Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Этот
мир - не есть то, что ты видишь. По крайней мере, сегодня, в XXI веке,
в век господства таких мощных средств манипуляции массовым сознанием,
как СМИ. Западные философы, изучающие современность, говорят о том, что
реальный мир в сознании людей все больше замещается виртуальными
картинками из телевизора. А с помощью этих виртуальных картинок можно в
человеческом сознании исказить любую очевидную истину - хотя бы даже и
естественную для человека веру в Бога.
Глобальный спектакль и зрители
Для подобного рода изменений в современном обществе существует даже
термин - «общества спектакля». Это то общество, в котором всю
реальность средства массовой информации превратили в сплошное шоу,
непрерывный спектакль, беспрерывную череду сериалов и мыльных опер,
юмористических и пародийных передач, фальсифицируемых новостей и
сфабрикованной политической картины мира. И простые люди, слабые в
религии или вовсе далекие от веры в Бога, не знающие чем занять свою
жизнь, занимают ее просмотром этого бесконечного спектакля по ТВ.
Детальный анализ манипулирования сознанием человека, живущего в
современном обществе спектакля, дал французский философ Ги Дебор в
известной книге «Общество спектакля» (с французского «La Société du
spectacle»). Он показал, что современные технологии манипуляции
сознанием через СМИ способны разрушить в человеке знание, полученное от
реального исторического и жизненного опыта, заменить его искусственно
сконструированным СМИ знанием. Вернее, иллюзией знания.
Речь идет о важном сдвиге в культуре, о сознательном стирании грани
между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала,
бесконечного теле-шоу, непрерывного парада звезд, сериалов и фильмов. В
работе «Общество спектакля» Дебор пришел к выводу о том, что
современное общество является глобальным шоу, в котором все виды
деятельности человека - будь то власть, политика, знание, общественные
движения и т.д. - имеют форму представления, не связанного с подлинной
реальностью.
Человек все больше отдаляется от реальности, все больше погружается в
яркий и заманчивый мир виртуальной реальности, создаваемый СМИ, миром
кино и шоу-бизнеса. В его сознании складывается убеждение, что
настоящая реальность - это, что он видит каждый день по ТВ. При этом
историческое время превращается в совершенно новый тип времени - время
спектакля, пассивного созерцания.
И оторваться от него нельзя, так как перед глазами человека проходят
образы, гораздо более яркие, чем он видит в своей обычной реальной
жизни. Конкретная и реальная жизнь деградирует до спекулятивного
пространства.
Если упрощать идеи Дебора, их суть - в последовательной замене
реальности виртуальными образами. Место реальности заняло зрелище. СМИ
командуют воображением людей, которые перестали разговаривать друг с
другом и совершать обычные человеческие поступки, поскольку замкнуты в
роли зрителей.
Выключение человеческой активности
Как пишет известный автор Сергей Кара-Мурза, ценность этой технологии
для власти в том, что человек, погруженный в спектакль, утрачивает
способность к критическому анализу и выходит из режима активного
участия в реальной жизни, он оказывается в социальной изоляции.
Человек, потребляющий виртуальные картины мира из телевизора, так к ним
привязывается, что выпадает из реальности и из мира простого
человеческого общения. Режиссеры спектакля становятся абсолютными
хозяевами воспоминаний человека, его устремлений и проектов.
Общество спектакля - это «вечное настоящее». Как пишет Ги Дебор, «оно
достигается посредством нескончаемой череды зрелищных картинок,
заманчивых образов, которые нескончаемой чередой обрушиваются на
сознание человека». Вспомнить хотя бы, с какой очередностью на наше
сознание обрушиваются новые голливудские фильмы, один за одним. Не
успевает человек посмотреть и насладиться одним фильмом, как тут же на
экраны выходит еще десяток фильмов, еще более красочных и
завораживающих.
Однако самое опасное - это даже не фильмы и сериалы, а подмена
настоящей жизни умело фабрикуемыми новостями, якобы, объективной
аналитикой происходящих событий, специальными репортажами, в которых
корреспонденты живо и со страстью передают нам последнюю информацию с
места событий. В них зачастую замалчиваются, действительно, важные
сведения и смакуются отвлекающие от истины детали, реальность зачастую
подменяется постановочными кадрами, события прошлого подаются и
трактуются так, как это выгодно властям.
Сергей Кара-Мурза образно описывает то, что происходит с человеком в
обществе спектакля, для которого исчезает грань между реальностью и
виртуальным спектаклем: «Сцена - весь мир, и невидимый режиссер и нас
втягивает в массовки, а артисты спускаются со сцены в зал. И мы уже
теряем ощущение реальности, перестаем понимать, где игра актеров, а где
реальная жизнь. Что это льется - кровь или краска? Эти женщины и дети,
что упали, как подкошенные, в Бендерах, Сараево или Ходжалы - прекрасно
«играют смерть» или вправду убиты?»
Примеры манипуляции
Однако проблема не только в том, что нам скармливают с телеэкрана
искусно состряпанные виртуальные картинки. Но и в том, что сама
реальная жизнь вокруг нас становится объектом манипулирования со
стороны политтехнологов и манипуляторов, которые с помощью ряда
провокаций и успешного использования СМИ полностью управляют реальными
политически процессами.
Вот как описывает эту технологию Кара-Мурза на примере событий пражской
«бархатной революции» 1989 года: «Ни демонстранты, ни полиция в Праге
не желали проявить агрессивность - не тот темперамент. Единственный
улов мирового ТВ: полицейский замахивается дубинкой на парня, но так и
не бьет! И вдруг, о ужас, убивают студента.
Разумеется, «кровавый диктаторский режим» Чехословакии сразу сдается.
Демократия заплатила молодой жизнью за победу. Но, как говорят,
«безжизненное тело» забитого диктатурой студента, которое под стрекот
десятков телекамер запихивали в «скорую помощь», сыграл лейтенант
чешского КГБ.
Все в университете переполошились - там оказалось два студента с именем
и фамилией жертвы. Кого из них убили? Понять было невозможно. Позже
выяснилось, что ни одного не было тогда на месте, один в США, другой
где-то в провинции. Спектакль был подготовлен квалифицированно».
Та же самая технология, только уже намного жестче, была реализована в
Иране во время последних акций оппозиции, несогласной с переизбранием
Махмуда Ахмадинеджада на пост президента. Речь идет об убийстве, якобы
выстрелом со стороны иранских стражей порядка, во время акций протеста
иранской девушки Неды Ага-Солтан. Как пишет журналист «Коммерсанта»
Ольга Алленова, ряд экспертов расценивают смерть Неды как заказ
западных спецслужб.
Специалист Института востоковедения Александр Лукоянов пишет: «Лучше
наберите «Иран обвиняет ЦРУ в убийстве Неды Ага-Солтан (видео)» - и
тогда точно выйдете на нужные видеоматериалы. На видеокадрах показано
уже лежащее тело убитой Неды. Нет крови на лице. Кровь почему-то около
ног. Глаза открыты.
Видно, как начали нажимать на грудную клетку. Слышится крик «Фешар!»
(«Дави!»). Зачем давить при ранении в грудь или голову? Чтобы было
больше крови? Что сделали с лицом! Есть видеокадры, когда Неду снимали
еще живой на демонстрации вместе с человеком в полосатой рубашке. Как
будто готовили к смерти. Выбирали образ. Смерть заснята
профессионально. В Иране было разыграно кровавое шоу».
Похожие версии появились и в некоторых зарубежных СМИ, сочувствующих
иранским властям. Так, азербайджанский еженедельник «Пульс», издающийся
в Баку, назвал это убийство заговором, спланированным спецслужбами
Запада, в частности ЦРУ. По мнению издания, «разыгранный сценарий со
смертью Неды Ага-Солтан был разработан заранее. Как только была убита
эта девушка - вдали от места, где разгорались основные волнения в
иранской столице,- западные СМИ немедленно стали передавать новости об
этом происшествии и преувеличивать данный инцидент с целью лоббирования
своих мерзких целей».
Другой автор, публицист Николай Стариков, приводит свою версию
убийства: «На улице Тегерана стоял корректировщик, подбиравший жертву
для снайпера и руководивший его стрельбой. И оператор, которому
сказали, где надо стоять, чтобы поймать красивый кадр. Работала целая
команда. Команда смерти... Этот снайпер был там, чтобы убить именно
девушку. Желательно красивую и молодую. Одну - одним выстрелом. И тем
дать старт кампании очернения Ирана».
Высмеивание харама
Очень мощным оружием общества спектакля, прямо-таки вскрывающим и
препарирующим человеческое сознание, является высмеивание всего и вся.
Низведение до уровня смешного, забавного, абсурдного всего святого, что
есть у человека в жизни. Тысячи анекдотов, юмористических передач,
комедийных сериалов, армии пародистов и клоунов заставляют человека
смеяться человека над теми вещами, перед которыми он раньше испытывал
трепет и уважение.
Любовь к родине, вера в Бога, уважение к женщине и ее чести, мужество,
верность, праведность - все подвергается осмеянию. А если человек начал
смеяться над чем-то, как он после этого может серьезно относиться к
этому же? Если человеку сначала рассказали анекдот про Бога, а затем
высмеяли верующих людей, как нелепых чудаков в сотнях юмористических
передач, комедийных сериалов, кто после этого будет всерьез
воспринимать призывы к покаянию и праведности?
Если верующие сопротивляются этой ржущей и безостановочно гогочущей
толпе клоунов, пародистов, комиков и юмористов, для которых в обществе
спектакля нет запретных тем, поднимающих на смех все самое святое в
жизни человека, то на таких верующих начинают показывать пальцем и
делать предметом очередного фарса. Сделать их предметом очередной
пародии или комедии уже достаточно для того, чтобы зрители перестали
воспринимать этих чудаковатых верующих всерьез.
Высмеять можно не только веру в Бога, но и самые страшные трагедии в
истории человечества - Вторую мировую войну, смерть миллионов людей,
уничтожение безбожниками исламской цивилизации Кавказа и Средней Азии.
Можно снять сотни комедий о Великой отечественной, показать кавказских
и азиатских мусульман придурковатыми пьяницами, похотливыми
многоженцами, комедийными муллами - и образ Ислама в сознании зрителей
закреплен на долгие годы вперед.
А после того, как верующие - самая активная часть сопротивляющихся
дальнейшему распространению анти-ценностей общества спектакля -
нейтрализованы, можно смело начать развращение традиционных
мусульманских обществ голыми телами, бразильскими обнаженными
карнавалами, сериалами про супружеские измены, фильмами про животные
инстинкты человека, беспрерывной ржачкой над самым святым. И люди все
это проглотят, потому что это завораживающе, смешно и весело.
Именно таким образом, через яркие и веселые образы у людей снимают
страх перед самыми страшными грехами. К примеру, настойчивое привитие
российскому и традиционному мусульманскому обществу гей-парадов. Сам
термин гей (gay) в середине XX века обозначал больше беззаботность,
искрометное веселье вечно праздных молодых людей, со смехом обходивших
все традиционные запреты и моральные ограничения.
Сегодня активисты гей-движения иронически посмеиваясь над традиционной
культурой и религией, весело, gayly, обходят оставшиеся моральные
запреты и распространяют в нейтрализованном таким образом обществе
нечестие. В абсурд и бесконечный спектакль, таким образом, превращается
все и вся.
Оживление Сунны против общества спектакля
Высмеивание и превращение серьезных вещей в абсурд в обществе спектакля
набирает обороты по всему миру. Результатом этого становится не только
разрушение традиционной морали, но и исчезновение общественного мнения.
Сначала оно оказывается неспособным заставить себя услышать, а затем,
очень скоро, оказывается неспособным сформироваться. Человеческое
общество становится легко манипулируемым и программируемым из кабинетов
и офисов режиссеров общества спектакля.
Пытаясь найти ответ на вопрос о том, как можно противостоять этому
тотальному распространению общества спектакля, как сохранить
человеческое обличье перед лицом этой ржущей и напирающей толпы, Ги
Дебор, фактически, повторил своими словами принципы, на которые
ориентирует человека Ислам: «Субъектом истории может стать лишь человек
самосозидающий, являющийся хозяином и обладателем собственного мира».
|