетом, и все женщины дали
добровольное согласие на участие в экспериментах. Опыты были
безопасными для женщин и их будущих детей. Все женщины были здоровыми с
нормально протекающей беременностью. Перед исследованием они заполняли
подробный опросник, касающийся их здоровья, образа жизни, образования,
вредных привычек, самочувствия во время беременности и пр. После того
как женщины родили, новорожденных обследовали по шкале Апгар (оценка
раннего развития), и можно утверждать, что эксперименты не нанесли им
вред.
Он слышит и реагирует
Всех женщин
в зависимости от срока беременности разделили на пять групп: 30, 32,
34, 36 и 38 недель. С женщинами из первых четырех групп эксперименты
провели два раза (повторно - тогда, когда они достигли 38-й недели
беременности).
Цель состояла в том, чтобы изучить, как плод
отвечает на некую внешнюю стимуляцию и может ли он ее запоминать. В
темной и тихой комнате женщинам, которые удобно расположились в кресле,
каждые 30 секунд на живот подавали виброакустический стимул
длительностью в одну секунду. Для этого использовали специальный
виброакустический стимулятор для плода. Плод реагировал на этот стимул
движением, которое было видно при ультразвуковом сканировании.
Специалисты говорят, что движение-реакцию легко можно отличить от
обычных движений плода, которые он совершает постоянно.
Одно и то же ему надоедает
Через какое-то
число повторяющихся стимулов у плода наступало привыкание - он
переставал реагировать на стимул. Привыкание - это феномен, который
наблюдается практически у всех животных, обладающих нервной системой, -
от моллюсков до человека. Привыкание физиологи рассматривают как
простейшую форму обучения. Все, что для этого требуется, - наличие
центральной нервной системы.
Так что первое, что установили исследователи, - в возрасте от 30 недель человеческий плод способен к элементарному обучению.
Он помнит то, что было 10 минут назад...
В
первом эксперименте тест на привыкание повторили дважды с интервалом в
10 минут. Оказалось, что в течение второго теста на всех сроках
беременности привыкание к стимулу наступало достоверно быстрее. Ученые
расценивают это как показатель того, что плод запоминает стимул и при
повторном тестировании быстрее перестает на него реагировать. Значит,
он обладает кратковременной памятью по меньшей мере на 10 минут.
... и то, что было 4 недели назад
Во
втором эксперименте, когда ученые в четырех группах женщин повторили
тест на привыкание на сроке 38 недель, они получили возможность
проверить, может ли плод сохранять информацию в течение этого времени.
Они также провели два тестирования с интервалом в 10 минут. В первых
двух группах между первым тестированием первого и второго эксперимента
достоверных различий не наблюдалось. Но у женщин из групп 34 недели и
36 недель привыкание на сроке 38 недель появилось достоверно быстрее.
При втором же тестировании плод вообще не реагировал на стимулы.
Значит,
рассудили ученые, в возрасте 34 и 36 недель плод способен сохранять
информацию по меньшей мере на 4 недели. А это уже долговременная память. Память можно проверять в утробе
«Мы
предполагали, что память появляется уже во внутриутробном периоде, -
говорят ученые. - Сначала она проявляется в самых простых формах и
постепенно развивается». Им впервые удалось доказать это
экспериментально. Возможно, память у плода появляется и еще раньше, но
на более ранних сроках ее невозможно обнаружить данным методом.
Открытие
голландских ученых важно и с практической точки зрения. Этим методом
можно проверять память еще неродившихся младенцев и таким образом
судить о том, как развивается их центральная нервная система. «Если мы
будем лучше понимать нормальное развитие центральной нервной системы
плода, то сможем лучше выявлять отклонения в развитии», - говорят
авторы.
|