Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Экспертный совет по рекламе Торгово-промышленной палаты
Нижегородской области обратился в СМИ с рекомендацией отказаться от
распространения рекламы отпевания и поминовения усопших. Поводом для
этого стала жалоба руководства местной епархии Русской Православной Церкви, усмотревшей в
действиях одной из ритуальных компаний нарушение закона "О рекламе".
Как предположили в епархии, рекламируемые обряды совершают или
запрещенные в служении священники, или самозванцы. После того как в
дело вмешались чиновники, епархия и компания быстро пришли к
компромиссу: реклама с улиц города и из газет не исчезла, но теперь
"коммерческое отпевание" совершают только пастыри, рекомендованные РПЦ.
Нижегородская
епархия обратилась в областное министерство поддержки и развития малого
предпринимательства, потребительского рынка и услуг с письмом,
содержащим жалобу на Нижегородскую ритуальную компанию – регионального
лидера в этой деликатной сфере бизнеса. В письме сообщалось, что
представители компании раздают на улицах листовки с рекламой "услуги
отпевания". В епархии убеждены, что индивидуальный предприниматель,
являющийся собственником компании, не имеет права оказывать данную
услугу – это прерогатива РПЦ. И, значит, реклама указанной компании
содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 закона "О рекламе"
(Неэтичность).
Из министерства письмо было спущено в рекламный
совет при Торгово-промышленной палате (ТПП) области. Его рассмотрению
посвятили отдельное заседание совета, приняв на нем решение обратиться
в СМИ с рекомендацией отказаться от распространения рекламы отпевания и
поминовения усопших. Как пояснил начальник отдела программ развития
малого предпринимательства министерства, член комитета по рекламе ТПП
Сергей Стешов, "по церковным канонам священники совершают отпевание по
заявлению человека, но не посредника". "К тому же оказалось, – добавил
он, – что отпевание в церкви стоит 300 рублей, а по прайс-листу
ритуальной компании – от 700 рублей, причем никаких соглашений и
договоров Нижегородская епархия не заключала. Получается, что в случае
обхода церкви прийти на похороны могут либо священники, лишенные сана,
либо мошенники".
Самым сильным аргументом в претензиях
"официальных" батюшек к "коммерческим" было то, что реклама их услуг на
больших уличных рекламных щитах соседствует с "рекламой, содержащей
слоган "Настройся на отдых!" и изображения полуобнаженных тел".
Впрочем,
епархия не ограничилась жалобой в госструктуры. Пастыри в своих
проповедях начали предупреждать прихожан о происках недобросовестных
конкурентов. А на епархиальном официальном сайте появилось разъяснение
священника Алексия Белецкого, преподавателя Нижегородской духовной
семинарии. "Рекламируемые компанией чтение Псалтири по усопшим и
отпевание не являются ритуальными услугами, – объяснил отец Алексий. –
Чтение Псалтири – это молитва. Многие приглашают чтеца, а сами
удаляются. Но ведь усопшему нужна именно общая молитва его родных. Что
касается отпевания, то это особое священнодействие и совершаться оно
должно по возможности в храме. Понятно, транспортные расходы велики, но
лучше сэкономить на венках, надгробии, поминальном обеде, сделать все
это попроще, зато не лишить нашего дорогого усопшего великого утешения
– последний раз присутствовать в храме Божьем в окружении родных и
близких".
Эта трагикомичная история получила неожиданное
развитие. Как рассказали "НИ" в Нижегородской ритуальной компании, ее
руководство обратилось в епархиальное управление с письмом, смысл
которого сводился к тому, что, мол, отцы, нельзя ли нам с вами
договориться полюбовно? В результате сторонами было подписано
соглашение о сотрудничестве. Прямо скажем, к обоюдному удовольствию.
Епархия теперь получает отчисления за совершение коммерческих треб, а
реклама компании осталась на улицах Нижнего и в прежнем объеме
печатается в газетах.