Катастрофа, развал, экономический коллапс - другими словами нельзя назвать то, что сирийский режим пытается скрыть от всего мира. Страна засыхает, и не менее 250 тысяч сельских жителей навсегда бросили свои земли и переселились в большие города. Там они живут в палатках, оставленные властями на произвол судьбы. Эти данные, взятые из специального исследования ООН, были опубликованы на сайте телеканала "Аль-Арабия" - к пущему изумлению арабов, сирийцев, в особенности.
Данные исследования свидетельствуют о грандиозных демографических изменениях в Сирии. Сирия стремительно деградирует. И как водится в арабском мире, они не говорят и не думают о том, что происходит у них под носом. Не случайно.
Начнем с того, что великий и могучий Евфрат, главный водный источник Сирии - стремительно истощается. Турки удерживают его воды на своей территории, строя каскад плотин, в результате бассейн Евфрата в Сирии и Ираке сокращается все больше и больше. Через 10 лет за пределами Турции великая река и вовсе исчезнет. Уже сейчас ее воды, текущие в Сирии, изрядно загрязнены - выросло содержание соли и во многих местах вода Евфрата уже непригодна для питья. Некоторые его притоки исчезли с карты, например река Хабур - вместо реки осталось лишь песчаное русло.Из-за продолжающейся несколько лет засухи другая река Ааси (европейское название - Оронт) также пересыхает. Ее воды стали грязными и солеными - в ней исчезла рыба и вместе с ней источник пропитания. Целые села, сотни лет жившие рекой, прекратили свое существование. А засуха продолжается и в этом году.
Подземные воды Сирии упали до самого низкого уровня. 420 тысяч колодцев, вырытых местными жителями без всякого контроля, больше не дают воды. Без воды сельское хозяйство невозможно - феллахи массово переезжают в города. Но и там нет работы - положение становится катастрофическим, нарастает политическая напряженность в стране. Кто от этого выигрывает?
У проблемы есть этнический аспект - большая часть крестьян, бросающих свои села, - курды. Беженцы из районов засухи годами живут в палаточных городках и обвиняют правительство в бездействии.
А всему виной - упрямство правящей социалистической партии БААС. В 60-е годы партия решила - в доказательство успеха аграрной реформы, превратить Сирию в экспортера злаковых. Сирийские социалисты заставили крестьян перейти от пастбищного скотоводства к выращиванию пшеницы. На полупустынной почве.
Феллахам позволили вырыть 420 тысяч колодцев, из которых черпали воду для полива злаковых. Экономистов, которые осмеливались поднять голос против этой политики, сажали в тюрьму. Хуже того, власти заставили феллахов возделывать хлопок, пожирающий воду больше пшеницы.
Сегодня Сирия пожинает плоды. Половина 20-милионного населения страны занято в сельском хозяйстве. Вместо ожидаемого урожая 1.9 млн. тонн зерновых, собрано всего 892 тысячи. Катастрофическая для Сирии цифра! В результате Сирии придется не экспортировать, а импортировать пшеницу. Казна истощается, доход на душу населения падает.
Одна беда за другой: масличные деревья в стране страдают от засухи и оливковое масло, которое Сирия веками поставляла в Европу, стало менее качественным, кисловатым.
Месторождение нефти, обнаруженное в Сирии, иссякло. Нет денег ни на развитие инфраструктур, ни на опреснение морской воды, ни на помощь четверти миллиона переселенцев.
Партия БААС, захватившая власть в Сирии в 60-е годы хотела провести впечатляющую аграрную революцию и завела страну в тупик.
Абсолютно ясно, что жизненный интерес Сирии - вернуть себе выход к Кинерету и качать из него воду для орошения полей в районе Дамаска, Халеба и Хомса. Кинерет, водой которого пользуется сегодня Израиль и Иордания (Израиль дает иорданцам определенное количество воды в рамках мирного договора). К клубу жаждет присоединиться и Сирия. И если она этого добьется, то начнет качать воду без оглядки. Сирийцы с завистью поглядывают на воду Кинеретa, а мир с Израилем им вовсе не нужен.
Почему это должно волновать Израиль? Знает ли обо всем этом Обама, которому так хочется, чтобы Сирия и Израиль заключили мирный договор? Почему Израиль должен расплачиваться за катастрофическую политику партии БААС, превратившую свою страну в пустыню?
Теперь скажите, можно ли было брать в посредники на переговорах с Сирией Турцию, которая держит Дамаск за глотку, перекрывая воды Евфрата? Турция кровно заинтересована в том, чтобы Сирия получила выход к Кинерету.
В прошлом, когда сирийцы кипели от гнева по поводу того, что турки делают с Евфратом (в нарушение международного права), в Анкаре узнали, что арабские соседи то же самое делают с водами Оронта, который течет из Сирии в Турцию. Турки сказали сирийцам: "Посмотрите на себя! Вам можно, а нам нельзя?" Однако Оронт небольшая речушка, а Евфрат - огромная река. Туркам этого хватило: прецедент есть прецедент.
В случае заключения мирного договора турки покажут им пальцем на Кинерет: "Качайте оттуда!"
Сирийцы говорят о Голанских высотах и потерянном сирийском достоинстве. На самом деле они имеют в виду совершенно другое. Беда Израилю, если он не примет в расчет данные о водной катастрофе в Сирии. И беда США, если они игнорируют эту информацию.