Газета "Наш Мир" br>$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
Всего несколько месяцев осталось до того момента, когда Казахстан вступит в права страны-председателя ОБСЕ, но уже сейчас очевидно, что для казахстанского МИДа это будет далеко не самый простой год. Несмотря на предложения российского Президента о формировании новой архитектуры европейской безопасности, обращение Барака Обамы с призывом к системной перезагрузке российско-американских отношений, относительный успех визита американского Президента в Москву, все еще нельзя утверждать, что к началу 2010 года уровень рисков в системе европейской и мировой безопасности будет существенно снижен.
По-прежнему проблемной зоной для стран ОБСЕ, которая разъединяет, а не объединяет государства-участники этой организации, является так называемая «третья корзина», в рамках которой рассматриваются вопросы гуманитарного характера. Недавняя вильнюсская резолюция ПА ОБСЕ фактически носит антироссийский характер, уравнивая сталинизм и нацизм и создавая поле для очень серьезных последствий, которые могут носить непредсказуемый характер. И в этом контексте нельзя не отметить, выступление заместителя председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, спикера казахстанского сената Косым-Жомарта Токаева, который подчеркнул, что ставить на одну доску нацистский режим и государства, входившие в антигитлеровскую коалицию, недопустимо.
Казахстанский политик отметил: «На мой взгляд, попытки подвергнуть ревизии нашу общую победу над фашизмом исторически, политически и с нравственной точки зрения являются, по меньшей мере, некорректными». В то же время следует признать, что тональность вильнюсской резолюции - это своего рода «пробный шар», по реакции на которую можно будет судить, в какой степени Казахстан как страна-председатель ОБСЕ готова принять тот конфронтационный формат, который навязывают ОБСЕ новые члены европейского сообщества, например, Прибалтийские республики.
Готова ли Астана выступить в качестве модератора позитивного диалога, способного объединить хотя бы в каком-то, пусть даже достаточно узком поле, позиции России, ряда других постсоветских стран и Запада? Представляется, что Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прекрасно осознает всю сложность этой задачи. По крайней мере, во всех своих последних выступлениях, включая III Съезд мировых и традиционных религий, он говорил о кризисе доверия, как о фундаментальной причине, породившей кризис не только в экономике, но и в политике, а самое главное, в системе международной безопасности. Преодолеть этот кризис, пользуясь традиционным методом «открытых» или «закрытых» стратегий - задача практически нереализуемая. Об этом косвенно свидетельствуют и итоги встречи между Медведевым и Обамой, во время которой, в принципе, стороны говорили о готовности искать компромисс и добиваться его на практике. Но уже после окончания встречи, в особенности в американских СМИ, мы встречаем интерпретации совершенно другого порядка, которые свидетельствуют о том, что достижение взаимопонимания - процесс гораздо более длительный, чем этого хотелось бы экспертам-оптимистам.
Станет ли 2010 год моментом утверждения Казахстана в этом новом качестве? Ответ на этот вопрос зависит не только от политической воли казахстанского лидера. Заставить партнеров-конкурентов обрести желаемый консенсус не на словах, а на деле - такая задача за один год, конечно же, не решается. Именно поэтому постепенно сошли на нет разговоры о предстоящей реформе ОБСЕ. То, что было актуально в канун председательства Казахстана в этой организации, сейчас воспринимается с изрядной долей скепсиса и в Москве и в Астане. Но объективно понимать реальность - вовсе не означает отказаться от попыток изменить очень сложную и противоречивую ситуацию в сторону, обращенную к взаимопониманию, а не конфликту. И такая возможность у Казахстана, несомненно, есть.
Как отметил генеральный секретарь ОБСЕ: «Я не исключаю возможность появления новых проблем в будущем (учитывая тот факт, что мы переживаем мировой финансовый кризис), как экономического, так и политического характера, включая проблемы Кавказского региона, все это потребует решений, и это далеко не все, с чем столкнется Казахстан. Я не могу точно сказать, когда и как они произойдут, но мы переживаем сложный исторический период, и нас ожидает немало непредвиденных задач. В целом, над определением этих задач и проблем уже работает секретариат ОБСЕ, и время покажет, как мы с этим справимся». Остается надеяться, что это благое пожелание осуществится.
|