Газета «Наш
Мир» Онлайн-конференция с председателем Союза потребителей России Петром Шелищем.
Можно
ли верить «антикризисным скидкам»? Или наши продавцы «втридорого
продают, втридешевле берут», и в этом и заключаются мнимые скидки?
-
Тут невозможно сказать абсолютно да или нет. Общая тенденция - скорее
нельзя верить. Есть, безусловно, такие производители и такие продавцы,
которые снижают цены или свои наценки за счет сокращения собственной
прибыли. Есть и такие, кто делают это же за счет снижения издержек
рационально - например, увеличивая нагрузку сотрудникам при той же
зарплате. Или находят какое-то новшество, которое позволяет
рационализировать производство. Но, как правило, такие чудеса бывают
редко.
Сокращают издержки за счет того, что вместо масла кладут
маргарин, вместо коньяка в торты подливают чего-нибудь попроще. То есть
за счет экономии на сырье. И это касается не только продовольствия. Под
тем же названием, с тем же техническим паспортом зачастую продается
совсем не то, к чему привыкли потребители.
Например, если вам
предлагают автомобиль дешевле, обратите внимание на комплектацию -
наверняка она урезана. Или другой вариант - вам могут предложить
замечательную рассрочку, но при заключении договора окажется, что это
обеспечено договором страхования, который стоит значительно дороже
обычного. Поэтому очень внимательно относитесь, не верьте в бесплатный
сыр. Это сейчас обычное дело. Все хотят продать любой ценой.
-
Читатели пишут нам, что в кризис продавцы стали общитывать еще больше,
чем в спокойные времена. «Всё изощреннее и наглее стали эти работники
торговли. Будет ли предусмотрено ужесточение законодательства против
таких ловкачей?» - обращается к вам Лариса из Мурманска.
-
Законодательство до сих пор только смягчалось - из УК статью «Обман
потребителей» изъяли. В советское время довольно много сидело продавцов
за обсчет и обвес. Один из плюсов сетевой торговли - в стандартах
обслуживания. Там, когда проходишь через терминал кассы, очень сложно
обсчитать или обвесить. Бывает и обвес. Но если у вас есть упаковка,
либо заводская и завод отвечает за это.
Мы проводили еще лет 8
назад такое исследование, насколько соответствует объявленному весу то,
что у нас в баночках и коробочках, и даже спички подсчитывали в
коробках. И всегда 1-2 не хватало. Шариковые ручки очень часто с пастой
на полчаса писания. Майонез, сметана и прочее - чаще всего несколько
граммов недоложено. Но ведь общественность не может системно это
отслеживать, за этим должны следить госорганы. Я не вижу этого. Но
потребителю обидно, когда его на кассе обсчитали и обвесили. Это
свойство частной торговли, когда вы не знаете, как продавец взвешивает,
и у вас нет калькулятора в голове. Там действительно обвес - обычное
дело. Но это не в супермаркетах.
История с ценниками - другое.
Бывает, что человек видит цену на ценнике 82, а пробивают - 85. И при
вопросе говорят, что цену изменили, а ценник просто не успели поменять.
Так вот, то, что на полке написано, - и есть настоящая цена в
соответствии с законом о защите прав потребителей. Что у него в памяти
кассы - покупателя не касается. Обсчет и обвес - системная история, это
заработок продавца и самого хозяина. Есть истории, когда хозяин
устанавливает норму продавцам по обвесу и обсчету. Заставляют сдать
после смены неучтенную выручку, а ведь она не облагается налогом. Это
беда. По всем нашим опросом на 4-5 месте среди всех претензий
потребителей стоит обсчет и обвес.
- Много писем пришло к
нам по поводу мошенничества с замороженными продуктами. В частности,
пенсионер Вадим Михайлович спрашивает вас: «Как можно бороться с тем,
что в замороженной рыбе до 25% веса - лед?»
- А я
сталкивался, когда и 50% веса льда. Это безусловно циничное нарушение
закона. Вам продают воду по цене рыбы, а она сейчас не дешевая. Надо
жаловаться в Роспотребнадзор, это федеральный орган исполнительной
власти, который обязан такими вещами заниматься. К сожалению, нет одной
нормы в законе, на которую можно было бы пальцем показать. На самом
деле есть государственный стандарт на замороженную рыбу, есть норма
глазури, в которой находится рыба, она должна составлять не более 2%,
по импорту нет вообще ограничений, это упущение, конечно. Но главное,
что вес глазури не входит в вес реализуемой продукции. На это могут
ответить, что ГОСТы теперь не закон, они добровольные. Они теперь
добровольные, только кроме норм, устанавливающих требования к
безопасности или обеспечивающих неведение потребителей в заблуждение.
Это как раз тот случай - обеспечение неведения потребителей в
заблуждение. Поэтому норма обязательная и должна исполняться. Не вправе
торговец брать за лед. Это одно из самых массовых нарушений. То же
самое, знаю хорошо, по замороженной птице бывает, когда в глыбе льда, и
вы платите за этот лед. Не нужно этого делать.
Итак, из чего складываются многие «антикризисные» акции:
1. Скидки «рисуют» на предварительно завышенные цены. «Плюс» на «минус» даёт обычную, а не «антикризисную» стоимость.
2. Заменяют ингредиенты на более дешёвые. Цена продукта падает, но его качество резко снижается.
3. «Упаковка та же, а что внутри?» - урезают комплектацию техники.
4. «Под толщей льда» - покупателей заставляют платить за лёд по цене замороженных мяса или рыбы.
5. «Цены так быстро растут»: на полке «написано» одно, на кассе пробивают большую цену под предлогом внезапного роста цен.
6.
«...И варёная колбаса стала сырокопчёной»: часто на экономичных
продуктах появляются ценники более дорогих товаров того же сорта.
7. Экономия на граммах: стандартные упаковки содержат «уменьшенное содержание продукта»
8.
Снижают стоимость товара, но без «дополнительных условий» покупки в
виде навязанных дорогостоящих услуг его приобрести нельзя (в частности,
касается автомобилей в кредит).
9. Обсчёт: внимательнее считайте сдачу.
10.
Обвес как получение дохода, не облагаемого налогами, стал весьма
популярен. Впору приходить в супермаркет со своими весами и
калькулятором... Послесловие
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
-
Удачных покупок. Если чуть подняться над нашим повседневным бытом,
хотел бы напомнить, что древние говорили: законы пишутся для
бодрствующих, а не для спящих. Мы часто ругаем законы, что они не
работают, но стоит нам самим начать прикладывать усилия, быть
уверенными, что защита нашего кошелька и достоинства стоит наших
усилий, то ситуация начинает меняться. Желаю не оставлять
безнаказанными тех, кто нас обкрадывает и обижает. Как минимум
пожаловаться в орган, который надзирает, оставить запись в жалобной
книге. Обратиться в общественную организацию потребительскую в вашем
регионе, в конце концов, пожаловаться в «АиФ», и, может быть, когда
накопиться немало жалоб на одно и то же, газета выступит. Я верю в
действенность выступлений «АиФ». |