Газета «Наш
Мир» Президент Всемирного фонда безопасности полетов Билл Восс на встрече с
руководителями авиационной отрасли, промышленности и государственными
чиновниками заявил, что 2009 год вполне может стать худшим в
десятилетии по количеству авиакатастроф.
За первые шесть месяцев
текущего года произошло уже двенадцать катастроф и, по прогнозам
Всемирного фонда безопасности полетов, до конца года может быть побит
рекорд 1999 года - 24 катастрофы за год.
Всего же, по данным
Всемирного фонда безопасности полетов, с многодвигательными воздушными
судами, сертифицированными на перевозку 13 и более пассажиров, в мире с
января по июнь 2009 года включительно произошло 14 авиационных
происшествий - погибли 505 человек. Средний показатель за десять лет с
января по июнь включительно - 16 авиационных происшествий, погибли 330
человек.
«Мы снова вернулись к проблеме человеческого фактора» -
отметил Восс. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта
ИАТА за 2008 год, 13% всех авиакатастроф были вызваны потерей
управления самолетом. Восс заявил,По данным Международной ассоциации
воздушного транспорта ИАТА за 2008 год тринадцать процентов всех
авиакатастроф были вызваны потерей управления самолетом что
авиакомпании пытаются быстро адаптироваться к новым высокотехнологичным
и автоматизированным самолетам и системам управления, имея часто
недостаточные ресурсы. В качестве примера Восс привел тот факт, что
около половины из 190 проверенных Международной организацией
гражданской авиации ИКАО контролирующих авиационных служб государств не
имеют необходимого количества инспекторов по безопасности полетов.
Наибольшую тревогу в плане возникновения тяжелых авиационных
происшествий вызывают страны Латинской Америки и Африки, Россия и
бывшие советские республики.
Что же касается отечественных
проблем с безопасностью полетов, то их коснулся в своей
пресс-конференции Валерий Шелковников, президент
консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов».
На
сегодняшний день воздушный кодекс РФ имеет значительные отклонения от
Стандартов ИКАО даже в терминологической части. Структура гражданской
авиации и авиационной промышленности находится в атмосфере
нестабильности и неопределенности, постоянное вмешательство извне,
кадровая чехарда и соответствующее состояние персонала (сегодня
Департамент воздушного транспорта, завтра Федеральная авиационная
служба, послезавтра Федеральная служба воздушного транспорта, затем
Федеральное агентство воздушного транспорта и так далее). В вопросах на
взгляды безопасности царит застой и нежелание перенимать оправдавший
себя передовой опыт.
Для повышения безопасности полетов Валерий
Шелковников предлагает срочно подготовить постановление правительства и
дать отрасли 3-5 лет для подготовки авиаторов и полного внедрения
Стандартов и Рекомендаций ИКАОДля повышения безопасности полетов
Валерий Шелковников предлагает срочно подготовить постановление
правительства и дать отрасли 3-5 лет для подготовки авиаторов и полного
внедрения Стандартов и Рекомендаций ИКАО. Навести порядок в структурных
образованиях транспортной отрасли. Службы, надзирающие за
безопасностью, не должны подчиняться министру транспорта, так как
проверяют транспортное Министерство, а не подчиняются ему. Необходимо
также четкое, последовательное внедрение Глобальной дорожной карты
безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, где
есть все ответы на вопросы: «Как повысить безопасность полетов?».
Одним
из самых серьезных нарушений требований ИКАО Валерий Шелковников видит
отсутствие на борту многих отечественных самолетов БСПС-2 (бортовой
системы предупреждения столкновений). На сегодняшний день в воздушном
пространстве выполняют полеты: иностранные самолеты, все без исключения
оборудованные БСПС-2, российские гражданские самолеты, оборудованные
БСПС-2 не более чем на 60%, российские самолеты государственной авиации
(ВВС, ВМФ, ВТА, МВД, ФСБ, РОСТО и другие), выполняющие полеты по
воздушным трассам, менее чем на 50% оборудованные БСПС-2. В случае
ошибки диспетчера БСПС не выдаст команды изменить высоту во избежание
столкновения тому самолету, у которого БСПС на борту нет. Да и тот
самолет, который оборудован БСПС-2, «не увидит» необорудованный этой
системой самолет.
Что же касается самих самолетов отечественного
производства, то Валерий Шелковников в своей пресс-конференции
отмечает, они по надежности ничуть не уступают западным аналогам, а
зачастую и превосходят их. Что же касается самих самолетов
отечественного производства, то Валерий Шелковников в своей
пресс-конференции отмечает, они по надежности ничуть не уступают
западным аналогам, а зачастую и превосходят их Пока же отечественные
компании не внедрили международные правила, вы можете сами сократить
риск связанный с авиаперелетами, следуя нескольким простым правилам. Прежде
всего, специалисты по безопасности пассажиров рекомендуют, если есть
возможность, летать прямыми маршрутами, чтобы избежать промежуточных
посадок. Все-таки 50-60% всех авиационных происшествий происходит на
этапах захода на посадку и на посадке. Это самый сложный и опасный
участок полета. Также желательно выбирать крупные самолеты. Это
безопаснее, чем летать на маленьких. Не пренебрегать информацией
бортпроводников: как себя вести, где запасные выходы, как надеть
кислородную подушку и так далее. Обязательно надо быть пристегнутым в
течение всего полета: это гарантия от неприятностей при попадании в
болтанку. Ни в коем случае не пейте в самолете алкоголь! Пьяный не
спасется.
Ну и конечно, выбирайте более надежного
авиаперевозчика. Германская компания JACDEC ежегодно проводит глубокое
интегрированное исследование и публикует информацию о 60 самых лучших
авиакомпаниях с точки зрения безопасности полетов. Многие годы первое
место занимает австралийская авиакомпания Qantas. На втором месте
Finnair из Финляндии. Российский «Аэрофлот» занимает 49 место и
замыкает список авиакомпания Turkish Airlines. Авиакомпаний, вошедших в
«черный список», естественно, лучше вообще избегать. |