Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Собственное тело вместо игрового джойстика? Управление силой мысли
инвалидной коляской? Возможность переключить композицию на плеере,
просто сказав ему о необходимости это сделать? Сенсорный экран вместо
мыши? Всё это уже реально, и всё это - либо настоящее, либо ближайшее
будущее.
Когда в 2007 году Apple выпустила на рынок iPhone,
управление которым осуществлялось почти исключительно при помощи
сенсорного экрана, особой новизны в технологии сенсорного интерфейса
уже не было, но интерфейс подкупил пользователей тем, что управлять им
оказалось на удивление легко: ни тебе стилуса, ни постоянных ошибок при
наборе текста, как это было в наладонных компьютерах в прежние годы. В
результате iPhone стал не только одним из самых популярных смартфонов в
мире, но и породил новый класс мобильных устройств - тачфоны. Этот
термин подразумевает, что устройство имеет большой сенсорный экран,
занимающий почти всю лицевую его часть. Будущее мобильных телефонов,
считают многие участники рынка, - именно за тачфонами. Подобные
устройства уже есть в портфеле у Nokia, Samsung, LG, HTC, Palm и других
компаний. И несомненно, доля таких устройств в будущем будет только
расти. Аналитики из компании Display Search прогнозируют, что к 2015
году рынок сенсорных экранов вырастет до 9 млрд долларов - в сравнении
с 3,6 млрд в 2008 году. В 2008 году в мире было продано 220 млн
телефонов с сенсорными экранами. К 2015 году 4 из 10 телефонов будут
оснащаться такими экранами. Преимущества сенсорных экранов очевидны:
весь коммуникатор в одночасье может стать либо большим дисплеем, либо
большой QWERTY-клавиатурой. К тому же управлять устройством, просто
тыкая в экран телефона, значительно проще и быстрее, чем управлять
устройством при помощи больших навигационных клавиш.
Понятно,
почему сенсорный интерфейс завоевал сначала именно этот - мобильный -
рынок: отсутствие мыши и полноразмерной клавиатуры заставляет искать
новые способы ввода и получения информации. Однако востребована эта
технология не только в мобильных телефонах. Следующие на очереди
устройства, на которых приживутся сенсорные экраны, - ноутбуки и
десктопы. Hewlett-Packard уже выпустила заметные на рынке устройства:
ноутбук с 12-дюймовым сенсорным дисплеем TouchSmart tx2z и десктоп с
22-дюймовым дисплеем Touch SmartIQ 506. Оба, подобно iPhone,
поддерживают технологию multi-touch и стоят не слишком дорого: лэптоп
продаётся компанией за 1150 долларов, а цена на десктоп зависит от
комплектации, однако не превышает 2000 долларов.
Всё больше
внимания уделяют сенсорным экранам как средству управления персональным
компьютером и другие производители. Об этом говорит хотя бы тот факт,
что в новой операционной системе Windows 7 появится поддержка
технологии multi-touch. В этой связи нельзя не вспомнить о том, что уже
несколько лет Microsoft разрабатывает «компьютерный стол» Surface, вся
«столешница» которого представляет собой огромный сенсорный экран с
поддержкой multi-touch. Если такой гигант IT-рынка решил заняться этой
технологией, то не такими удивительными кажутся выводы аналитиков из
Gartner, которые заявили о том, что дни компьютерной мыши сочтены. Ей
осталось не более пяти лет - до тех пор, пока в качестве доминирующей
технологии её не заменят тачскрины и другие новые интерфейсы. Мыши меж
тем в этом году исполнилось ровно 40 лет.
Сенсорные экраны не
единственный новый и набирающий популярность компьютерный интерфейс.
Удачный пример реализации другой революционной технологии - игровая
консоль Nintendo Wii, в пульты которой встроены датчики движения и
регистрации положения игрока в пространстве. В результате игра, к
примеру, в виртуальный теннис или виртуальный гольф весьма серьёзно
напоминает «реальные» спортивные игры. Встроен подобный модуль -
акселерометр - и в iPhone, и в ряд других смартфонов.
Однако
дальше всех по части игровых интерфейсов продвинулась Microsoft. К
выпуску в следующем году нового поколения игровой консоли Xbox 360
компания готовит революционную технологию Project Natal. Для работы
нового интерфейса на телевизор устанавливается видеокамера, считывающая
действия игрока и микрофон. После обработки специальным программным
обеспечением приставка распознает действия игрока в пространстве и его
голос, что позволит игрокам полностью обходиться без джойстика -
игровыми контроллерами станут их собственные тела. Это означает, что,
например, в любой игре для того, чтобы ваш альтер эго подпрыгнул,
подпрыгнуть в комнате надо будет и вам.
Ещё один интересный
тренд - управление жестами. Например, для браузера Firefox уже был
написан даже специальный плагин, который позволяет управлять программой
жестами - их распознаёт веб-камера лэптопа или домашнего ПК.
Используются подобные технологии и в мобильных телефонах компании Sony
Ericsson. Речь идёт об игровой модели Yari. Главная особенность
устройства в том, что это первый телефон, управлять которым можно
жестами. «Играете в игры? Зачем жать на клавиши, если можно двигать
всем телом? Это позволит получать больше удовольствия от игр и держать
себя в форме», - говорит Кэтрин Черри, представитель компании,
представлявшая телефон. Продажи этого устройства в Европе начнутся в
четвёртом квартале 2009 года. О его цене ничего не сообщается, однако
вряд ли стоимость этого слайдера будет заоблачной.
Немецкие
учёные зашли ещё дальше: технология iPoint 3D позволяет управлять
трёхмерными экранами просто жестами. При этом пользователю не
понадобится брать в руки никаких устройств. Для работы технологии
используется две камеры, что обеспечивает слежение за пользователем в
трёхмерном пространстве. А вот японские Sony и Hitachi уже успели
представить телевизоры, которые понимают жесты телезрителей: подняли
руку вверх - телевизор включился, резко опустили её вниз - он
выключился, провели в сторону - переключился телеканал.
С
использованием технологии G-speak, которую разрабатывает компания
Oblong Industries, можно управлять не только телевизором, но и
компьютером и манипулировать изображениями и данными так же, как это
делает герой Тома Круза в голливудском фильме «Особое мнение»:
открывать, перемещать, редактировать. И делать всё это движением рук. В
том, что эта технология похожа на фильм, нет ничего удивительного:
создатели фильма консультировались у разработчиков G-speak. Более того,
дизайн уже рабочего интерфейса, представленного компанией, сам вырос из
фильма и, видимо, придётся по душе организаторам публичных презентаций.
Будущее
компьютерных устройств без традиционных клавиатур и мышей гораздо
ближе, чем может показаться. Собственно, оно уже началось. И если до
«прямого интерфейса» в духе «Матрицы» всё же ещё далеко, то до «Особого
мнения» уже рукой подать.
|