Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Человечество находится на пороге новой эры в истории энергетической
отрасли - эры альтернативных источников энергии и экологически чистого
ископаемого топлива. Если правительства разных стран смогут принять
соответствующие законы и налоговые льготы, то к середине нашего
столетия доля возобновляемых источников энергии в структуре мировой
энергетики составит почти 30%. Общество будет надежно обеспечено
энергоносителями для транспортного сектора. На дорогах появятся
автомобили, использующие самые разные источники энергии: бензин,
дизельное топливо, электричество, биотопливо, природный газ и водород.
В
будущем стандартные автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями
станут гораздо экономичнее, а в ближайшие десятилетия биотопливо
составит до 10% от всего объема жидкого моторного топлива. Согласно
подготовленным Shell сценариям развития мировой энергетики к 2020 г.
15% всего мирового автопарка будут составлять автомобили с гибридными
электродвигателями, а у некоторых моделей будет возможность
подключаться к устройствам для подзарядки аккумуляторов. Начиная с 2030
г. будет наблюдаться некоторый рост в секторе автомобилей с топливным
элементом на водороде. Ожидается, что к 2050 г. общее число автомобилей
во всем мире увеличится более чем на 1 млрд, что в два раза превышает
сегодняшний уровень.
Будущее альтернативного топлива
Потребители
выиграют от возможности выбирать из широкого ассортимента разнообразных
видов транспортного топлива, причем предпочтения будут зависеть от
региональных особенностей. Например, предполагается, что в странах
Южной Америки доминирующую роль будет играть биотопливо. В настоящее
время этанол, получаемый в Бразилии из сахарного тростника,
обеспечивает более 40% спроса на бензин в стране. В то же время Китай
планирует увеличивать производство и эксплуатацию автомобилей с
гибридными и электрическими двигателями и активно разрабатывает
значительные запасы угля с целью производства электроэнергии.
С
увеличением числа автомобилей с электродвигателем возрастет важность
проблемы воздействия производства электроэнергии на окружающую среду. К
2030 г. энергия ветра, солнца и воды обеспечит около 30% от общего
производства электроэнергии. На многих новых электростанциях,
работающих на угле, будет предусмотрена система улавливания и
подземного хранения CO2, что позволит избежать вредных выбросов в
атмосферу. Уголь все больше будет использоваться для производства
синтетического газа, который затем станет источником электроэнергии
либо сырьем для различных химических продуктов, а выделяемый в процессе
производства CO2 будет улавливаться и направляться на подземное
хранение. Подобные комплексы будут чем-то напоминать
нефтеперерабатывающие заводы, на которых также возможна газификация
тяжелой нефти с производством водорода, тепла, электроэнергии при
улавливании и подземном хранении CO2.
Ископаемые виды топлива -
уголь, нефть и природный газ - будут по-прежнему составлять более
половины мирового объема энергоносителей в 2050 г. Потребуется немало
времени, прежде чем они уступят место альтернативным источникам. Рост
численности населения и повышение уровня жизни миллиардов людей в
развивающихся странах приведут к необходимости использования всех
доступных источников энергии для поддержания растущих экономик. Поэтому
одновременно с разработкой альтернативных источников энергии миру также
необходимо открывать новые ресурсы ископаемого топлива, включая
нетрадиционные - например, нефтеносные пески. При этом необходимо
активизировать работу по сокращению уровня выбросов CO2 в ходе добычи и
использования ископаемых видов топлива.
Решить эти задачи будет
непросто и недешево. Обязательным условием станет беспрецедентное по
масштабам изменение нормативно-правового регулирования - как в отрасли,
так и на государственном уровне. По данным Международного
энергетического агентства, к 2030 г. только в разработку возобновляемых
источников энергии будет необходимо инвестировать $5,5 трлн. Это все
равно что купить более 18 000 «Боингов-747» по цене $300 млн за самолет
(всего начиная с 1970 г. было построено около 14 000 самолетов этого
типа). Эта сумма не включает миллиарды долларов, которые пойдут на
модернизацию сетей электропередачи с целью обеспечить растущий спрос и
производство дополнительных объемов ветровой и солнечной энергии.
Основная
часть средств будет поступать от частных компаний, однако государствам
потребуется и далее предоставлять налоговые и прочие льготы для
стимулирования роста в секторе возобновляемых источников энергии. Их
доля в удовлетворении мировой потребности в энергоносителях по-прежнему
мала - примерно 7%, включая гидроэнергетику. Ветровая энергия сегодня
обеспечивает около 1% (за счет примерно 70 000 турбин). Около 1%
приходится на биотопливо - в основном благодаря многомиллиардным
правительственным субсидиям.
Долго и дорого
Мировой
опыт развития атомной энергетики и прочих технологий говорит нам, что
для вывода на масштабный уровень новых источников энергии требуется как
минимум 25 лет. В качестве иллюстрации может служить производство
ветровой энергии: для того чтобы обеспечить 10% всего производства
электроэнергии к 2030 г., миру потребуется еще 1-1,5 млн турбин, а
территория, нужная для их размещения, должна быть равна площади
Франции. Это означает увеличение к 2030 г. ежегодного мирового
производства турбин с сегодняшних 15 000 до почти 100 000 единиц.
Энергетические
компании уже начали подготовку к решению задач завтрашнего дня.
Увеличиваются объемы добычи природного газа, экологически чистых
ископаемых видов топлива, продолжается инвестирование в сектор
возобновляемых источников, ведутся исследования в области улавливания и
безопасного подземного хранения CO2. При этом, учитывая масштабность
данной задачи, особая роль отводится государствам и правительствам,
которые должны стимулировать переход общества к новой энергетической
системе. Новые перспективные технологии в области снижения выбросов CO2
смогут в скорейшее время дать реальный эффект только при поддержке со
стороны правительств.
Одним из ключевых шагов будет установление
цен на выбросы парниковых газов - причем во всех ведущих странах мира,
а не только в некоторых. Лично мне ближе система, которая ограничивает
выбросы и позволяет компаниям торговать квотами, как это уже происходит
в Европе. Система ограничения промышленных выбросов с помощью квот
призвана обеспечить относительно стабильную цену на выбросы CO2. Кроме
этого она будет способствовать развитию инновационных методов и росту
инвестиций в наиболее эффективные технологии снижения выбросов.
Энергетическая
политика будет способствовать развитию технологий, но при этом она
может привести к увеличению затрат, что с политической точки зрения не
добавит ей популярности. Как общество, так и политические лидеры стоят
перед трудным выбором, и им необходимо помнить, что неспособность к
решительным шагам сегодня впоследствии обернется необходимостью
принимать действительно болезненные решения.
Самое трудное - это
повлиять на модель поведения потребителей энергии. Технология
предоставляет обществу широкий выбор, но по-прежнему не ясно, захотят
ли люди более рационально подходить к использованию энергии.
Несмотря
на все трудности, создание новой энергетической системы будет иметь
благоприятные последствия для всего человечества. Она поможет
остановить рост выбросов парниковых газов - основной причины
глобального потепления - и откроет новые возможности для деятельности
компаний и предпринимателей. Она будет способствовать созданию
высокооплачиваемых рабочих мест и новой, быстро развивающейся отрасли.
Конкуренция между различными источниками энергии ускорит развитие
инновационных технологий, сделает энергоносители доступными и позволит
решить вопросы энергетической безопасности. Мы уже на пути к новой
энергетической эпохе.
|