Память об ушедших в мир иной кумирах очень хорошо продается. Зачастую “бизнес на надгробии” куда более успешен, чем сам кумир при жизни
Вряд ли кто будет спорить с поэтом, что если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Ну а когда они гаснут? Этот печальный процесс, оказывается, тоже имеет своих “бенефициаров”. Неожиданный и стремительный уход Майкла Джексона в мир иной - классический пример “бизнеса после жизни”. На именах “вечно живых” кумиров создаются успешные бизнес-империи, чьи прибыли затмевают состояния самих усопших. В этом экономическом феномене, замешенном на психологической мании человечества создавать себе кумира, попытался разобраться корреспондент “Итогов”.
Простая алхимия
Ничто не ново под луной. И до Майкла звезды пригоршнями глотали пилюли, от которых давали дуба. Так было с моделью Анной Николь Смит, так было с актером Хитом Леджером, а задолго до них - с Элвисом. Искать виноватых и брать на цугундер циничных и алчных врачей, которые из корысти прописывали доверчивым гениям всю таблицу Менделеева, - любимый спорт массмедиа (бизнес после жизни - это ведь и их бизнес). И дело врачей приняло крутой разворот.
Отец семейства Джексонов Джо в беседе с Ларри Кингом высказал подозрение, что в смерти Майкла может быть повинен кардиолог Конрад Мюррей, который находился у постели умирающего певца, но сбежал. Три дня полиция его разыскивала. Несколько флаконов сильнодействующего обезболивающего препарата пропофол найдено в доме звезды. “Что-то тут нечисто”, - заметил Джо. Полиция выражается осторожнее: доктор Мюррей не подозреваемый, а “лицо, представляющее интерес для следствия”. На обычном языке это означает: “Парня следует основательно проверить, но улик мы пока на руках не имеем”. В связи со сгустившимися подозрениями Мюррею пришлось нанять телохранителей - столько вокруг подогреваемых прессой чокнутых фанатов...
Ну а пока суд да дело, компания AEG Live, организовывавшая европейское турне Майкла Джексона, продает фильм, в котором поп-идол запечатлен во время репетиций незадолго до смерти. Кадры ленты были показаны крупнейшим студиям Голливуда. Покупкой прав на дистрибуцию заинтересовались студии Paramount, Universal, 20th Century Fox и Warner Bros. Компания Sony Pictures предлагает 50 миллионов долларов - пока это лучшие условия сделки, но торги продолжаются.
Одновременно газеты сообщают, что на складе в Нью-Джерси хранятся десятки пыльных ящиков со всякой всячиной, принадлежавшей певцу. В том числе письмо, в котором он рвал отношения со своей первой женой Лизой Мари Пресли, отбеливающий кожу крем, автопортреты в виде плачущего и смеющегося клоуна, множество комиксов и книжек с картинками, примерно 15 тысяч фотографий, платиновый диск за сингл I’ll Be There и мастер-копии 26 невыпущенных песен “Пятерки Джексонов”. Домовладелец, которому Майкл оставил все это в счет урегулирования судебного спора, намерен продать сокровища скопом за 5 миллионов долларов.
Все, что имело отношение к Майклу, словно по мановению волшебной палочки превращается теперь в золото.
Родичи и приживалы Майкла, его друзья и, конечно, адвокаты по-прежнему в центре внимания. На телеэкранах у них напряженные, насупленные лица. Скорбят. Но не только. Их терзают сомнения. Не очень было понятно в тот момент, где хоронить короля поп-музыки, чтобы постоянно не держать у могилы полк солдат для ее охраны. Но главная головоломка - как делить деньги. Ведь даже после уплаты налогов и раздачи многочисленных долгов в наследственной кубышке должны остаться сотни две миллионов долларов и недвижимость. И еще вроде бы нематериальная субстанция, но очень прибыльная, - права на песни, фильмы и на имидж.
Если бы все было так же просто, как с нью-джерсийским складом! Ан нет, дележ наследства Джексона превращается на глазах у миллионов зрителей (они же болельщики разных фракций этой тяжбы) в грандиозную и по-византийски запутанную историю, которая может растянуться на годы и даже десятилетия. Если сравнить ситуацию с тем, как шел аналогичный процесс после смерти Элвиса Пресли, Мэрилин Монро или Фрэнка Синатры, главных идолов шоу-бизнеса Америки, просматривается пусть не научная, но вполне убедительная закономерность. Но о ней чуть позже.
Зубами и ногтями
За свою жизнь Джексон принял множество деловых решений, которые дальновидными никак не назовешь. Короче, сорил деньгами направо и налево, участвовал в сугубо маниловских прожектах, одаривал случайных и неслучайных знакомых. И набрал в итоге Монблан долгов. Но есть ли что-то в сундуке знаменитого мертвеца, кроме просроченных векселей и долговых расписок?
Оказывается, финансы звезды вовсе не романсы поют, а задорную песенку “Битлз” Baby, You’re A Rich Man. Налоговики, которые в таких случаях всегда тут как тут, прикинули: начиная с 1980 года Джексон заработал порядка 600 миллионов долларов. Часть играючи обратил в пыль, но в мгновения просветлений был не чужд здравого смысла.
В бесспорную коммерческую десятку он попал в 1985 году, когда купил за 47,5 миллиона права на портфолио из тысяч популярных песен, включая 250 композиций “Битлз”. Года два назад Маккартни даже проворчал в ходе одного интервью, мол, исполняя собственные песни, я должен каждый раз за это кому-то платить. Не кому-то, а Джексону! Теперешнюю цену каталога эксперты оценивают в 850 миллионов, а то и больше, так что этого с лихвой хватит, чтобы расплатиться со всеми кредиторами, и кое-что еще останется детишкам на молочишко.
Многих удивило, что, вопреки имиджу легкомысленного лунатика, Джексон оставил подробнейшее завещание. Все его денежные накопления, ценные бумаги и собственность переходят в трастовый фонд и будут разделены между тремя детьми (40 процентов), матерью (40) и благотворительностью (20). Во избежание неопределенности дети даже названы полными именами. Известно и то, что Майкл назначил исполнителями его воли двух матерых волков бизнеса и адвокатуры - Джона Макклейна и Джона Бранку: опасался, видимо, что кто-то захочет оспорить его волю. Как в воду глядел: мамочка Кэтрин уже попыталась оттягать у этой парочки право контроля над имуществом сына, но калифорнийский суд отклонил сие ходатайство.
Но для Фемиды еще далеко не вечер. И завещание не есть истина в последней инстанции, когда речь идет об интересах малолетних детей. Завещание поп-кумира напрочь игнорирует его вторую жену, медсестру-дерматолога Дебби Роу, но юристы считают ее шансы на часть наследства и, главное, на опеку над 12-летним Принцем и 11-летней Пэрис очень весомыми. Потому что она мать, а это звучит в американских судах гордо и... денежно. “Фундаментальное право предполагает, что один из живущих родителей после смерти другого обязан получить опеку”, - заключает Уильям Хохлер, юрисконсульт фирмы “Хэнсон Бриджетт” из Сан-Франциско. Что касается семилетнего Бланкета, то ввиду отсутствия мамочки предпочтительные шансы на опеку имеет бабушка Кэтрин. Бланкет родился в результате искусственного осеменения, причем имя суррогатной матери тщательно скрывается.
Как бы то ни было, сообщают, что 50-летняя Роу готова броситься в рукопашную с 79-летней Кэтрин. Как же так, напомнит внимательный читатель, ведь медсестра при разводе в 1999 году отказалась от претензий на детей? Тогда Майкл обеспечил ей щедрые отступные: гарантированные выплаты на 9 лет по 2 миллиона долларов в год, дом в Беверли-Хиллз и автомобиль. Да, она тогда отказалась от права на опеку, но сейчас, когда Майкла нет, как заявила ее адвокат Айрис Финсилвер, Роу готова “зубами и ногтями” доказывать это право. Эксперты не исключают, что предстоящая разборка в стиле мексиканского сериала может “обогатиться” еще одним сюжетным коленцем, если объявится неведомая суррогатная мамочка Бланкета. По слухам, она живет где-то в Европе.
Но это еще не все. Сценарий грандиозной судебной свары может включать эффектный выход на сцену Грейс Рварамбы, 42-летней чернокожей красотки, многолетней няни всех трех детишек Майкла. Она проработала в этом качестве двадцать лет, и все подопечные малыши называют ее “мамочка”. По слухам, в 2006 году Джексон собирался на ней жениться или даже женился, но тайно.
Что же касается песен “Битлз”, то видевшие текст завещания уверяют, что в качестве прощального примиряющего жеста певец возвращал сэру Полу весь каталог. Но ясно, что дело пока темное. Поговаривают, что еще одним кандидатом на него может стать Лиза Мари Пресли, с которой Майкл вступил в брак в 1994 году и развелся через год.
Правда, некоторые авторитетные законники оспаривают юридическую силу завещания. “Согласно закону Калифорнии, если он (Майкл) не был женат на момент смерти, его дети должны получить все наследство”, - утверждает Кэролин Уэст, ведущий адвокат фирмы “Хортон энд Робертс” из города Окленда.
Патент на успех
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы осознать колоссальные потенциальные возможности приобретенного Майклом поместья Неверленд как мемориального тематического парка. Понятно, что фанаты со всего мира ринутся в паломничество, только скомандуй, а их примеру последуют многочисленные туристы, которые обожают глазеть на логовища идолов. Самый наглядный пример - Грейсленд, дом Элвиса Пресли, который превратился из обузы на шее его вдовы в процветающее предприятие.
Когда Элвис умер в 1977 году от сердечного приступа в возрасте 42 лет, его финансовые дела являли печальную картину. Надо было очень постараться потратить колоссальные деньги, и тот старался. Кумир стоил куда больше миллиарда долларов, но оставил единственной и любимой дочери Лизе Мари только миллион. При том, что на поддержание Грейсленда уходило полмиллиона в год. На горизонте для наследниц по прямой замаячила катастрофа. Но ее удалось избежать. Как?
После смерти Вернона Пресли, отца Элвиса, в 1979 году распорядителем его собственности стала бывшая жена певца Присцилла. И она решила открыть Грейсленд для публики. Блестящая идея спасла ее и дочь от финансового краха. И сегодня фирма, управляющая домом-музеем Элвиса, накопила более 100 миллионов. Большая часть этих денег принадлежит Лизе Мари, которая по завещанию папочки по достижении 25 лет получила все его деньги и собственность.
Из кислого лимона Грейсленд превратился в сладкий лимонад. Сегодня это самый успешный риелторский продукт в мире после Эйфелевой башни.
Соотечественник Элвиса, сладкоголосый Фрэнк Синатра, все делал в соответствии с великой песней My Way. Своим путем заложил в завещание хитрый пункт, который логически отсекал все возможные распри и разночтения. Каждый, кто решит оспаривать условия завещания, автоматически лишается своей доли.
Но мудрый “председатель правления” (одно из прозвищ Синатры) не мог предположить, что вдова Барбара, его четвертая по счету жена, и трое детей найдут способ обойти это условие и станут бороться “за лучшую долю” - только молча, под ковром. А бороться было за что - певец оставил капитал в 200 миллионов долларов плюс контракты на пластинки, права на каталог песен, использование имени и имиджа.
Своей первой жене Нэнси он оставил 250 тысяч долларов наличными и миллион в трастовом фонде. Дети, рожденные ею, Нэнси, Фрэнк-младший и Тина - получали от папочки по 200 тысяч и долю в трасте. И все они иззавидовались мачехе Барбаре, которой Синатра оставил львиную долю денег, а также особняки в Беверли-Хиллз, Малибу и Палм-Спрингсе, картины, книги, столовое серебро, шикарные автомобили. Долгие годы дети и жены судятся, разругавшись в пух и прах. Если бы “старые голубые глаза” (еще одно ласковое прозвище певца) увидели все это, то наверняка набухли бы от слез.
Но самая юридически изощренная битва развернулась вокруг наследства Мэрилин Монро. Оно эфемерно, это наследство, но очень прибыльно, учитывая неослабевающую магию пышногрудой дивы. Не особняки, не столовое серебро. Спустя почти полвека после ее до сих пор не разгаданной смерти образ суперзвезды продолжает приносить деньги. Каждый раз, когда ее портрет наносится на футболку или керамическую кружку, правовладельцам капает несколько центов. Конечно, когда речь идет о легальном бизнесе.
Мэрилин, как истинная американка, оставила завещание. Большую часть накоплений и многие личные вещи она завещала выдающемуся педагогу Ли Страсбергу, которого считают своим учителем в искусстве многие выдающиеся американские актеры. Считала и Мэрилин. Когда Ли умер, его жена Анна унаследовала вещи Мэрилин, которые впоследствии продала на аукционе Christie’s за 13,4 миллиона долларов.
Значительно больше, десятки миллионов, Анна Страсберг зарабатывала все эти годы, выдавая лицензии на имиджи Мэрилин различным бизнесам. Но с ней в юридический спор вступили дети четырех фотографов, снимавших Мэрилин в разные годы. Наследники отстаивали их копирайт и возражали против претензий Анны Страсберг на лицензирование фотографий актрисы. Причина спора - в особенностях законодательства отдельных штатов США. В отличие от копирайта, который регулируется в Америке федеральным законом, права на паблисити, включая использование имиджей, определяются законами штата. Наследники фотографов победили. Но как сообщила пресса, Анна Страсберг не оставляет надежды оспорить решение в более высокой инстанции. Как говорится, без паблисити нет просперити.
Что бы это значило?
Выводы из вышесказанного? Увы, они банальны. Большие деньги - большая грязь. За какую наследственную историю ни возьмись, везде примерно одно и то же (относительный хеппи-энд с наследием Элвиса - редкое исключение).
Мог ли предположить хиппарь-бессребреник Джими Хендрикс, самая пронзительная гитара рок-музыки, как будут злобно скрежетать в суде его родные, деля пирог стоимостью в 80 миллионов долларов? Великий Джими умер молодым почти сорок лет назад, и долгие годы его творческим и материальным наследием управлял отец Эл Хендрикс. Но в 2002 году тот умер, и тут же вспыхнула родственная междоусобица со взаимными обвинениями в переписывании воли покойного, алчности и всяческих пороках, которые, дескать, лишают конкурентов права претендовать на долю.
Алчность - ключевое слово. Один из семи смертных грехов был и остается движущей силой самых одиозных дележей наследства. Даже про вполне безобидную Присциллу Пресли ехидно писали, что она оплакивала бывшего мужа под звук кассового аппарата. Нынешние калькуляторы удобнее - они бесшумны.
...Кстати, отец семейства Джексонов Джо на днях демонстративно обратился к Присцилле и Лизе Мари Пресли с просьбой помочь одним практическим советом. Его очень интересует, как обустроить поместье Майкла Неверленд на манер элвисовского Грейсленда. Просьба провокативна изначально: Джо в завещании не фигурирует. Но одного взгляда на властного и жесткого папочку достаточно, чтобы сделать вывод: битва за деньги Майкла только начинается.