Казахстан станет председателем ОБСЕ в 2010 году. Можно сказать – председателем северной половины земного шара. В самом деле, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) уже давно не соответствует своему названию – в нее входят 56 государств Европы, Кавказа, Центральной Азии и Северной Америки. Тем более неубедительными кажутся опасения некоторых западных политиков, что Казахстан в своем развитии «не дотягивает» до уровня европейской демократии и не худо бы ему откорректировать некоторые свои законы.
Что касается европейской демократии, то и она, как известно, не идеал, и стоит посмотреть, надо ли до нее «дотягивать». Хотя, с другой стороны, казахстанцы и сами понимают, что переход от советской структуры общества к демократической – путь неблизкий, и изменения в законодательстве лишь тогда хорошо воспринимаются обществом, когда его ментальность «дозреет» до этих перемен. Как было заявлено на международной научно-практической конференции «ОБСЕ и процессы демократизации в контексте региональной безопасности», прошедшей в Алматы недавно, «Казахстану необходимо пересматривать законы о выборах, политических партиях и СМИ и ориентироваться на европейские демократические стандарты, но осторожно и с учетом традиций».
То, что страна идет по пути демократизации, вряд ли у кого вызывает сомнения. Но и без сложностей не обходится. Они, как определил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в сочетании национальных традиций и общих, а точнее, западных понятий демократии. В свое время Назарбаев предлагал конкретные меры по переходу от президентской модели к президентско-парламентской со значительной передачей части ключевых полномочий от Главы государства к представительной ветви власти. Например, формирование одной из палат парламента по партийным спискам, представление премьер-министра партией парламентского большинства, участие парламента в формировании Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного Совета страны. Эти нововведения должны обеспечить максимально открытый механизм принятия решений и здоровую конкуренцию на политическом поле страны, что в конечном итоге неизбежно способствует повышению устойчивости политической системы государства. И нельзя сказать, что этому кто-то противился. Но многие представители политической элиты считали, что от добра добра не ищут, и не стремились разнообразить политическую палитру страны. Пришлось проводить демократию «сверху», вносить правительственные поправки к законодательству, которые способствуют появлению новых партий, значительно укрепляют положение СМИ и расширяют права местных органов власти.
Но вряд ли стоит связывать все эти изменения с предстоящим председательством страны в ОБСЕ. Они произошли бы и без этого «фактора». В то же время нельзя сказать, что год во главе ОБСЕ не имеет значения для республики. Обозреватели отмечают, что председательство Казахстана, несомненно, внесет новую струю в деятельность этой организации и, может быть, даже повлияет на изменения в ее правовом статусе. Уникальный факт – после председательства в ОБСЕ в 2010 году Казахстан тут же – в 2011 году – садится за стол председателя Организации Исламской Конференции. Вот и получается, что страна – одновременно и Европа, и Азия. А потому, как подчеркивал Президент Нурсултан Назарбаев, новое государство «стремится синтезировать в своей политике как европейский реформизм, прагматизм и приверженность демократической процедуре, так и азиатский традиционализм и здравый консерватизм». Готовясь к председательствованию в ОБСЕ, Казахстан запустил программу «Путь в Европу», своеобразную «дорожную карту» председательства в этой организации, как назвал ее Нурсултан Назарбаев. Ее реализация позволит установить широкое взаимодействие с европейскими странами по дальнейшему продвижению демократических реформ и повышению качества жизни населения, привлечению инвестиций и передовых технологий, совершенствованию национального законодательства и модернизации механизмов государственного управления в европейском контексте. Так что Казахстан сделал свой шаг в сторону Европы.
Вторая особенность председательства Казахстана – впервые во главе ОБСЕ встанет государство СНГ, что само по себе может изменить как отношение стран постсоветского пространства к еще непонятной для многих организации, так и европейского сообщества к этим странам. А это может значительно усилить потенциал всего евразийского сообщества и помочь в решении экономических и социальных проблем нашего двойного континента.