Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
3 июля 1941 г. прозвучало знаменитое Обращение Сталина. «Отец народов» пробудился от депрессии первых дней войны. До этого, 23 июня 1941 г. ведущая газета страны «Правда» назвала войну Отечественной. Прозвучала знаменитая песня «Священная война». Но достоверно ли именовать борьбу с немецко-фашистскими захватчиками Великой Отечественной войной? Или более правильно называть участие СССР в этой войне просто частью второй мировой войны? – эти вопросы время от времени поднимаются в некоторых странах ближнего зарубежья и начинают звучать в самой России. Что раскрыла речь Сталина
В речи от 3 июля 1941 г. Сталин отметил, что враг «ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом». Далее следовало, что враг ставит целью «восстановление царизма, разрушение национальной культуры и государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР.
О том – быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение» /Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1952.-С.184-185/. Если оценивать цели и задачи нападения на СССР, опираясь на официальные документы Третьего Рейха, публикации, речи и высказывания Гитлера, начиная с «Майн кампф» («Моя борьба»), то захватнический характер германского нападения неоспорим. Конечно, гитлеровцы отнюдь не ставили целью восстановление царизма и возвращение прежних помещиков и капиталистов. В этой части своего обращения Сталин предпочел использовать уже вбитые в сознание советских людей штампы и стереотипы. Примечательно, что ситуация вынудила Сталина обращаться к словам о фашистской угрозе свободе, национальной культуре и государственности народов СССР. Воспринимавшийся равным небожителю «отец народов» обращается к патриотическим чувствам и настроениям. Но здесь логика сталинской речи вступила в противоречие с железной логикой фактов. Упомянутые им литовцы, латыши, эстонцы перед войной утратили независимую национальную государственность.
Историческая память этих народов сохранила факт присоединения к СССР в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова-Риббентропа (официально договор о ненападении). Через полвека, на Первом съезде народных депутатов СССР, депутатами от республик Прибалтики поднимался вопрос о наличии секретного протокола к этому пакту. Горбачев отрицал наличие этого протокола. Наконец, уже после августовского путча 1991 г. признал существование оригинала секретного протокола к пакту Молотова-Риббентропа. Признание независимости трех республик Прибалтики после этого было делом нескольких дней. В сентябре 1991 г. Советский Союз состоял из 12, а не 15 республик. Возможно, история великой державы пошла бы по-иному руслу, если бы руководство СССР более тщательно и обдуманно подходило к историческим особенностям включения в Советский Союз. Гибельными для СССР оказались запущенные прибалтами за три года до событий 1991 г. идеи фактического суверенитета республик.
В марте 1939 г. в отчетном докладе ЦК на XVIII съезде ВКП(б) Сталин в качестве одного из принципов советской внешней политики отметил: «соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками» / Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. 2-е изд. …С. 168/. Пакт Молотова-Риббентропа придал советскому руководству уверенность в том, что следующим объектом агрессии гитлеровской Германии не будет Советский Союз.
После пакта Молотова-Риббентропа
1 сентября 1939 г. Германия начала оккупацию Польши. В начале сентября того же года правительства Великобритании и Франции в соответствии с прежними договорами с Польшей вынуждены были объявить войну Германии. Началась вторая мировая война, завершившаяся 2 сентября 1945 г. капитуляцией Японии. Красная Армия в те сентябрьские дни занимала Западную Украину и Западную Белоруссию – территории, которые согласно советско-польским договоренностям начала 1920-х г., были под суверенитетом Польши. СССР, если отбросить слова о воссоединении украинских земель в рамках УкрССР и белорусских земель в БССР, был в начале второй мировой войны не союзником гитлеровской Германии, а скорее её попутчиком.
Прежняя революционность потонула в крови репрессированных революционеров в конце 1930-х гг. С другой стороны, Сталин расширял территорию, максимально приближая её к границам прежней Российской империи.
Но СССР нельзя уподоблять Саксонии, в 1813 г. перешедшей из союзников Наполеона на сторону Антифранцузской коалиции. Историки признают, что военные действия Германии и СССР в 1941-1945 гг. были основным, привлекшим большую часть материальных, людских и технических ресурсов, и напряженным по накалу боевых действий, фронтом второй мировой войны.
Великая Отечественная война Советского Союза или советского народа?
Важно определить: Великая Отечественная война Советского Союза или Великая Отечественная война советского народа? Разгадка кроется не в идеологическом камуфляже, а в официальных документах. В изданной в 1949 г. книге, посвященной Сталину, сказано о Великой Отечественной войне Советского Союза. Сам «отец народов» предпочитал это название. В 1-м томе Казахской Советской Энциклопедии (Алма-Ата, 1982) на С. 102 соответствующая статья именуется «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.». Представляется, что это название более точно соответствует исторической действительности, чем выражение Великая Отечественная война советского народа.
В 1941-1944 г. были репрессированы и высланы в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию несколько народов. Их территориальные автономии были упразднены. Только после 1956 г. их реабилитация привела к восстановлению автономий, за исключением так и исчезнувшей навсегда автономии немцев Поволжья.
Государство и сталинский режим сочли целые этносы ненадежными. Эти частички многонационального советского народа оказались исключенными из войны двух держав. В этом первая часть до поры до времени замалчиваемой исторической правды.
Вторая часть большой исторической правды состоит в том, что для значительной части населения Западной Украины, Западной Белоруссии, республик Прибалтики война Германии с Советским Союзом представлялась войной двух держав. С одной стороны, ненависть к коммунистическому режиму с его репрессиями, введением непривычных и отвергаемых политических и экономических отношений типа колхозного строя и всеобщего обобществления собственности. С другой стороны, враг врага казался союзником. Известны колебания западноукраинских «бульбашей» от поддержки гитлеровцев до соглашения с партизанами о совместной деятельности против оккупантов, а затем вновь к борьбе с Советами и партизанами. Прибалтийские фашисты были более последовательными союзниками гитлеровцев. Коммунисты же действовали против нацистов.
Две долгое время скрываемые части исторической правды позволяют уточнить, что советский народ 1941-1945 гг. был иным по составу, чем привычный нам советский народ 1960-1980-х гг.
Но достойна ли эта война имени «Отечественная»? Несомненно, что, учитывая вовлеченность миллионов граждан на фронте и в тылу Советского Союза и Германии, это была великая война Советского Союза с гитлеровской Германией, немецко-фашистскими захватчиками. В незавершившемся потоке переоценки истории важно осмыслить патриотический характер той Великой войны.
Отечественные войны
Отечественная война 1812 г. в отличие от всех прежних войн Московской Руси и Российской империи с полным основанием именуется Отечественной. И до этого были вторжения, например, поляков в начале XVII века. Но Смута того времени, воцарения Лжедмитриев и их низложения начинались как приход легитимного, «природного» царя из Рюриковичей. Патриотический подъем относится к последним годам Смуты. Патриотический подъем во главе с Мининым и Пожарским был той переменной, что изменила расстановку сил и привела к известному нам выходу из Смуты.
Отечественная война 1812 г. началась как вторжение войск Франции и её союзников в Россию. Бессмысленно говорить была ли эта война Отечественной для государства или для народа. Отечество в этом смысле не делимо между государством и народом. Сопротивление было общим делом и для регулярной армии и для крепостных крестьян, участвовавших в партизанском движении. Надо отметить, что вполне справедливо Отечественная война 1812 г. исторически ограничена одним годом. В 1813-1814 гг. был так называемый заграничный поход русской армии.
Но Великая война 1941-1945 гг. имела более сложный характер, чем Отечественная война 1812 г. Во-первых, в 1941-1945 гг. столкнулись два политических режима: фашистский и коммунистический. В 1812 г. не было такого столкновения режимов. Более того, идеалы свободы, равенства, братства не утверждались Наполеоном на российских просторах в 1812 г. Во-вторых, за более чем 130 лет после 1812 г. идея нации продвинулась на землях бывшей Российской империи. Уже к 1917 г. идея нации была сформирована для стран Прибалтики, а признание их независимости с 1920 г. было логическим завершением формирования нации-государства. В течение десятилетий после 1812 г. идея нации продвигалась в сознании украинцев. Что касается народов Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Казахстана и Сибири, то Советская власть дала ответ на идеи пантюркизма и идеи сложения национальностей. Пантюркизм был запрещен, а сложение наций было форсировано даже там, где по выражению востоковеда В. Бартольда, не было таких условий как в Прибалтике. К 1940 г. считалось, что титульные народы союзных республик сложились как советские социалистические нации.
Особенности патриотического характера Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сталин потряс слушавших его обращение не только словами: «Братья и сестры!». Последующие выступления показывают, что для всемерного пробуждения патриотических чувств и настроений активно применялся до того не задействованный культурно-исторический и моральный ресурс – историческая память. 7 ноября 1941 г. состоялся парад войск Красной Армии. Памятны слова Сталина с трибуны Ленинского Мавзолея: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». В национальных республиках и национальных воинских частях обращались к памяти своих героев. Пропагандистская машина могла быть результативной, если опиралась на патриотические настроения в среде интеллектуалов и масс. В Казахстане в этот период повысился интерес к героическому эпосу.
Представления о более чем 15 Родинах, по замыслу идеологов, должны были слиться в представление об одной Советской Родине. Но Отечество не может быть определено в идеологических акцентах «советская, социалистическая». Из уст Сталина призыв к памяти великих героев ограничивался именами из русской истории. В национальных республиках обращались к именам собственного исторического прошлого. В Казахстане обратились к именам Аблая, Срыма Датова, Кенесары, персонажей героического эпоса. На время было покончено с замалчиванием их как лиц из феодального прошлого.
Украинец Богдан Хмельницкий попал в круг общесоюзных героев. Вместе с орденами Александра Невского, Суворова и Кутузова, адмиралов Ушакова и Нахимова был даже учрежден орден в его честь. Сложнее было с иными историческими личностями. Сталинский режим и власть ощущали внутреннюю противоречивость патриотических подъемов в республиках с фактической унитарностью Советского государства: образ официальной москвоцентристской истории не воспринимал на равных даже Новгородскую русскую вольность, не говоря о героях других этносов. В конце 1944 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) о работе Татарского обкома партии. В этом партийном документе имя Эдигея-батыра было отмечено в качестве злейшего врага Московской Руси. Упоминавшиеся русскими дореволюционными историками факты помощи Москве со стороны «эмира эмиров, бека беков» Золотой Орды, героя казахско-ногайского героического эпоса Эдигея во времена её противостояния с Великим княжеством Литовским умалчивались.
Итак, Великая война 1941-1945 гг. была для Советского Союза Отечественной войной, поскольку советский патриотизм опирался на множество национальных патриотизмов. Патриотизм всегда имеет национальные черты – истина со времен Великой Французской революции. Опасения грядущих последствий подъема национального патриотизма побудили Сталина, когда-то в 1917-1922 г. главу Наркомнаца, предпринять меры для сохранения тоталитарного режима. Режим уже не очень нуждался в патриотических чувствах. Пора было думать о закручивании гаек после приближающейся Победы. Послевоенные кампании против героических эпосов разных народов, Сатпаева и Бекмаханова имеют началом это постановление по Татарскому обкому партии.
Дополнительные аргументы в пользу определения Великая Отечественная война Советского Союза
Распад СССР имеет такое же всемирно-историческое значение, что и распад Римской империи, Арабского халифата, Британской империи. Известно, что наследие империй переживает империи. Так римское право и значение латинского языка пережили Римское государство, Ислам распространился за пределы халифата, а английский язык и «англосаксонство» актуальны поныне.
Известны три Пунические войны, Македонские, Сирийские войны Римской Республики. При этом историки не говорят «войны римского народа», а описывают войны Римской Республики и Римской Империи. Так что, учитывая все противоречивые обстоятельства нашей не столь далекой истории, пора поставить точки над «i». Была Великая Отечественная война Советского Союза. Именно Советского Союза. Внешняя политика собранной по сталинским лекалам Советской империи привела к тому, что для многих лиц из насильственно включенных в 1939-1940 гг. в состав СССР народов она не была их Великой Отечественной войной. И это тоже надо признать.
Для наций Прибалтики в тот период существовало два выбора: либо вместе со сталинским режимом в СССР в составе эстонских, латышских, литовских воинских частей воевать с гитлеризмом, либо вместе с гитлеровцами идти против большевизма и Красной Армии по принципу «враг моего врага – мой друг». Но этот принцип выигрышен для великих держав. Этот принцип со времен Наполеона Третьего для небольших наций и государств оказывается воплощением «принципа национальностей», когда небольшие нации становятся инструментом в политических играх великих держав. Но в целом для народов Советского государства эта война имела характер патриотической войны.
Незачем стрелять в прошлое. Иначе оно выстрелит в настоящее. Если в истории Казахстана исчезнет период Великой Отечественной войны Советского Союза, то это равнозначно отказу от славы Великой Победы.
Когда-то кочевники из Дашт-и-Кипчака достигли под водительством Батыя берегов Адриатического моря. И это факт истории. Здесь нет ни гордости, ни радости, ни выгоды. Просто факт. В прошлом веке ситуация повторилась. Потомки кочевников и потомки земледельцев дошли до Берлина и до Адриатики. Факты лучше сохранять в качестве части сокровищницы исторической памяти и общего наследия государств - осколков распавшейся великой державы. Осмысление приходит много позже. Иногда спустя столетия.
|