Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
В 2001 г. мизерным тиражом в Москве была опубликована книга
старейшего российского арабиста Владимира Эдуардовича Шагаля «Арабский
мир: пути познания». В ней содержатся описание истоков и культуры
арабов, их ценностных ориентиров, менталитета и правил поведения в
самых разных ситуациях; показаны различия между культурным и языковым
поведением людей разных поколений, различного социального положения.
Помимо того, в этой редкостной во всех отношениях работе имеются
рекомендации для российских граждан, посещающих арабские страны или
вступающих в контакты с арабами в России. Короче говоря, вышеназванная
книга в силу понятных соображений представляет, несомненно, особый
интерес для мусульман России. Но сегодня, увы, она уже стала
библиографической ценностью. Именно поэтому считаем нужным привести
хотя бы некоторые выдержки из этого труда В. Э. Шагаля. При этом,
понятно, нашим читателям все же не следует ни на секунду забывать, что
его автор, мягко говоря, далеко не мусульманин провел немало лет в США,
работая в различных университетах этой страны.
У арабов есть своя иерархия ценностей, которая не всегда
оценивается положительно с позиций европейцев, которые еще в средние
века смотрели на арабов как на «язычников» и мстительных вымогателей,
относились к ним с ярко выраженным субъективизмом, в котором
проявлялось в первую очередь предубеждение. Это мнение в целом очень
мало изменилось и сегодня.
Люди на Западе склонны, например, считать, что именно индивидуум –
это главный элемент, опора всей социальной структуры общества, что все
люди по отношению к существующим в государстве законам равны. Они
полагают, что каждый человек имеет право на нормальную частную жизнь, и
уверены, что с помощью различных современных технологий вся окружающая
среда может быть поставлена под полный контроль человека и служить ему.
Они убеждены, что западная демократия, индивидуализм и демократия –
именно эти ценности играют стабилизирующую роль и способствуют
прочности структуры всего общества. Подобные оценочные суждения
оказывают решающее воздействие на западный менталитет, формируют его и
вместе с тем довольно наглядно показывают, что думают на Западе об
окружающем мире и среде обитания. Понятно, что актуальной здесь всегда
остается проблема, как относиться друг к другу, какие при этом
действуют стандарты. Для западного сознания также совершенно очевидно,
что осью истории является христианство, путь рационального освоения
окружающего мира, его преобразование на основе знаний.
Что же касается арабов, того круга ценностей, которые
непосредственно определяют опорные точки их миропонимания, то в своем
подавляющем большинстве они исходят из убеждения, что «все в мире
подчинено Аллаху и повинуется Ему, ничто не может совершиться без Его
воли и Его всеведения. Он – Единственный Творец, создавший все, что
существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. Арабы
верят в предопределение, то есть в то, что все происходящее в мире, как
добро и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего, Его
определением и творением».
Среди моральных установок, которых стараются придерживаться арабы
во всех ситуациях, мы встречаем и почтительное отношение к старшим /чем
человек старше, тем он мудрее; вспомним роль советов старейшин в
мусульманских странах/, к родителям и любовь к детям, гостеприимство,
скромность, вежливость, толерантность и признание существенных различий
между мужчинами и женщинами. Почитание родителей относится к числу
важнейших в мусульманской среде моральных ценностей. Узнав, что
американский партнер одного арабского предпринимателя пристроил своих
родителей в дом для престарелых – явление это весьма распространено в
США, - араб сурово осудил своего партнера, с которым он проработал
вместе более 10 лет в одной весьма процветающей американской фирме, и
заявил, что он никак не может понять человека, который готов отказаться
от своих прямых обязанностей по отношению к родителям. Иерархия
ценностей, которой традиционно придерживаются арабы, играет
существенную роль в определении характера арабской культуры. Кстати,
кое-кому может показаться сомнительным, что, признавая существование
весьма заметных различий в разных сферах жизни, географических
особенностей, характерных для разных частей арабского мира, можно
вообще говорить о правомерности употребления такого понятия, как
арабская культура.
Стоит только взглянуть на карту мира, на азиатский и африканский
материки, чтобы понять, что же на самом деле скрывается за таким,
получившим широкое распространение политико-культурным термином, как
«арабский мир». Двадцать арабских стран занимают довольно значительную
по площади территорию, большая часть которой представляет собой пустыню
или необжитые земли. По занимаемой территории Судан, например, больше,
чем все страны Западной Европы вместе взятые. Что же касается
численности населения этой страны, то она меньше численности населения
одной Франции. Саудовская Аравия по площади больше, чем Украина или
Европейская часть России, однако в Саудовской Аравии проживает меньше
людей, чем в Москве. В Египте с его 62-миллионным населением /1996 г./
более 95% территории занимает пустыня. Один из арабских писателей
однажды во время нашей встречи довольно образно заметил: «Если
посмотреть на карту, то можно подумать, что весь арабский мир
представляет собой своеобразный, заселенный одними арабами архипелаг,
который очень напоминает разбросанные повсюду небольшие плодородные
островки, окруженные со всех сторон песками и морями. По-арабски
пустыню называют «сахара», и эта «сахара» одновременно разъединяет и
соединяет всех арабов воедино».
Довольно четко проявляются между арабскими странами политические
различия. Почти ежедневно арабская пресса приносит новую информацию,
подтверждающую этот тезис. Если говорить о политическом строе, то в
арабских странах можно найти не только монархические режимы, военные
диктатуры, но и страны, которые претендуют на то, что их называли
демократическими республиками.
Несмотря на все эти существенные различия, арабы более однородны в
своих воззрениях на жизнь, чем европейцы. Все арабы в основном
придерживаются единых точек зрения и оценок, когда речь идет о
ценностях жизни, об иерархии ценностей. В проявлении единства подхода
им не мешают ни национально-государственные, ни социально-классовые
границы, поскольку арабское общество, по своей сути, довольно
консервативно и требует от своих членов соответствия во взглядах. В
такой оценке нет никакого этнического предубеждения, дело в том, что
формы и темпы социально-экономического развития арабского общества,
сообразуясь с местными условиями, сформировали у арабов подобное
качество. Хотя между поколениями имеются некоторые расхождения в ряде
суждений, социокультурный мир арабов довольно прочен. Его единство
поддерживается прежде всего на рациональном уровне /единая идеология,
общие интересы, цели/.
Принципиально важен следующий зафиксированный многими
исследователями факт: на их взгляды существенное воздействие оказал и
оказывает ислам /что переводится как «покорность воле Аллаха»/ - одна
из трех мировых религий. «Исламская парадигма» не поддается вытеснению
из массового сознания, она играет решающую роль в жизни арабов. Ее
влияние проявляется не только среди стойких приверженцев религии. Арабы
ощущают свою принадлежность к большой религиозно-народной общности.
Можно согласиться с мнением российского ученого З. С. Араухова, который
в своей книге «Экстремизм в современном исламе» утверждает, что
«системное качество мусульманской религии реализуется в том, что она
направлена на обеспечение целостности той или иной социальной системы,
члены /или часть членов/ исповедуют ислам». Характер воспитания детей
почти повсюду идентичен, структура семьи во всем арабо-исламском мире
одинакова. Арабы в отличие от европейцев довольно строго сохраняют свои
традиции, придерживаются их в жизни, укрепляя тем самым как
преемственную связь поколений, так и единение арабского мира.
Национально-этнический и религиозный факторы для арабов являются
доминирующими. Первоначально иностранцам может показаться, что понять
арабов невозможно или очень трудно, что, мол, их поведение,
представления и непосредственные жизненные впечатления, из которых
складывается живой социальный опыт, как и реакция на происходящее,
порой лишены логики. Но такое суждение далеко от истины. Дело в том,
что европейцы склонны судить о происходящем с позиции своего жизненного
опыта, специфических европейских позиций, опираясь в известной степени
на предубеждение. На деле же оказывается, что поведение арабов
достаточно логично, разумно, более того, можно даже предсказать, как
они будут вести себя в том или ином случае.
По большей части это поведение подчиняется определенным правилам,
нормам, психологическим особенностям арабов, что позволяет говорить о
своего рода последовательности, постоянстве в их реакции, в их
восприятии других людей. У них есть своя «мерка», по которой они
оценивают всю социальную действительность. Для арабов характерно
ощущение единства, что в известной степени обеспечивает психологическую
самозащиту людей, позволяет сохранить чувство общей для всех судьбы,
укрепляя реальный смысл понятия «Мы арабы».
Очень важно, чтобы те из иностранцев, кому приходится общаться с
арабами, могли понимать особенности арабского национального мышления,
различать, или, точнее, знать все культурные модели поведения,
характерные для арабов вообще, и могли выделять, отличать их от тех
черт, частных моментов, которые присущи тому или иному индивидууму.
Зная эти основные модели, общие особенности, не претендуя вместе с тем
на универсальную оценку всех арабов, каждый, кто общается с арабом,
сможет лучше понять своего партнера-араба, представить себе, что на
самом деле ему следует ожидать во время деловых контактов, и тогда,
естественно, ему будет намного легче справиться с той задачей, которую
он перед собой поставил. Помимо знания самого предмета обсуждения,
необходимо владеть техникой общения именно с арабом.
Изложенные ниже модели ценностных ориентаций, правила, которые
можно оценить как основные, извлеченные из широкого круга особенностей
арабской культуры. Мы говорим здесь о тех особых чертах восприятия мира
и религиозных взглядах, которые позволяют лучше понять фундаментальные
особенности арабской культуры, так или иначе дающие о себе знать в ходе
межкультурной коммуникации. Здесь следует подчеркнуть, что ислам сыграл
и играет роль не только религии, философии, регулятора социальных
отношений и быта, но и культуроформирующего фактора. Исламизация
обгоняла арабизацию, предшествовала ей, ибо если арабизация была
связана в первую очередь с культурными и лингвистическими процессами,
то исламизация – с политическими, экономическими и
морально-психологическими факторами. Они действовали и сепаратно, и
вместе с тем параллельно.
Основные арабские ценностные ориентации:
-человеческое достоинство, честь и репутация – это высшие главные критерии;
-очень важно, чтобы человек всегда вел себя таким образом, чтобы о нем складывалось у людей только хорошее мнение;
-для арабов верность семье и ее традициям при любых обстоятельствах
всегда считается приоритетом, лишь затем принимаются во внимание личные
интересы;
-семейный фон, происхождение, принадлежность к определенному клану,
роду являются важнейшими факторами, которые в первую очередь определяют
общественный статус человека. Важно подчеркнуть, что индивидуальные
качества человека и его успехи, достижения при таком подходе являются
второстепенными.
Арабская модель взаимоотношений государства, общества и личности
имеет в качестве отправной точки общность, а не отдельного индивида,
личность, и в этом явно противостоит западной цивилизации.
Основные ценности и взгляды, которые составляют важную часть арабского религиозного кодекса:
-каждый верит в Бога, исповедует единобожие, признает могущество Бога и
Его власть. Любой человек независимо от его национального происхождения
должен принадлежать к какой-либо религии;
-человек не может играть определяющую, решающую роль и контролировать
все происходящие события. Многие вещи зависят от Бога. Арабы-мусульмане
верят в судьбу;
-благочестие, набожность – социально одобряемые, важнейшие, наиболее привлекательные и высоко ценимые человеческие черты;
-религия не может быть отделена от государства. Она обязательно должна
быть включена в учебный план школы, а правительство должно всячески
поощрять преподавание этого учебного предмета;
-религиозные убеждения и принципы не могут и не должны становиться
объектом всякого рода либеральных, реформаторских интерпретаций или
пересмотров – это может представлять угрозу как общепринятым
общественным взглядам, так и всей линии поведения людей.
Мусульмане, живущие в разных странах, очень близко принимают к
сердцу ту «несправедливость», которой подвергаются мусульмане, живущие
в других странах; мусульмане, объединенные в умму, стремятся оказать
друг другу всестороннюю помощь. Видимо, этим следует объяснить ту
позицию, которую занимают многие мусульманские страны по отношению к
событиям в Чечне. В многовековой стабильности арабской традиции
отразились этические идеалы «муруввы» /мужественность/, «’асабиййи»
/верность «’асабу» - родству по мужской линии/ и «дина» /кодекса
поступков верующего мусульманина/.
Самооценка арабов. Как арабы воспринимают сами себя:
-арабы считают, что по самой своей природе они благородны, великодушны,
человеколюбивы, вежливы и весьма лояльны. Несколько исследований,
проведенных в разных странах, показывают, что арабы рассматривают эти
моральные ценности как идеальные, которые характеризуют их наиболее
полно и точно и подчеркивают их отличие от других народов;
-арабы имеют богатейшее культурное наследие. Это подтверждается их
огромным вкладом в религию, философию, литературу, медицину,
архитектуру, искусство, математику и естественные науки;
-несмотря на многие различия, существующие между арабскими странами,
арабы представляют собой достаточно четко фиксируемую, благодаря своим
специфическим чертам, культурную группу, которую принято называть
арабской нацией;
-известно, что арабские народы подверглись колонизации и эксплуатации
со стороны разных стран Запада. Неудивительно, что они так остро
реагируют на испытания, выпавшие ныне на долю палестинцев, которых
многие арабы считают членами своей единой семьи;
-по мнению многих арабов, огульное, слепое подражание западной культуре
ведет к ослаблению традиционных семейных связей, наносит удар по
религиозным и общественным ценностям, что несомненно оказывает
разлагающее, неблагприятное влияние на все стороны жизни арабского
общества;
-очень важно не забывать, что на Западе довольно часто неправильно понимают и уж тем более характеризуют арабов.
В своих беседах с иностранцами арабы обычно подчеркивают, что в
западных средствах массовой информации их изображают как исключительно
богатых, иррациональных, чувственных и жестоких. Существует очень мало
публикаций, которые бы давали иные оценки.
Так, например, один американский журналист пишет: «В целом в имидж
арабов в английской массовой культуре обязательно включают такие
отрицательные черты, как свойственные им ненависть, предрассудки и
исключительную обидчивость». Можно смело утверждать, что СМИ и в
Англии, и во Франции не смогли дать объективное, реальное представление
об арабах. Это же можно сказать и о прессе ряда других европейских
стран.
|