Газета «Наш
Мир» Я не думаю, что стоит ожидать серьезных изменений как во внешней, так и
во внутренней политике Киргизии в результате уверенной победы на
президентских выборах Курманбека Бакиева. Бакиев в ходе выборов
подтвердил свою легитимность. Внешнеполитический курс останется прежним.
Многое
прояснится после первого августа, когда на Иссык-Куле пройдет саммит
ОДКБ. Скорее всего, тогда окончательно решится вопрос о создании
военной базы на юге Киргизии. Решится вопрос и по ее статусу - будет ли
это военная база или тренировочный центр, как уже говорил Бакиев.
Накануне
дня выборов Бакиев обозначил курс на сохранение преемственности во
внешней политике. Он сказал о сохранении стратегического партнерства с
Россией, налаживании добрососедских отношений с ближайшими соседями,
отдельно указав Казахстан, Узбекистан, а также Таджикистан. Ожидаемо
заявление о развитии взаимодействия с Китаем и так называемым
коллективным Западом.
Так что никаких революционных изменений
ожидать не стоит и нереволюционных тоже. Для киргизской элиты политика
многовекторности, которая проводилась и год, и пять лет назад, -
модельная. Возможность сохранения высокого уровня партнерства с Россией
для элиты - условие извлечения как материальных, так и нематериальных
выгод. Сотрудничество с Западом - аналогичная ситуация.
Другой
вопрос, насколько перспективна такая политика. Например, по базе Манас
руководству Киргизии удалось разойтись с Китаем, Россией, США,
Евросоюзом. Но с большим трудом. Ни один из этих центров не пошел на
жесткое отстаивание позиций. Если бы, например, от России или Китая
последовала более жесткая реакция, поля для маневра у Бишкека резко и
болезненно сузилось бы.
И такая ситуация в будущем вполне
возможна. Причина в том, что требования к Киргизии, да и другим странам
Центральной Азии растут. Проводить многовекторную политику странам
Центральной Азии будет все сложнее. Хотя для национальных элит она
привлекательна, поскольку несет меньше ответственности и не привязывает
к какому-либо центру, что, соответственно, требует от элит жесткой
дисциплины.
Но требования и вопросы об их следовании со стороны
мировых центров к странам ЦА растут. Напомню, что на саммите ШОС в
Астане в 2005 году впервые публично был поставлен вопрос о сроках
нахождения иностранных военных баз на территории стран Центральной
Азии. Вопрос был поставлен - жесткого требования следовать ему не
последовало. Декларация, принятая по итогам саммита, так и осталась
декларацией.
Но после 2005 года, после ухудшения ситуации в
Афганистане лидерам Центральной Азии лавировать становится все сложнее.
С одной стороны, есть потепление в отношениях США и России, по крайней
мере, по вопросам присутствия в Центральной Азии. Но где гарантия, что
такой расклад сохранится через год?
Кроме того, есть позиция
Китая, которая пока четко не артикулирована. Зато есть внятные
экономические интересы в Центральной Азии, направленные на усиление
экономического присутствия и переподчинение ресурсов стран ЦА китайской
экономике. В результате у Китая могут возникнуть вопросы как
непосредственно к странам ЦА - на двусторонней основе, так и вопросы по
присутствию России и Запада в этом регионе.
Киргизия при этом -
единственный член ВТО из государств Центральной Азии. Благодаря этому
она стала крупным логистическим центром китайских товаров. Так что
здесь экономические интересы Китая могут вступить в противоречие с
многовекторной политикой Бакиева.
Нельзя сбрасывать со счетов и
перспективу очередного пересмотра условий присутствия Запада в стране.
У Киргизии много экономических проблем, стране нужны деньги. И один из
способов их получения - пересмотр условий аренды местной инфраструктуры
в сторону повышения платы. Не исключено поэтому, что осенью мы увидим
очередные неприятные для Запада разговоры.
Тем более что после
президентских выборов Бакиеву делать это будет проще. Он не просто
подтвердил свою легитимность. Ее не готовы оспорить даже представители
оппозиции. |