План на полумесяц
В Казани активно развиваются услуги для мусульман. В условиях кризиса это способ дополнительно привлечь клиентов.
В
этот бизнес, видимо, надо входить почтительно, как в мечеть, — сняв
обувь. Потому что в его основе — религиозные чувства и традиции. Неделю
назад в одной из клиник Казани открылось мусульманское отделение. Здесь
будут лечить людей согласно законам ислама. Согласно этим законам в
столице Татарстана людей уже кормят, одевают, стригут и даже обучают
плаванию. И с каждым днем таких услуг становится все больше и больше.
Судя по всему, кризис подтолкнул их развитие.
С верой в лечение
Церемония
открытия мусульманского отделения клиники началась с перерезания
ленточки (не хирургическими инструментами). Ленточка была зеленого
цвета.
Клиника, входящая в сеть федеральных
клиник (дочка компании АФК «Система»), создала мусульманское отделение,
которое пока будет работать один день в неделю, по субботам. Конечно, в
этот день в клинику может обратиться человек любого вероисповедания,
точно так же, как мусульманин может прийти и в другой день, но по
субботам для мусульман будут созданы все условия: женщин будут лечить
врачи-женщины, в кафе — халяльная (разрешенная) пища, можно совершить
намаз в комнате для молений, а перед ним — ритуальное омовение,
медперсонал оденется согласно законам шариата...
—
Я, русский, православный, открываю мусульманский день, — сказал
руководитель клиники Сергей Майоров. — Никто меня не просил, никто мне
это не навязывал. Я вижу, что это необходимо. В дальнейшем мы будем
рассматривать вопрос о расширении услуг для мусульманского населения, и
в перспективе — открытие мусульманской клиники.
Сергей
Майоров говорит, что, конечно, они, как коммерческая клиника,
просчитывали, насколько эта затея экономически выгодна, но в то же
время основывались не только на экономических расчетах. Главным было
понимание, что мусульманское население хочет получать услуги по законам
ислама. Первое время введение мусульманского дня, скорее всего, не
окажется экономически оправданным. Но в дальнейшем поток клиентов
будет. Так что клиника на улице Карла Маркса сможет заработать свой
капитал.
Подсчитать, сколько в Татарстане
мусульман, невозможно. Называют цифру в 1,5 млн человек. Известно, что
в Казани 55 мечетей, а в Татарстане их 1250. Еще известно, что 54
процента населения республики — татары.
Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана поддержало инициативу клиники.
Начальник медицинского отдела ДУМ Айрат Хакимов объяснил «Огоньку», в чем еще особенность лечения мусульман:
—
Лекарства надо использовать по возможности те, что не содержат
препараты свиной сыворотки. Лекарства на спирту запрещены к приему
внутрь. Если есть альтернатива настойке, то лучше использовать ее. Но
если нет аналогов, то можно — просишь Аллаха, чтобы он воспринял это
как лечебное средство, а не как средство одурманивания сознания.
Айрат
Хакимов — практикующий стоматолог. Два с половиной года назад он открыл
мусульманскую стоматологию (хотя лечиться туда может прийти любой). По
его словам, поскольку мусульманское дело должно начинаться на халяльные
деньги, то есть на деньги, не нажитые запретным путем (а запрет
распространяется в том числе и на кредиты), они вместе с зубным
техником создали клинику на собственные средства.
Медицинские
услуги для мусульман явно будут развиваться и дальше. Сейчас в Казани
публикуются объявления, что в одну готовящуюся к открытию мусульманскую
клинику требуются врачи. «Обязательное условие, — сказано там, — чтение
намаза». И добавлено: «Принимаем предложения по лечению по Корану и
Сунне Пророка».
Исламская снедь
Вероятно,
в Коране ничего прямо не сказано про кетчуп и майонез, но в Казани к
халяльному мясу (мясу животных или птицы, забитых определенным образом)
можно купить и эти халяльные продукты. Ассортимент разрешенной мясной
продукции (разрешения выдает Комитет по стандарту «Халяль» Духовного
управления мусульман) сегодня составляет около 70 наименований. Но
«Халяль» — это не одна лишь мясная продукция. В пищевой промышленности
могут использоваться добавки животного происхождения (например,
желатин). Кроме того, пища подразделяется не только на разрешенную и
запрещенную, но и на сомнительную, допустим, содержащую ГМО. Комитет по
стандарту «Халяль» учитывает все эти факторы. Так, недавно в магазинах
появились упомянутые халяльные майонез и кетчуп. А Казанский
булочно-кондитерский комбинат выпускает халяльные хлеб, булки, сушки,
торты (в приготовлении последних не используется алкоголь)...
Халяльными могут быть даже сухари «Украинские».
Года
три назад кондитерская фабрика в Казани наряду с обычной продукцией
производила еще и халяльные карамель, конфеты и печенье, но потом
фабрика закрылась.
В Казани есть мусульманский
супермаркет, имеющий свидетельство ДУМ о реализации халяль-продукции.
Открывается много халяльных кафе. Но мусульманское духовенство
контролирует поставки халяльного мяса только в два ресторана и полтора
десятка кафе. Остальные используют это понятие, но не всегда ему
соответствуют.
— Халяль — это дополнительный
доход, — говорит заместитель руководителя Комитета по стандарту
«Халяль» Динар Садыков. — Это настолько выгодно, что нанесения значка
«халяль» достаточно, чтобы у производителя выросли объемы реализации
продукции. Для кого-то это выход из кризиса.
Среди халяльных кафе есть даже, как ни странно это звучит, суши-бар.
Общество закрытого типа
Перейдем
с суши на воду. В одном из спортивных комплексов Казани проводятся
занятия в бассейне для мусульманок. С инициативой выступила
председатель Союза мусульманских женщин Татарстана Наиля Зиганшина.
Женщины, исповедующие ислам, не могут плавать в бассейне вместе с
мужчинами. И Наиля-ханум нашла бассейн, где мусульманкам выделили часы
занятий. Но тут возникла проблема с купальниками.
Мусульманкам
полагается купальник, для которого даже слово «закрытый» звучит
чересчур мягко. Открытыми разрешается оставлять лицо, кисти рук и
ступни ног. И хотя ни один мужчина не может войти в бассейн в те часы,
когда там плавают мусульманки, такие купальники все равно нужны —
мусульманским женщинам полагается смущаться даже друг друга.
Спрос
родил предложение: с середины июня купальники стало производить одно
казанское ателье, и их можно уже купить в магазине в центре города за
1800 рублей.
— Шьются мусульманские купальники
из той же ткани, что и обычные, — говорит владелец ателье Алмаз
Ахметзянов. — Купальник, который я разработал, состоит из двух частей:
верхней части с капюшоном (волосы должны быть закрыты) и нижней,
брючной. На один купальник уходит примерно 2,5 метра ткани. Этот
купальник немного похож на те, что шьют для австралийских мусульман. Но
мы сами разработали лекала. Я даже испытывал купальник на себе: купался
в нем, чтобы посмотреть, быстро ли он сохнет и сильно ли облегает
фигуру.
Сейчас Алмаз Ахметзянов разрабатывает
лекала мужских плавок. По законам ислама, мужчине нужно закрывать тело
от пупка до колен. У Алмаза уже есть первые 10 заказов.
Мастер-класс свах
Как
мы уже поняли, мусульманская женщина и мусульманский мужчина в бассейне
познакомиться точно не могут. А где могут? Ну, например, в службах
знакомств, которые существуют при нескольких мечетях.
—
В нашем банке данных — больше тысячи мужчин и женщин, — рассказывает
руководитель службы знакомств «Баракят» («Благодать») при мечети
«Булгар» Эльвира Сафина. — Это не только жители Татарстана, но и
иностранцы. Хотя международных браков у нас не было. Турки и арабы
очень хотят жениться на татарках, но наши девушки не желают выходить
замуж за границу, считая, что отношения, построенные на общих традициях
и одной культуре, — более прочные.
Известно, что около 200 человек создали семью с помощью службы «Баракят». Может, и больше — не все сообщают о свадьбе.
—
Сейчас такие службы существуют изолированно, и не каждый может найти
себе пару, — говорит председатель Союза мусульманских женщин Татарстана
Наиля Зиганшина. — Мы хотим организовать единую службу знакомств:
объединить всех свах, создать единую картотеку, чтобы у человека было
больше шансов. Осенью мы планируем организовать семинар свах с
проведением мастер-класса, чтобы они показали свое мастерство, и
объединить свах Российской Федерации.
В чем
отличие мусульманской свахи от обычной? Объясняют так: чтобы заслужить
милость Всевышнего, мусульманские свахи не будут знакомить людей с
целью проведения досуга, а только для серьезных отношений.
Платье
для никаха (брака) можно купить в магазинах мусульманской женской
одежды. Здесь же продают повседневную одежду — турецких или
отечественных производителей. В магазине рядом с мечетью «Эниляр»
продавец Ляйсан пояснила, что одеться с ног до головы (платок, туника —
длинная кофта, юбка) можно в среднем за 3 тысячи рублей. Надо заметить,
что в этой сфере бизнеса, как и в случае с кафе, уже есть серьезная
конкуренция. А число женщин и девушек, одетых согласно шариату, за
последние годы просто резко возросло на улицах Казани. Кажется, чем
больше оголяется летом немусульманская часть населения, тем больше
закрывается мусульманская.
Не под одну гребенку
Кому-то
пришло в голову (и эта голова была явно хорошо стриженой) открыть в
Казани мусульманскую мужскую парикмахерскую. В ней мужчины-мусульмане
стригут мужчин (правда, не только мусульман). Как объясняют в
парикмахерской, ислам не разрешает прикосновения между чужими мужчиной
и женщиной. А в Казани мало парикмахеров-мужчин, поэтому правоверному
человеку постричься было проблемой.
Некоторые
считают, что мужская мусульманская парикмахерская — это уже перегиб и
сделано для привлечения дополнительных клиентов. А вот мусульманская
парикмахерская для женщин — другое дело: женщина там может снять платок
и постричься, чтобы посторонние мужчины не увидели ее волосы. И такой
салон красоты в Казани есть. Там тоже может постричься любая женщина,
но для мусульманок созданы условия: когда делают стрижку мусульманской
девушке, в салон не войдет даже его директор-мужчина. Правда, директор
честно признается, что пока такая услуга не очень востребована и
отдельным коммерческим проектом ее делать нельзя. Еще в салоне пытались
организовать фитнес, но тяжело набирались желающие (заметим, что в
другом месте — в спортзале при мечети «Булгар» — удалось набрать
несколько групп девушек-мусульманок, которые занимаются там восточными
танцами).
Мусульманский бизнес, с одной стороны,
заботится о прибыли, а с другой, сам себя в этом заработке
ограничивает. В парикмахерской не делают наращивание волос и
наращивание ногтей, считая, что это запрещено исламом. Салон при этом
теряет неплохие деньги: процедура наращивания волос — недешевая, кроме
того, такая прическа требует, чтобы ее поддерживали и через несколько
недель вновь приходили в парикмахерскую.
А в
стоматологической клинике Айрата Хакимова отговаривают клиентов от
процедуры, которая тоже могла бы приносить неплохие деньги, — от
отбеливания зубов (если нет патологий и человек просто повелся на
рекламу).
— Мы же думаем о Судном дне, —
объясняет Айрат Хакимов. — Мы знаем, что с нас будет спрошено. В этом
отличие мусульманских учреждений от обычных. А не в том, что есть
комната для молений — комнату выделить несложно.
***
Если
мы вдруг забыли упомянуть какие-то услуги, об остальных можно узнать,
позвонив в Казани в мусульманскую телефонную справочную службу, которая
работает (причем бесплатно) при мечети «Эниляр».
Заместитель
муфтия Татарстана по религиозным вопросам Сулейман-хазрат Зарипов
считает, что бизнес, ориентированный на мусульманское население, делает
пока первые шаги:
— Бизнес — он тоже не совсем
бездуховный, — говорит Сулейман-хазрат. — У бизнесменов есть душа, они
чувствуют и как помочь, и как получить выгоду. Они прекрасно понимают,
что сегодня очень быстро они не смогут получить большую выгоду. И
работают на перспективу.
Что будет в
перспективе, пока неясно. Развитие бизнеса, основанного на религиозных
законах, наверное, можно только приветствовать. Настороженность
вызывают разве что появляющиеся объявления некоторых фирм: «Мусульманам
скидка 5 процентов».
А как быть с дружбой
народов и равенством конфессий? По словам Наили Зиганшиной, с осени
женщины-мусульманки хотят организовать занятия плаванием вместе с
православными монахинями (те тоже не могут посещать бассейн с
мужчинами). После этого их водой не разольешь.