Обозреватель «Росбалта» в составе небольшой группы российских
журналистов по приглашению китайской стороны посетила Тибет.
Впечатления от встреч с представителями разных слоев тибетского
общества, руководством провинции, от посещения монастырей, деревень,
предприятий и научных центров Тибета – в серии материалов о сегодняшней
ситуации в Тибете.
Прошлогодние волнения в Тибете – в преддверии
Олимпиады в Пекине – заставили весь мир вспомнить о «тибетском
вопросе». Руководители ряда стран воспринимают Далай-ламу как главу
тибетского правительства в изгнании. С ним встречаются политические
руководители из Европы. С ним планирует увидеться президент США Барак
Обама. Далай-лама настаивает на том, что КНР в 50-е годы оккупировала независимое государство – Тибет,
и немало людей поддерживают его точку зрения. Китайская же сторона
настаивает на том, что Тибет был неотъемлемой частью Китая еще с XIII
века. Доискаться правды непросто.
В VII-VIII веках на территории Цинхай-Тибетского
нагорья стала складываться единая нация – тибетцы. Первым
государственным образованием стало царство Тубо. Тибетские цари
поддерживали тесные связи с Китаем, а один из них женился на китайской
принцессе Венчань, которая сыграла большую роль в приобщении Тибета к
достижениям китайской империи. В 1271 году монгольский хан Хубилай
включил царство Тубо в состав большого Китая, благо от монголов
зависели и тибетцы и китайцы.
С той поры Тибет и остается в орбите Китая, хотя
степень китайского влияния в различные периоды была весьма разной. К
середине XX века Тибет был изолированным теократическим
полу-государством с населением около 1,5 млн человек. Все внутренние
вопросы решались религиозными иерархами. Численность монахов составляла
115 тыс. человек, число монастырей – более 2,5 тыс. Основная часть
населения – феодально-зависимые крестьяне, как правило, находившиеся
в кабале у богатых землевладельцев, среди которых было много
религиозных иерархов. 95% населения было неграмотно и не имело ни
малейшего представления о внешнем мире.
Как свидетельствуют очевидцы (в том числе – редкие
европейские путешественники) нравы в Тибете царили жестокие, и люди
с отрубленными конечностями, ушами и носами не являлись редкостью.
Средняя продолжительность жизни составляла 35 лет. В общем, на страну
гармонии и радости Шангри-ла Тибет никак не походил.
В этой ситуации Далай-лама, тогда еще совсем молодой
человек, встретился с Мао Цзедуном, и было подписано соглашение,
определившее политику КНР в Тибете. Первоначально оно устроило обе
стороны. Соглашение из 17 пунктов предусматривало демократизацию
и модернизацию. Одновременно с этим началась экспроприация земель
у монастырей и богатых феодалов. Общее направление коммунистических
преобразований вскоре наглядно показало тибетской элите, что она
безвозвратно теряет власть и контроль над своим народом. Произошло
восстание, которое было подавлено, а Далай-лама и несколько тысяч
близких к нему людей ушли в Индию. Вот так и родился «тибетский
вопрос».
За прошедшие с тех пор пятьдесят лет население Тибета
практически удвоилось и составляет сегодня 2 млн 840 тыс. человек.
Средняя продолжительность жизни выросла до 67 лет. Количество
неграмотных сократилось до 5%. Китайская сторона особо подчеркивает,
что тибетцы составляют более 90% населения, то есть никакой усиленной
ханьской миграции в Тибет не происходит.
То, что в провинцию вкладываются огромные деньги,
видно невооруженным глазом. Не только в инфраструктуру, привязывающую
Тибет к основному Китаю – аэропорты, железные и автомобильные дороги,
но и в создание музеев тибетского искусства, центров тибетской
медицины, школы и университеты.
На улице в Лхасе
60-70-е годы были для Тибета непростыми.
Столкновение ультрарелигиозного, архаичного и неграмотного населения
с передовым коммунистическим отрядом китайских революционеров вряд ли
было мягким. Надо думать, в те годы население Тибета пополнилось
администраторами и организаторами неместного происхождения, и вряд ли
чиновники с сочувствием относились к местному средневековому укладу
и традициям. Но вот с поворотом к рынку и открытости местная архаика
внезапно обрела ценность. Сегодня стремление властей всячески сохранить
местный колорит очевидно, да и против религиозности в сегодняшнем Китае
никто ничего не имеет.
Можно предположить, что в административных
структурах, в крупной торговле и производстве, в туриндустрии остается
очень высокая доля ханьцев. Не столько потому, что им больше доверяют,
сколько из-за того, что по ментальности они более современный
и приспособленный к динамичному рыночному хозяйству народ. Тем
не менее, очевидно, что подрастают и местные кадры.
Разумеется, исход десятка тысяч представителей
прежней элиты тибетского народа в любом случае – национальная трагедия.
Наверное, не все представители феодальной элиты были мучителями
и кровопийцами и, безусловно, тибетский народ в одночасье потерял свою
самую образованную и самую просвещенную часть, которая не захотела
мириться с потерей фактического суверенитета. Однако новая
национальная элита готовится в университетах Лхасы. И самая популярная
специальность у абитуриентов – тибетская филология и литература.
Наверное, в коммунистическом Китае места Далай-ламе
и его окружению действительно не было. Но в сегодняшнем – определенно
есть. Открытость Китая миру и рыночная экономика создали базис для
переговоров о возможности возвращения Далай-ламы и его окружения
в Тибет. Другой вопрос – надо ли это Далай-ламе, которому его положение
идеологического изгнанника, пострадавшего от коммунистов, дает немало
дивидендов.
Потала
В Китае полагают, что Далай-лама – главный
инструмент, которым пытаются воспользоваться силы Запада, стремящиеся к
расчленению Китая. Поэтому идеологи КНР со своей стороны не жалеют
черной краски для портретов Далай-ламы. Особенное возмущение у китайцев
вызывает образ Далай-ламы-правозащитника. В специально выпущенной
на английском языке брошюре «Пятьдесят лет демократических реформ»
утверждается, что во время религиозных церемоний, проводившихся
с участием Далай-ламы, использовались человеческая кровь, человеческая
кожа и черепа… Правозащитная деятельность на таком базисе
представляется несколько странной, но Запад, увлеченный «модным»
буддизмом и предпочитающий верить в сказку о мифической стране гармонии
духа, которая была затеряна где-то в далеких снежных горах, мало
интересуется информацией такого рода и не имеет ни малейшего желания
выяснять, правда это или нет.
Разбираться со своим прошлым в любом случае
предстоит самим тибетцам. В Тибете быстрыми темпами формируется новая
национальная интеллигенция, и расставить все точки над «и» в прошлом
Тибета – именно ее задача. Тот факт, что Китай помог тибетскому народу
преодолеть стагнацию и отсталость и включиться в общий поток мирового
развития – куда бы оно ни шло – неоспорим.