Канадские психологи исследовали процесс решения человеческим мозгом
двух задач одновременно. И выяснили, что на самом деле мозг очень
быстро переключается с одной задачи на другую, а не решает их
параллельно. При этом скорость такого переключения можно повысить
тренировкой.
Исследователи использовали томограф для наблюдения
за активностью мозга и определили, что ключевую роль в совмещении двух
дел сразу играет префронтальная кора. Она не может обеспечивать
по-настоящему параллельные действия, но зато может последовательно
решать две разные задачи.
Что делали?
Группе из семерых испытуемых
предложили решить две задачи. В первой, нажимая на одну из двух кнопок,
надо было сортировать изображения, которые появлялись на экране. Во
второй сортировать надо было уже звуки – и не нажимая на кнопку, а
произнося ответ вслух.
Еще в начале эксперимента психологи
увидели закономерную картину. В отдельности с любой из задач испытуемые
справлялись достаточно быстро, но попытка одновременно решить их обе
приводила к резкому ухудшению результатов. Тренировки на протяжении
двух недель в решении одновременно обеих задач существенно повысили не
только скорость решения каждой задачи в отдельности, но и их
одновременное выполнение. Хотя, как показал дальнейший анализ
результатов эксперимента, мозг так и не смог стать по-настоящему
многозадачным.
Как именно?
То, что с помощью тренировки
можно ускорить решение двух параллельных задач, – сам по себе факт
неновый, а потому с научной точки зрения малоинтересный. Ученых
интересовала не только способность научиться решать несколько разных
задач одновременно, но и то, каким образом в процессе такой тренировки
меняется мозг.
Ученые предполагали, что многозадачность может
быть обеспечена несколькими путями. Например, в процессе обучения
какой-то задаче мозг может переключиться с префронтальной коры на
другие структуры: в таком случае сортировку картинок или звуков
испытуемые делали бы автоматически, без сознательного участия.
Аналогичного эффекта можно достичь и выделением под задачу отдельных
групп клеток, которые не заняты ничем больше: участок коры мозга
отвечал бы за свое задание.
Однако большая часть возможных
объяснений была признана учеными несостоятельной в ходе обработки
результатов эксперимента. Многозадачность на самом деле оказалась
связана не с появлением отдельных специализированных областей, а с
ускорением работы префронтальной коры.
Можно ли стать многозадачным?
Исследователям,
описавшим свой эксперимент в журнале Neuron, удалось показать, что,
когда мозг решает две задачи одновременно, он постоянно переключается с
одной на другую. Эти переключения требуют определенного времени,
которое можно сократить путем тренировки – впрочем, не до сколь угодно
малой величины. Кроме того, успешность тренировки во многом зависит и
от сложности задания. Рене Маруа, один из исследователей, отметил, что
требующие сложных логических операций задания решаются участками мозга,
не задействованными в решении простых задач.
Выяснение того, как
именно человеческий мозг приспосабливается к выполнению нескольких
задач сразу, важно не только для понимания принципов работы мозга в
целом. Говорящий по сотовому телефону водитель или оператор станка,
которого отвлекли вопросом, оказываются в схожих условиях. А
авиадиспетчерам и вовсе приходится постоянно решать сразу несколько
задач, причем ошибка может привести к катастрофе. Если психологи
узнают, как именно мозг справляется с подобными ситуациями, можно будет
выработать рекомендации для группы риска.