Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В супермаркетах стали больше воровать. Торговые сети бьют тревогу. За первое полугодие 2009 года количество краж выросло, в среднем, на 30%. Причем чаще товар крадут даже не покупатели, а сами работники магазинов.
Пожилая пышная покупательница спокойно осматривает ряды электротехники. Потом быстро хватает с полки DVD-плеер и сует себе под юбку. Этот видеоролик - один из самых популярных на знаменитом сайте YouTube. За год его посмотрели более 200 тысяч человек. Съемка сделана камерой видеонаблюдения в магазине.
"Вот здесь лежит новый DVD-плеер, но у вас нет с собой наличных. Смотрите, как эта женщина решает обновить свой домашний кинотеатр. Пять баллов! Вот она идет к выходу, но охрана не дремлет. DVD-плеер приходится вернуть, а заодно и микроволновую печь", - комментируют кражу в Интернете.
Почти такой же зрительский успех и у другой видеосъемки. На ней кассир в магазине решает сам задержать вора. "Вы только посмотрите на клерка. Он как будто ждал и был готов к нападению. Боже, он хватает молоток! Посмотрите, а менеджер понадеялся на силу клерка и даже не вмешивается", - наговаривает "закадровый" текст диктор американского телевидения.
Чаще всего они приходят в час-пик, выглядят респектабельно, осматривают полки с безразличным видом. Кто-то из них прячет товар в сумку с фольгой, чтобы пронести через сигнализацию, кто-то по старинке - в штаны, авось не выпадет. Нынешние воры предпочитают дорогие и небольшие вещи, объясняет директор по связям с общественностью компании "Лента" Инна Соснова. "Это одежда, мультимедиа, косметика. Естественно, все, что имеет небольшой размер. Где-то на 1,8 % увеличилась сумма хищения продуктов питания. Предпочтение отдают кофе, колбасе, икре, коньяку. Таким товарам, которые можно сбыть, перепродать", - поясняет Соснова.
Впрочем, продавать не обязательно, можно просто съесть, уверяет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. "Сейчас приходят в магазин просто поесть. Едят прямо в супермаркете. Пришел, спрятался за стеллаж, достал коробку печенья и съел. И пошел дальше. Это признаки финансового кризиса", - говорит эксперт.
За минувшие полгода в гипермаркетах торговой сети "Лента" за воровство задержаны более 15 тысяч человек, а общее количество краж выросло на 33%. Печальная статистика и в магазинах фирмы "Пятерочка". Объем хищений там вырос на 66%, в "Перекрестке" - на 18%. Но самое печальное - сотрудники складских помещений магазина воруют не меньше покупателей.
Чтобы избежать финансовых потерь, приходится поднимать цены, вздыхает руководитель департамента общественных связей "Реал-гипермаркет" Елена Асанова. "Любая компания, которая работает в системе самообслуживания, закладывает определенный объем потерь в их конечную стоимость. На потребителе это практически не отражается, поскольку это копейки. Но за счет оборота компания минимизирует издержки", - поясняет Асанова.
Во избежание потерь, компании предпочитают внедрять IT-систему, проще говоря, специальные наклейки или бипперы. Благодаря им перемещение товара можно отследить по компьютеру. Но мало того, что такая система безопасности стоит от 4,5 до 8 миллионов рублей, от собственных сотрудников-воров такое оборудование не защитит, они смогут снять любой биппер без труда.
В Ассоциации компаний розничной торговли сообщили, что будут добиваться поправок в Административный кодекс. Ритейлеры требуют увеличить штраф за мелкую кражу, который составляет порядка 3 тысяч рублей. Впрочем, ни сейчас, ни, возможно, в будущем, ничто не помешает воришке отказаться платить. Тогда, по решению суда, ему может грозить 15 суток ареста. Но чаще всего, вора просто отпускают. А издержки компенсируют повышением цены.
|