Восприятие Бога, представления о Нем играют весьма важную роль не
только в духовной, но и практической жизни человека. Кто для нас Бог?
Судья, Брат, Эталон, Святость, Владыка, Обитающий в неприступном свете?
Или же некая разновидность скатерти-самобранки, этакий слуга с
полотенцем на руке, услужливо наклонившись, ожидающий наших поручений,
готовый смиренно принять и немедленно отреагировать на все наши
претензии и замечания?
В зависимости от того, как мы Его
воспринимаем, складывается и практика нашего общения с Ним. Стиль, если
хотите. Допустимо ли панибратство в отношениях с Богом? Насколько оно
вписывается в восприятие человеком Господа как любящего Отца,
бесконечно прощающего Друга? Где грань между близкими отношениями и
святотатством, непосредственностью и кощунством? Вопросы столь же
непростые, сколь и серьезные.
Вопросы тем более важные,
поскольку современный человек ставит под сомнение всё и вся, желает
получить доказательства прав кого бы то ни было на превосходство над
собой, спешит проявить, продемонстрировать максимум свободы,
независимости, гордости.
Бог со своими (как считает
современник) претензиями на Абсолютную власть, владычество, господство
никак не вписывается в картинку, им же самим нарисованную,
современником, то есть: "Слишком много места требует Творец, слишком
мало предлагает взамен".
Кто для нас Бог? Он для многих стал
теперь виртуальным, так же, как и мир, в котором люди позволяют себе
писать друг другу то, что никогда не высказали бы в глаза. Эту практику
предлагается перенести на отношения с Богом. Детей нынче учат не
молиться, а писать Богу ...письма.
Эта сомнительная идея
принадлежит американскому писателю Стюарту Хемпли, который стал письма
детей не только собирать, но и публиковать. Один из подростков так и
написал: "Учительница велела, чтоб мы написали Тебе, Господи, письмо.
Кто о чем хочет".
Некий товарищ М. Дымов рентабельный проект
подхватил и перенес его на русскую землю. "Это были забавные фразы из
писем маленьких американцев Богу", – сентиментально пишет он в
предисловии к своей книге.
Ага, забавно! Для Дымова это стало
не только забавно, но и прибыльно: коммерческий проект, забава для
взрослых. Причем дети, писавшие письма, были, судя по всему, полнейшими
невеждами в вопросах веры. Так смешнее получится! Было бы на самом деле
смешно, если бы не было столь грустно.
Получилось, что взрослые
не только спровоцировали детское кощунство по отношению к Богу, не
рассказав прежде, Кто Он на самом деле Такой, но и сделали их
наивность, некомпетентность предметом веселия, развлечения и забавы.
Другими словами, не совсем благородно использовали.
Дети
постарались "на славу" и, наряду с более-менее приличными обращениями,
написали так, как им велела учительница: "Кто о чем хочет". Вот только
несколько (не самых худших) писем.
"Ты создал человека, Господи, а он создал Тебя. И еще неизвестно, у кого это получилось лучше". Борис, 4 кл.
"Причем тут ребро, когда делают человека. Не надо ля-ля, Господи". Эдик, 3 кл.
"Послушай, жизнь нам дают родители, а отнимаешь ее Ты". Эрна, 2 кл.
"Не требуй, чтоб на Тебя все молились. Это нескромно". Валя, 4 кл.
"Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя молиться-то будет?" Петя, 4 кл.
"Вообще-то я в Тебя не верю..." Юра, 2 кл.
"Кто Тебя надоумил так вести себя с людьми?" Настя, 4 кл.
Все
бы ничего, если бы эта мода не стала набирать обороты в среде так
называемых "возрожденных христиан". Уж им-то должно было быть известно,
каким образом человек должен обращаться к Богу. Конечно, можно списать
всё на детскую наивность, они открыты и запросто с Богом, как с Другом.
Можно.
А можно сделать и по Слову Божьему. В израильском народе
с раннего возраста детям прививалось глубочайшее почтение Творца, если
даже не трепет. Почему не взять пример с Илии, научившего отрока
Самуила общению с Богом? "...И когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи:
говори, Господи, ибо слышит раб Твой" (1 Цар. 3:9). Не пришло Самуилу в
голову спросить Зовущего: "Кто Тебя надоумил будить меня по ночам?"
Почитание
Бога прививалось с младенчества, когда и сам ребенок еще ничего не
понимал, но уже участвовал в поклонении Живому Богу. Какая прекрасная
картина описана евангелистом Лукой: Симеон взял Младенца-Иисуса на свои
руки и ...благословил Бога! Потрясающая, величественная атмосфера:
здесь и смирение, и благодарность и сокрушение, но самое главное –
преемственность.
Не письма и не СМС-ки нужно предлагать писать
детям Господу. И уж тем более не хохотать над текстами, граничащими с
кощунством. А научать детей молиться, поклоняться Богу и преклоняться
пред Ним. "...Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то
где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф..." (Мал. 1:6).