Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Президент Обама принес присягу шесть месяцев назад. Он сделал это после
длительной предвыборной кампании, во время которой он постоянно обещал
'изменить' и 'восстановить положение Америки в мире'. Однако до сих пор
внешняя политика его администрации отличается от политики Джорджа У.
Буша лишь внешне.
Конечно, нужно признать, что шесть месяцев - это не
очень длинный срок. С другой стороны, это одна восьмая президентского
срока. Более того, как Обама и сам признал по поводу реформы
здравоохранения и других вопросов на повестке дня, мы уже вплотную
подошли к тому моменту, когда внимание Конгресса обратится к
предвыборной кампании 2010 года, и проводить в жизнь серьезные
законопроекты и изменения станет гораздо сложнее. Вскоре после этого
начнется предвыборная гонка к 2012 году, и Вашингтон будет всячески
стремиться уйти от риска.
Более того, существуют серьезные сигналы о том, что
настоящие перемены затронут некоторые второстепенные вопросы. Обама с
гораздо меньшим энтузиазмом относится к противоракетной обороне, он с
большей вероятностью будет демонстрировать жесткую позицию по отношению
к Израилю, и вряд ли продолжит нашу идиотическую полувековую политику в
отношении Кубы с той же горячностью, что его предшественник. Но по всем
основным вопросам, изменения можно назвать лишь косметическими.
Ирак:
Фирменный вопрос внешнеполитической повестки дня Обамы, восходящий к
его кампании 2004 года за место в Сенате, когда он уже выступал против
войны. Тот факт, что он единственный из серьезных кандидатов на
номинацию Демократической партии, с самого начала выступал против
войны, позволил ему утверждать, что, несмотря на недостаток
соответствующего внешнеполитического опыта, он лучше разбирается в
вопросах национальной безопасности, чем опытные вашингтонские
старожилы.
Однако по пути в Белый дом произошло нечто странное.
Наращивание военного присутствия в Ираке, которому он противостоял,
сработало. Или, по крайней мере, положение сильно улучшилось как раз в
то время, которое было удобно для сторонников наращивания. Кроме того,
администрация Буша заключила соглашение о достаточно быстром и полном
достоинства выводе американских сил из Ирака.
Да, именно это Обама и продвигал все это время. Но оно точно так же произошло бы, останься в Белом доме Буш.
Афганистан:
Обама вел свою предвыборную кампанию, утверждая, что мы 'упустили из
вида общую картину' в Афганистане из-за Ирака. Он утверждал, что нам
нужно значительно увеличить число войск и начать контртеррористическую,
противоповстанческую операцию. В первую неделю в офисе он намекнул на
'новую' политику в Афганистане и очертил ее границы в конце марта.
Но в этом новом плане было очень мало 'нового'. Буш
уже объявил о 'тихом наращивании' в Афганистане за шесть месяцев до
этого. Он также назначил генерала Дэвида Петреуса, ответственного за
наращивание присутствия в Ираке и давно уже утверждавшего, что
противоповстанческие действия должны стать приоритетом для армии США,
главой Центрального командования. Более того, Обама оставил Боба Гейтса
министром обороны. Сегодня эти люди проводят в жизнь то, что сами же и
начали год назад.
Иран: Как и его предшественник,
Обама неоднократно называл перспективу приобретения иранским режимом
ядерного оружия 'неприемлемым', но, как и Буш, он понимает, что его
возможности в том, что касается предотвращения этой ситуации, крайне
ограничены. Обама вел свою кампанию, продвигая политику переговоров с
иранскими лидерами 'без предварительных условий' и выступал за 'более
жесткие санкции', осуществляемые в сотрудничестве с Россией и Китаем.
На сегодняшний момент, не похоже, чтобы эти планы были близки к
выполнению.
Пакистан: Помимо создания нового
термина 'АфПак', призванного обозначить тот факт, что Афганистан и
Пакистан следует рассматривать в рамках одной стратегии - что и так уже
делалось годами - мы по-прежнему никуда не сдвинулись. Опять же, это
крайне иронично. В 2007 году Обаму осмеяли и республиканцы и демократы,
когда он заявил, что без колебаний применил бы ракетные системы
ближнего действия Predator и другие смертельные меры для борьбы с
талибами и воинами Аль-Каиды,
прячущимися в Племенной зоне Афганистана. Через несколько месяцев это
предложение стало частью политики Буша. Тем не менее, преемственность
поражает.
Аль-Каида: Мы до сих пор не поймали Осаму бен Ладена!
(Конечно, с самого начала было довольно глупо использовать поимку бен
Ладена для измерения эффективности нашей политики, но Обама сделал его,
чтобы разгромить Буша, а теперь мяч на его стороне.)
Северная Корея: Ким Чен Ир
по-прежнему болен, а по поводу его нормальности есть серьезные
сомнения. Северная Корея по-прежнему проводит тестовые запуски ракет,
когда ей вздумается, и, похоже, совершенно не замечает давления со
стороны международного сообщества.
Россия: Несмотря на риторическое
нажатие 'кнопки перезагрузки', напряжение между старыми соперниками
времен 'холодной войны' никуда не делось. Обама продолжает политику
Буша, заявляя, что россияне 'должны уйти из Южной Осетии и Абхазии',
одновременно ничего для этого не делая. Точно так же, он продолжает
утверждать, что Россия не имеет права вето по поводу расширения НАТО.
Хотя Обама и может поставить себе в заслугу недавнее соглашение по
возобновлению договора СНВ и небольшому сокращению ядерных арсеналов,
эти переговоры велись задолго до того, как он пришел в Белый дом: его
вклад в это дело состоит в подписи на документах.
Европа: Нет никаких сомнений, что
Обама нравится Западной Европе больше, чем его предшественник, которого
считали высокомерным сторонником односторонних действий не самого
большого ума. И тем не менее, ничего особо не изменилось. Европа не
пошлет в Афганистан дополнительные войска, как бы мило не просил Обама.
(Да что уж там, он был достаточно умен, чтобы даже не просить.) Мы ни
на йоту не приблизились к выработке общей позиции по регулированию
финансовой деятельности, а ведь у нас было шесть месяцев, чтобы сделать
это.
Кампания Обамы против карикатуры на внешнюю политику
Буша была комбинацией политического расчета и искреннего непонимания. В
начале второго срока Буша, он [Буш] начал постепенно двигаться в
сторону от так называемых неоконсерваторов, и к власти вновь пришли
реалисты. Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) перешел на работу во Всемирный банк
в 2005 году. Дуг Фейт (Doug Feith) покинул Белый дом в том же году.
После катастрофы в ноябре 2006 года (когда к власти в Конгрессе и
Сенате пришли демократы), Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) тоже было тихо освобожден от дел. Доминирующее положение заняли прагматичные реалисты Кондолиза Райс
и Роберт Гейтс, которые потихоньку сдвинули центр внимания
администрации. Обама также окружил себя прагматичными реалистами, так
что нет ничего удивительного в том, что он продолжает продвигать всю ту
же стратегию.
Однако, что важнее, так это то, что, несмотря на весь
ажиотаж по поводу отдельных личностей, факт состоит в том, что, как и
Буш до него, Обама является президентом Америки. Хотя разные обитатели
Овального офиса обладают различными инстинктами и придают значение
разным вещам, интересы их страны не меняются от того, кто сидит в
большом кресле. Точно так же мы постоянно забываем, что страны, с
которыми мы имеем дело, тоже имеют свои неизменные интересы.
|