Как многие заметили, тема бедственного состояния, низкого качества контента и вещания, а также возможностей развития отечественного телевидения стала довольно модной. Что и говорить, поводов для обсуждения, и особенно для критики - масса, так что есть где разгуляться.
Ситуация в казахстанском телеэфире всем известна. Как это выглядит, мы тоже знаем.
То телевидение, которое сейчас “радует” казахстанского зрителя, есть закономерный результат. Причем, не только и не столько политики властей страны, а скорее объективного состояния дел и чисто нашего отечественного отношения телебизнесменов к своему бизнесу.
Объективная реальность такова, что в нашей стране проживает всего 16 миллионов человек на гигантской территории. Соответственно, в идеале перед телевещателем стоят две задачи. Первая - охватить всю, эту несоразмерную населению, территорию стабильным сигналом. Вторая - насытить свой эфир качественным контентом. Тут же оговорюсь, что ни один отечественный телеканал, за исключением “Казахстана” не соответствует даже первому требованию.
Гонор “КТК”, “Хабара”, “31 канала”, местечкового “Алматы” и прочих насчет их республиканского статуса – это не более чем гонор, не соответствующие действительности заявления на покрытие сигналом всей территории страны. Ведь, вряд ли можно считать обеспечение трансляции лишь на крупные города и некоторые райцентры республиканским вещанием. По опыту своих поездок по регионам, скажу, что даже не во всех райцентрах можно поймать сигнал, якобы, республиканских телеканалов. Об аулах и говорить не стоит. Причем, речь идет не о приеме, скажем, стандартной комнатной антенной (они в регионах, да и в крупнейших городах страны что-то вроде бесполезного украшения). Зачастую, для обеспечения приема казахстанских телеканалов, необходим монтаж усиленных внешних антенн, самостоятельно собрать и установить которые может далеко не каждый. Проще, хотя и дороже (от 100 у.е.), установить спутниковую тарелку, или подключиться к кабелю.
Сегодня, у любого казахстанца есть выбор, альтернатива казахстанскому телевидению. В городах ее предоставляют спутники и кабельные сети, на селе - просто спутники. Соответственно, мы эту возможность активно используем. В сельской местности спутниковых тарелок нет только у конченых алкашей, наркоманов и просто пофигистов, которым ни до чего нет дела. Остальные смотрят “тарелка-ТВ”. Тут и приличное качество программ, и богатый выбор, на любой вкус и интеллект. Очень популярен спутник “Ямал 102”. Его сигнал покрывает почти всю территорию страны и с него бесплатно можно принимать передачи порядка 20 российских, и еще массы прочих телеканалов. Казахстанские же телеканалы, стали для многих из нас чем-то вроде экзотики.
Факт, что из казахстанских телеканалов только телеканал “Казахстан” могли бы смотреть в каждом казахстанском доме. Могли бы, но в том виде, в каком он сейчас есть, со всем своим недавно достигнутым техническим и метровым вещательным превосходством, “Казахстан” является каналом трансляции информации по большей части на казахскоязычную и пожилую, постсоветскую часть аудитории, зачастую обремененную ветхими идеалами беспрекословного доверия всему, что скажут с голубого экрана.
Тут же, следует отметить, что по некоторым данным, ни один казахстанский телеканал не зарабатывает деньги. Точнее, ни один из них не покрывает связанные со своим содержанием расходы. Не скажу, сколько в процентном соотношении, но заработок каналов на рекламе и спонсорах едва ли покрывает половину всех расходов. Зарплата сотрудникам, приобретение и амортизация оборудования, частота, закуп лицензионной продукции и прочие расходы висят на шеях руководителей каналов тяжким, невыносимым бременем. Оттого и режимы экономии, и необходимость в подпитке со стороны, хоть спонсоров, хоть ФПГ.
Тут-то мы и подошли ко второй части, то есть самой сути телевидения - насыщении эфира качественным контентом. Один из тезисов критиканов отечественного телека, в “слизывании” российских телепрограмм, бездумном их клонировании. Правды ради, отмечу, что российские телеканалы покупают права на производство различных мировых телепрограмм и телесериалов. Та же “Прекрасная няня”, “Кто хочет стать миллионером”, “Закон и порядок” и другие проекты, так сказать, законным образом “слизаны” с западных образцов. Это нормальная мировая практика.
Такая же нормальная практика – равняться на лучших, и так уж случилось, что в русскоязычном телевидении лучшие проекты делают в России. Оттого и появляются у нас клоны российских проектов. Опять-таки, не обходится без перегибов.
Если же брать упреки в адрес качества контента, то причин тому несколько.
Во-первых, в Казахстане фактически не проводятся социологические и любые другие научные исследования в плане зрительских предпочтений, рейтингов и всего прочего. В рекламных службах некоторых телеканалов, претендующих на республиканский статус в ходу рейтинговые таблицы от пары контор. Расстановка сил там, как правило, не меняется. “ОРТ – Казахстан”, “КТК” и так далее, до полных аутсайдеров. Казалось бы, перед глазами руководителей СМИ есть научно обоснованные исходные данные, проанализировав которые можно было бы предпринять шаги по изменению ситуации. Но в том- то все и дело, что рейтинги не отражают реального состояния дел.
Они дутые, и создаются под заказ этих самых телеканалов, лишь в качестве инструмента для высасывания денег из рекламодателя. Полномасштабное социологическое исследование республиканского охвата оценивается, минимум, в 30 тысяч у.е. А делать такое ежемесячно?! Дураков нет.
И рекламщики размахивают сомнительными таблицами, как флагами, дескать, вот посмотрите, какой высокий рейтинг у нашего канала! И как далеко он обскакал своих конкурентов. А о том, что из 16 миллионов населения этот, да и все прочие отечественные телеканалы смотрит едва ли десятая часть, умалчивается.
Во-вторых, создание действительно высокорейтингового, оригинального телепроекта с лейблом “Сделано в Казахстане” – вещь крайне затратная. По деньгам, людям, креативу, техническим ресурсам и всему прочему. И любой руководитель телеканала просчитывает вероятные рейтинги программы, и прогнозную прибыль. Объективно – любой, самый супер-пупер казахстанский телепроект увидит, ну может быть 10% населения. А уж дойдет ли реклама до конкретной целевой группы, это маловероятно. Сегодняшний рекламодатель, спонсор и прочие деньгодающие инстанции понимают, насколько неэффективен и затратен для продвижения товаров и услуг такой инструмент. Таким образом, шансы на окупаемость оригинального телепроекта “сделано в Казахстане” стремятся к нулю.
Даже, если это произойдет, одна финансово успешная программа будет вынуждена кормить парочку убыточных, но нужных руководству или владельцам канала проектов.
Можно, конечно, отдать создание оригинальных телепроектов на аутсорсинг. Каналы могли бы покупать их у производителей, продакшн-студий, которые до кризиса плодились день ото дня. Эта практика входила было в обиход, но так называемый кризис обрушил это начинание, а сама идея, что канал может покупать готовый продукт со стороны для повышения рейтинга, а не для получения откатов, еще не прижилась.
Кроме того, кризис основательно сократил количество компаний-спонсоров, которые готовы были вкладывать деньги в развитие телевидения и продвижение своих товаров и услуг. Соответственно и множество авторских, оригинальных проектов сейчас находится в замороженном состоянии.
В третьих, а может быть следовало бы переставить его на первое место, это человеческий фактор. Страсть многих руководителей СМИ, как впрочем, и большинства казахстанцев к халяве общеизвестна. Тут и бесплатное использование рабочей силы, и нежелание переплачивать за сверхурочные, элементарное кидалово и многое другое.
Вспомните информационную войну между двумя медиа-холдингами начала двухтысячных годов, когда один телеканал, в качестве секретного оружия, использовал выступления журналистов и техников, которых когда-то кинул на деньги другой канал.
В журналистских кругах, о телеканалах и руководителях каналов-жмотов, ходят байки. Как, к примеру, один из телеканалов украл готовый телепроект у известного отечественного продюсера и режиссера, лишь бы не платить ему за идею (с того момента прошло около полугода). Или, другой телеканал в своей гонорарной сетке оценивает производство телесюжета для новостей в 800 тенге, а ЗКТ в 500! Подсчитайте, сколько необходимо сделать таких сюжетов, отписать интервью, чтобы журналисту прокормиться, и сколько их вообще возможно сделать, чтобы более-менее жить в Алматы или Астане?!
Другой пример – на кого мы равняемся? Если, в конце 90-х годов, коллективы новостей продвинутых телеканалов смотрели как образец новости российского НТВ, то сегодня журналистов новостей одного откровенно-аутсайдерского телеканала заставляют смотреть выпуски новостей другого, такого же никакого телеканала для того, чтобы учиться, как надо делать новости! Я не шучу, это факт.
Резюмируя, следует признать, что дела в казахстанском телевидении обстоят не лучшим образом, но все поправимо.
Где выход? На государственную политику, в поддержку казахстанского телевидения, рассчитывать не стоит. Есть скромная вероятность, что руководители телевизионных СМИ внезапно пересмотрят свои приоритеты экономии и начнут системно вкладываться в перспективные проекты. Есть еще частная инициатива, наверное, единственное, что еще не поросло мхом. Группы единомышленников, продюсерские центры и просто одиночки, которые пытаются что-то сделать, скреативить, запустить в эфир. Высокие слова, о повышении качества казахстанского телека, тут не в ходу, главное – заработок, но на низкорейтинговый проект рекламодатель и спонсор не пойдут. Да еще продюсеры и другие руководители телеканалов завсегда желают принимать участие в распиливании спонсорских денег. Увы, и ах, но телевидение нашей страны является отражением нашей действительности, тут уж ничего не поделаешь. Коррупция, и все прочие грехи системы и общества, так же присущи и СМИ.
В последнее время, множество работников СМИ стали зарабатывать меньше денег или вовсе остались без работы. Кто-то перепрофилировался, но некоторые вынашивают собственные проекты, ищут спонсоров, пытаются что-то изменить к лучшему, начиная, естественно, со своего собственного благосостояния.
Сегодня, телеканалы готовят сетки вещания к новому сезону, рассматривают авторские проекты. Вероятно, в их багаже есть и новые проекты, как собственные, так и независимые продюсерские. До начала сезона остались считанные недели. Особо радужных надежд я не испытываю, но что-то изменится. А любые перемены в отечественном телеке, образца 2009 года, это уже прогресс.