Таможенный союз трех государств, входящих в Содружество Независимых Государств, должен будет сопровождаться ограничениями для других государств, в союз не вступивших.
Теперь для противников беспошлинной торговли в рамках СНГ настали благодатные времена. Если раньше режим наибольшего благоприятствования в торговле был жизненной необходимостью, то теперь им можно пожертвовать ради более крупной идеи - Таможенного союза.
За время до конца года голову поднимут и те, кто уже давно призывал ввести визовый режим со странами Центральной Азии. По их мнению, отсюда в Россию проникает лишь радикальный ислам и наркотики. Но, с другой стороны, и 20 лет назад, и сейчас только безвизовый режим и свободная торговля поддерживают интерес граждан Центральной Азии к России.
В случае если в рамках Таможенного союза Россия, Казахстан и Белоруссия все же пойдут на введение въездных виз и отмену двусторонних соглашений о беспошлинной торговле со странами СНГ, это вызовет недовольство партнеров. В ближайшей перспективе Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, и другие страны постараются воспротивиться подобного рода решениям и провести дополнительные раунды переговоров на многосторонней основе. В дальнейшем, если попытки окажутся тщетными, они будут вынуждены на тех или иных условиях подключаться к Таможенному союзу, или уходить каждый в независимое плавание, или создавать свой союз в противовес Таможенному.
История вопроса
В России всегда была мода на закрытие границ со странами Центральной Азии. Так, в 2004 году тогдашний мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий открыто выступил за введение визового режима с Таджикистаном и Казахстаном.
В декабре прошлого года с такими же призывами в отношении Узбекистана, Киргизии и Таджикистана выступил член комитета Госдумы по международным делам Семен Багдасаров. Причем угрозу проникновения радикального ислама он увязывает с наличием внутри России большого количества трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Он считает их благодатной базой для таких радикальных организаций, как “Хизб ут-Тахрир аль-Ислами”, “Исламское движение Туркестана”.
В своих предложениях Багдасаров пошел дальше: “Нам необходимо принятие законов, которые бы резко ограничили миграционные потоки из стран, на территории которых имеются террористические организации, вплоть до введения визового режима. Нам необходимо принять такие нормы, которые позволили бы в кратчайшие сроки выдворять из страны подозрительные элементы”.
Накануне 2009-го года свое мнение высказал руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.
“Сейчас очень обострилась проблема с гастарбайтерами, и возникает хорошая возможность ввести визовые отношения со всеми странами, которые не являются членами Таможенного союза. То есть, надо будет сказать, что в условиях сложного экономического положения Россия пока временно вводит визовый режим, поскольку не может себе позволить возможность продолжения свободной миграции рабочей силы”, - считает он.
А 23 июля еще одну точку зрения на проблему озвучил начальник управления Федеральной службы по контролю за наркотиками (ФСКН) по Москве Вячеслав Давыдов. Он заявил, что основную угрозу для России несет героин, контрабандно поступающий из Афганистана через Таджикистан и Узбекистан.
“Из 53 оптовых партий героина, перехваченных нашим управлением, 64% было изъято у граждан именно этих среднеазиатских республик”, - сказал В.Давыдов. И продолжил: “А удельный вес изъятых у задержанных нашим управлением иностранных граждан наркотиков превышает 89 кг, что составляет около 90% от общего количества изъятых наркотиков”.
Его настораживает ситуация, связанная с возможностями безвизового въезда в страну граждан из Центральной Азии по общегражданским паспортам. Он отметил, что в сочетании с мировым финансовым кризисом и растущей безработицей в странах ближнего зарубежья это стимулирует гастарбайтеров к вступлению в ряды наркокурьеров.
В России считают…
Как правило, в подобных случаях россияне всегда могут сослаться на, во-первых, контроль за границами, который необходим как воздух, а, во-вторых, на необходимость резко снизить количество мигрантов, которые находятся на территории России и уже превратились в опасную политическую проблему.
Контроль за границами. Этот вопрос, конечно, ключевой для каждого в отдельности государства. С созданием Таможенного союза проблема не только не упрощается, но резко усугубляется, ибо внешними границами союза станут внешние границы Казахстана на юге, и Белоруссии на западе.
Если страны-участницы Таможенного союза примут решение ввести визовый режим с другими странами, не вошедшими в союз, то он должен стать абсолютным. К примеру, “выемки” в виде Украины или Армении не пройдут.
Как только Таможенный союз станет реальностью, у его членов возникнет закономерное предположение, что если союз создается с участием трех стран, то другие страны СНГ автоматически должны лишаться права беспошлинной торговли сразу со всеми странами-участниками союза. Если и здесь допустить исключения, то весь смысл Таможенного союза ставится под сомнение.
Допускаю, что некоторые экономисты могут предложить альтернативный вариант. А именно: не вводить визовый режим, но двусторонние соглашения в рамках СНГ о беспошлинной торговле отменить. Конечно, у оппонентов возникнет множество вопросов к Таможенному союзу.
Во-первых, отменять соглашения, подписанные в рамках СНГ, можно только на саммитах этой организации, но не в рамках другого объединения - Таможенного союза. На этот вопрос сложно ответить, поэтому России, Казахстану и Белоруссии, видимо, придется поднимать вопрос об этих соглашениях на ближайших по времени саммитах СНГ.
Во-вторых, односторонний разрыв торговых соглашений со стороны Таможенного союза даже со своевременным уведомлением сторон может привести к конфликтам и ответным мерам со стороны государств, не вошедших в Таможенный союз. Сегодня сложно оценить, как могут выглядеть ответные меры так называемых “отвергнутых”, но то, что они последуют, мало кто сомневается.
По правде говоря
Страны-участники Таможенного союза не могут оставить все, как есть. Если на территорию союза будут на беспошлинной основе проникать товары третьих стран (другие государства СНГ и станут для России, Казахстана и Белоруссии как раз “третьими странами”), то смысл Таможенного союза будет непонятен. Евросоюз уже работает в таком формате. Но в отличие от него страны-участники Таможенного союза слишком спешат. Получается, что они втроем собираются показать остальным, что интеграция возможна, даже в таком усеченном трехстороннем формате.
Евросоюз не торопился: он вел долгие и трудные переговоры со всеми европейскими странами. Там прекрасно понимали, что создание Евросоюза с исключениями типа Франции, Италии или Испании невозможно.
Россия вместе с Казахстаном и Белоруссией, скорей всего, не готовы вести долгие переговоры со своими партнерами по СНГ. Значит, победила идея, согласно которой другим странам СНГ некуда деваться: идти на поклон в Таможенный союз и выпрашивать свое “место под солнцем”.
Никто на волне эйфории и победных реляций о Таможенном союзе и не собирается думать о другом варианте развития событий.
К примеру, оставшиеся страны Центральной Азии - Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия могут создать своего рода Союз центрально-азиатских государств, а государства Закавказья, даже, несмотря на очевидные противоречия, какой-нибудь Союз Закавказья. Тогда на фоне интеграционных процессов на трехсторонней основе на постсоветском пространстве могут возникнуть альтернативные интеграционные проекты. В конце концов, это приведет к реинтеграции, а в отношениях стран бывшего СССР начнет преобладать атмосфера недоверия. Причем, попытки ввести визовый режим приведут к росту нелегальной миграции, а учет нелегально въехавших на территорию Таможенного союза сильно усложнится. Все мы прекрасно знаем, что спрос рождает предложение: во всех трех странах Таможенного союза появится множество “контор”, которые будут организовывать нелегальный ввоз мигрантов на территорию союза.
С другой стороны, слишком жесткие меры по отмене режима беспошлинной торговли в геометрической прогрессии увеличат контрабанду, и те деньги, которые сейчас идут в бюджет, потекут в теневую экономику.