Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Не секрет, что в кризис соискателей стали тщательнее проверять, в
частности, чаще интересоваться мнением предыдущих работодателей. Тем,
кто уверен в отличных рекомендациях, опасаться нечего, но как
выяснилось, и плохая рекомендация - не приговор, если знать, как
правильно ее подать.
Управление списком
Как
рассказала RB.ru Марина Миронова, начальник управления по работе с
персоналом ИК «Велес Капитал», одна из тактик, которую применяют
соискатели - это предоставить в качестве рекомендателей людей, с
которыми у них сложились хорошие отношения. Поступая так, соискатель
уверен, что эти люди дадут заведомо хорошую рекомендацию, и надеется,
что работодатель этим и ограничится. «Нужно сказать, - замечает Марина
Миронова, - что подобная возможность существует, поскольку в
действительности рекомендации проверяют процентов 10-15 работодателей».
А
Елена Попова, руководитель отдела «Банки и финансы» компании Penny Lane
Personnel, прямо советует всем соискателям предоставить потенциальному
работодателю контакты с тех мест работы, где у них сложились хорошие
отношения с руководством.
Однако, с другой стороны, как отметила
Марина Миронова, при проверке кандидатов, претендующих на более-менее
серьезные должности, работодатели зачастую не ограничиваются
предоставленным списком. «Так что, откуда придут рекомендации,
предположить сложно, и если человек расстался с компанией не очень
хорошо, то, скорее всего, об этом станет известно», - говорит она.
Честное объяснение
«Мотивы
увольнения могут быть самыми разными, - рассказывает Наталья Куркчи,
партнер компании Antal Russia, - и если есть опасения, что
рекомендации, скорее всего, будут не очень хорошими, то об этом нужно
обязательно сказать на собеседовании, объяснив причины ухода». Подобную
тактику считает наиболее выигрышной и Марина Миронова, советуя сразу
изложить свою версию ситуации, поскольку информация о том, что был
конфликт или какие-то проблемы, рано или поздно всплывет, версия же
того, кто сказал об этом первым, будет и ближе, и понятнее. «Тем более
что человек может изложить свое видение событий, упоминая какие-то
детали, о которых рекомендатель вряд ли будет говорить - обычно
рекомендации дают в общих чертах, не вдаваясь в подробности», - говорит
она.
Наталья Куркчи, призывая кандидатов быть честными,
рекомендует воздержаться от объяснений из разряда «не сошлись
характерами», особенно на собеседовании с потенциальным работодателем.
«Это нехорошая мотивация - возникают сомнения в том, умеет ли человек
ладить с людьми и уживаться в коллективе, - поясняет она. - К тому же,
на самом деле всегда есть другая причина, а у человека есть возможность
до этой причины докопаться и именно ее использовать».
«Рассказывая,
можно упомянуть и о том, что вы сами были в чем-то неправы», - говорит
Марина Миронова, добавляя, что некоторые люди склонны возлагать всю
ответственность на обстоятельства и окружающих, а это всегда
отрицательный момент для руководителя.
Дополнительные нейтрализаторы
Нейтрализовать
отрицательный отзыв можно, не только честно предупредив о такой
возможности на собеседовании и объяснив причины, но и заручившись
хорошими рекомендациями от других людей или с других мест работы. По
мнению Елены Поповой, стоит попытаться договориться с кем-либо в
компании, где вы работали, о предоставлении положительных рекомендаций.
«Ведь кроме непосредственного начальника есть и другие руководящие
сотрудники, настроенные по отношению к вам более дружелюбно», - говорит
она и замечает, что подобные ситуации случаются не так уж редко, и
работодатели готовы понять, что рекомендации могут быть далеки от
объективности.
О том, что работодатели учитывают, что у плохой
рекомендации могут быть самые разные причины, рассказала RB.ru и Марина
Миронова, заметив, что плохая рекомендация - это не приговор, и что в
ее практике были случаи, когда на работу принимали специалистов с не
очень хорошими рекомендациями с последнего места работы. Правда, в этих
случаях о кандидатах отзывались самым положительным образом остальные
рекомендатели, а сами они внятно объясняли ситуацию на собеседовании.
Однако
самый надежный способ избежать всех этих сложностей, считает Елена
Попова - это не конфликтовать, помня, что от коллег, начальства и
клиентов может зависеть профессиональная репутация, а если сложилось
так, что предстоит расстаться, - сто раз подумать, прежде чем портить
отношения и, уходя, хлопать дверью.
|