Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Как минимум пять лет может потребоваться на восстановление рынку
бизнес-перевозок, находящемуся в свободном падении с начала рецессии.
Такой прогноз озвучил глава американского подразделения British Airways
Саймон Толлинг-Смит (Simon Talling-Smith).
Пассажиры
первого и бизнес-класса традиционно были основным источником дохода
авиакомпаний. Сейчас около 70% организаций урезали командировочные
расходы. По словам Толлинг-Смита, компании или предпочитают
пересаживать своих топ-менеджеров в эконом-класс, или вообще заменяют
личные встречи видеоконференциями. «Как ожидает BA, восстановление
рынка деловых поездок займет более 5 лет», - заявил представитель
авиакомпании. - Объемы перевозок первым и бизнес-классами упали
примерно на 15%, тогда как эконом-класс просел лишь на 1% с начала
этого года».
Тем не менее, он признал, что даже если
пассажиропоток снова начнет расти, может потребоваться гораздо больше
времени, прежде чем авиакомпании на трансатлантических перелетах смогут
снова назначать цену в 4 тысячи фунтов за билет в обе стороны. «Это
большой вопрос, будут ли пассажиры платить такие деньги?», - отмечает Толлинг-Смит. Российские
авиакомпании также переживают снижение перевозок - по данным
Федерального агентства воздушного транспорта, за первые пять месяцев
2009 года российские авиакомпании перевезли на 19,4% меньше пассажиров,
чем год назад. «Аэрофлот» за это время перевез 3,09 млн пассажиров, что
на 12,4% меньше показателя прошлого года, «Сибирь» - на 35,7% (1,4 млн
пассажиров), «ЮТэйр» - на 7,7% (1,09 млн). Падение затронуло даже
сегмент дискаунтеров: Sky Express в январе-июне 2009 года сократила
перевозки пассажиров на 12% до 429,4 тысяч пассажиров.
Как
правило, крупные авиаперевозчики предпочитают не раскрывать статистику
по классам салона. Так, в «Аэрофлоте» отказались предоставлять данные
по запросу BFM.ru. В авиакомпании «Трансаэро» признали, что
заполняемость салонов бизнес-класса снизилась по сравнению с прошлым
годом, однако отказались назвать цифры. «Бизнес-класс кормит весь рейс.
За счет своей ценовой политики мы поддерживаем нормальный уровень
загрузки», - заявил BFM.ru представитель авиакомпании Сергей Быхал.
В
авиакомпании «Уральские авиалинии» загрузка салонов бизнес-класса
сократилась в среднем на 20%, при том, что до кризиса выкупалось только
70% всех мест бизнес-класса. «Сильнее всего это наблюдается на
бизнес-направлениях, которыми традиционно являются внутрироссийские,
особенно московские рейсы. Это связано с сокращением расходов у
пассажиров. Некоторые организации, например, в Новосибирске запрещают
своим сотрудникам летать в бизнес-классе», - говорят BFM.ru в
пресс-службе авиаперевозчика.
Констатируют сокращение спроса на
дополнительные услуги для бизнеса и те авиакомпании, на рейсах которых
салонов бизнес-класса не организовывалось. «В «Вим-Авиа» нет бизнес
класса, есть улучшенный эконом. Заполняемость, безусловно, сократилась,
но не слишком заметно», - говорит BFM.ru Елена Федорова, начальник
департамента по связям с общественностью авиакомпании «Вим-Авиа».
В
таких условиях авиакомпании фактически оказались вынужденными сокращать
цены на бизнес-перевозки, а авиадискаунтеры, в свою очередь, в борьбе
за пассажиров - вводить дополнительные услуги.
«Во-первых, мы
снижаем цены. Во-вторых, проводим различные стимулирующие акции», -
рассказали о своей маркетинговой политике в АК «Уральские авиалинии».
Авиакомпания
«Атлант-Союз», не развивавшая до прихода новой управленческой команды
бизнес-перевозки, также решила разработать стратегию развития этого
сегмента. «Будем улучшать салоны и обслуживание бизнес-класса,
качественно изменять наземную инфраструктуру, перевозку пассажиров
вип-бортами, - рассказал BFM.ru представитель компании Константин
Рубахин. - В наших планах на регулярных маршрутах сделать улучшенный
бизнес-класс, чтобы приблизить его к первому, как в американской схеме
- первый и экономический. Параллельно решим вопрос о выстраивании
цепочки наземного обслуживания, создании своего бизнес-зала во
«Внуково», использованию залов в других аэропортах. Авиакомпания делает
серьезные ставки на развитие бизнес-класса».
На расширение
списка допуслуг пошел даже российский бюджетный перевозчик Sky Express
- с июля компании ввела для своих клиентов заказ такси, ранее были
запушены бронирование гостиниц, дополнительное страхование, выбор места
в салоне самолета, услуги бизнес-зала в аэропорту и др.
«Цены на
перелет в бизнес-классе мы снижаем, чтобы повысить его заполняемость.
Это не значит, что снижение стоимости перелета происходит в ущерб
качеству. Более того, своих пассажиров находит и первый класс, так
называемый «Империал». Во время кризиса он стал альтернативой частным
самолетам для состоятельных людей. В целом же, мы ждем восстановления
этого рынка только тогда, когда начнет восстанавливаться экономическая
ситуация, ведь бизнес-пассажиры это наиболее активная деловая часть
общества», - говорит Сергей Быхал из «Трансаэро».
|