Знаменитое высказывание Уинстона Черчилля: “Политик думает о следующих
выборах, государственный деятель - о следующем поколении” остается
недосягаемым идеалом для современной политики. Даже политические и
финансовые аналитики, не говоря уж о самих политиках и финансистах,
привыкли думать в категориях даже не лет - недель и месяцев.
На принцип Черчилля ориентируются немногие лучшие. Но ведь “следующее
поколение” для истории - краткий миг. Исторический процесс измеряется
много более продолжительными отрезками времени - но именно от таких
глубинных, тектонических процессов в конечном счете зависит та
социальная и экономическая реальность, в которой живет конкретное
поколение. Без учета этой тектоники ни политик, ни политический
мыслитель не только оказываются неспособными понять окружающую
действительность, они не способны даже хоть как-то ее изменить.
Большинство кризисных процессов в современной политике и экономике
связаны с тем, что мы приближаемся к моменту смены
экономико-политической формации в мировом масштабе, смены
цивилизационно-экономической парадигмы, которая будет сопровождаться
перемещением центров концентрации капитала из одной географической
точки в другую. Неожиданного и принципиально нового, впрочем, в этом
ничего нет - такие смены происходят в мировой истории регулярно. Можно
сказать, что это историческая закономерность. Мы не в состоянии вскрыть
причины этой закономерности, но, наблюдая за ходом истории, мы можем
прийти к выводу, что она действительно существует.
Если взглянуть на историю западного полушария с “высоты птичьего
полета”, то мы увидим (естественно, следует учитывать крайнюю
схематичность и неизбежные упрощения изложения), такую динамику: две
тысячи лет назад ведущий цивилизационно-экономический центр мира
находился в Римской империи. Одновременно существовали центры в Индии и
Китае. Связь между всеми ими была очень слаба. Затем центр переместился
в Византийскую империю, затем в Арабский халифат. Одно время на роль
такого всемирного центра претендовала цивилизация кочевых
государственных образований центральной Евразии. Русский исследователь
Владимирцев назвал присущий ей строй “кочевым феодализмом” [Б.Я.
Владимирцов. Общественный строй монголов. - Л., 1934.]. Термин этот
нельзя признать совершенно точным и удачным, но для нашего рассмотрения
сейчас главным является то, что им обозначен особый тип организации
социальной и экономической жизни, присущий этому миру. Этот центр начал
формироваться в великом Тюркском каганате, затем Хазарском каганате -
достигнув своей высшей точки в империи Чингисхана - в Золотой Орде -
крупнейшем государственном образовании в истории человечества. Золотая
Орда соединила впервые западный и восточные экономические центры
Западной ойкумены (западного полушария) - от Китая до западной Европы
(глобализационные процессы - отнюдь не только прерогатива современной
эпохи, но об этом чуть ниже). Однако из-за драматических изменений
природной среды - усыхания степей - жизнь центрально-евразийского
цивилизационно-экономического центра была недолгой. Также начался
процесс прогрессирующего отставания Индии и Китая от западных регионов.
Потом была Оттоманская империя, и постепенно
цивилизационно-экономический центр стал перемещаться в Западную Европу.
Дальнейшие географические подвижки происходили уже в пределах этого
региона. Пиренейский полуостров, Испанская и Португальская империи,
затем торговые республики Северной Италии, потом центр стал
перемещаться на север, сначала в Антверпен, Голландию, затем в Англию,
и, наконец, в последние сто лет происходит процесс становления
Соединенных штатов Америки как ведущей мировой силы. После Второй
мировой войны и центр деловой экономической деятельности окончательно
переместился в США. Впрочем, более точно говорить о едином
американо-западноевропейском центре при ведущей роли США и сохранении
значимой роли Великобритании.
Каждой смене центра экономической активности соответствует и смена
цивилизационной и религиозной парадигмы. Мы имеем дело не только с теми
или иными экономическими изменениями, но и с изменениями типа
цивилизации и мировых религий. Каждому из этих центров была присуща
своя собственная господствующая религиозно-культурная модель.
Современному этапу соответствует либеральный тип религиозности,
сложившийся в Новое Время, - отделение религии от политики. В споре о
том, кто главнее - религия или государство, последнее окончательно
берет верх, служители культа из закрытой, экономически автономной и
развивающейся по своим законам касты хранителей традиции превращаются в
наемных работников и т.д.
Однако нет никаких оснований предполагать, что ход исторического
процесса остановился - ибо конец истории наступит лишь в момент
воскрешения мертвых в “конце дней”. Более того, процесс географического
перемещения цивилизационно-экономического центра и, соответственно,
смены религиозно-культурной парадигмы идет и сейчас, только процесс
этот проходит с намного большей скоростью, чем в предыдущие эпохи. Если
раньше центр находился в одной точке как минимум на протяжении
нескольких столетий, то сейчас все процессы ускорились. Речь идет уже
об изменениях в пределах менее, чем сто лет.
Другое принципиальное отличие современного состояния связано с тем, что
любая точка мира теперь находится практически рядом с нами.
Византийская империя перед началом арабских завоеваний не только не
имела ни малейшего представления о том, что назревает рядом с ее
границами, на Аравийском полуострове, но если бы даже и имела, - не
могла бы ни отследить ход самого процесса, ни предпринять действий,
которые бы блокировали возникновение ислама. Ситуация сейчас явно иная.
Соответствующие структуры, аналитики, силовые ведомства могут отследить
событие с самого момента его возникновения, при наличии адекватного
понимания происходящего они могут распознать и спрогнозировать
дальнейший ход процесса и предпринять эффективные меры по его
блокировке.
Естественно, Западный мир менее всего заинтересован в потере своей
ведущей роли. Речь идет не просто о судьбе тех или иных международных
корпораций, не только об увеличении или уменьшении уровня доллара - но
о полной перемене исторической участи.
Поэтому можно предположить, что сознательные усилия по корректировке
исторического процесса станут в ближайшем будущем (или стали уже
сейчас) такой же реальностью, как и корректировка процессов природных.
Речь идет о типе современной цивилизации. В случае перемещения центра
капиталов речь идет о смене парадигмы и те люди, которые стоят за этой
парадигмой относятся к этому серьезно и будут отстаивать ее сохранение
всеми возможными способами. Именно эта борьба и будет составлять
(точнее, уже составляет) суть идущих сейчас политико-экономических
процессов.
Одним из следствий такого положения - гуманитарные знания и
гуманитарные технологии неизбежно станут (если еще не стали) столь же
охраняемыми и закрытыми, что и знания в области ядерной физики,
культурология - такой же военной наукой, что и баллистика.
О том, насколько эффективными могут быть попытки остановить этот
географический “дрейф” цивилизационно-экономического центра мира, когда
и как именно они проводились и на основе каких существующих незападных
религиозно-культурных моделей возможно его становление - мы поговорим в
следующей статье.