Первый казах, ставший чемпионом мира по французской борьбе, многократный победитель мировых, региональных, российских, а позже всесоюзных чемпионатов по классической борьбе среди супертяжеловесов, великий атлет Мукан Мунайтпасов, больше известен и миру, и казахскому народу под именем Кажымукан.
Детство
Кажымукан родился в 1871 году в Акмолинской области, в ауле Караоткель, где в основном проживали представители казахского рода алтыбас кыпшак. Кстати, это один из самых известных казахских родов, мужчины и даже женщины которого славятся недюжинной силой - и физической, и духовной. Моя мама тоже из рода кыпшаков, и, собственно, многие истории из жизни Кажымукана я впервые услышала от нее. Караоткель был обычным аулом, коих в казахских степях не мало. Когда следом за тяжелой зимой приходила долгожданная весна и лето, в аулах начинались многочисленные тои. Казахские тои, или праздничные сборища не обходились без народных игр. Особенно на праздниках ценились палуаны, или борцы. Одним из палуанов, развлекавших народ на праздниках, вскоре стал и Мукан - сын бедного крестьянина Мунайтпаса, рано проявивший свои необычные физические способности.
Отец отдал его батрачить к богачу. Десятилетний Мукан мог с легкостью поднять мешок с зерном, а затем легко бежать за вторым. Для него это было привычной работой. Через некоторое время даже хозяину стало интересно наблюдать за мальчиком, который с легкостью совершал тяжелый труд. Богач решил испробовать его в качестве палуана. Мальчик не пропускал состязания палуанов, где легко выигрывал бои не только у ровесников. Иные юноши старше его на пять-шесть лет опасались вступать с ним в поединок. Аксакалы, видевшие это, предрекали ему славное будущее палуана. Мама рассказывала, что Кажымукан мог на спор съесть барана или выпить курдюк масла, хотя по своей природе ел очень мало. Но такие вот были забавы степной молодежи. С той порой связаны известные истории из жизни Мукана Мунайтпасова, многие из которых давно перешли в разряд легенд. Вот одна из них. Однажды в тине застрял громадный бык. Казалось, что помочь бедному животному уже невозможно, ведь такую громадину не то что поднять, сдвинуть невозможно. Но Мукан обвязал туловище быка веревкой, перекинул ее через могучие плечи и... вытащил на берег бедное животное.
Другая история. В 1889 году выпала тяжелая зима с сильными буранами. Надо было привезти сухое сено для скота. Кого отправить в трудный путь? Хозяин, у которого батрачил Мукан, посчитал, что в случае чего нищего Мукана никто не хватится. Да и силищи у этого парня столько, что только он справится. Мукан добрался до места, загрузил сеном сани. На обратном пути через степь завьюжило и начался сильный буран. Дорогу занесло, лошади выбились из сил, а одна, не устояв на ногах, упала и больше не вставала. Тогда Мукан погрузил ее на сани поверх сена, вторую лошадь привязал сзади, сам же, впрягшись в сани вместо лошади, потащил все вместе в аул. Тогда юноше было 18 лет от роду. Эта история быстро обошла всю степь, после этого Мукана начали приглашать на разные тои для выступления перед гостями. Чем больше он был на виду, тем больше его стали узнавать и говорить о нем. Но от своих побед Мукан не получал удовлетворения, считая, что это все не то, о чем он мечтал все свое детство.
Отрочество
В 1901 году в Омске открылся новый цирк. Цирк в начале прошлого века означал главный источник информации и место отдыха для простого народа, как театр для буржуазии. Артисты цирка - клоуны, акробаты, силачи - были популярны и известны. Так что открытия нового омского цирка все ждали с нетерпением. К тому же прошел слух, что там пройдет чемпионат по французской борьбе. Весть дошла и до далеких казахских аулов. Мукан добрался до Омска по Сибирской железной дороге. Приехав в огромный город, который ранее не посещал, Мукан нашел цирк. Вокруг толпятся люди, изнутри доносятся звуки начинающегося представления, но все билеты уже распроданы. Надо что-то делать. Тогда он пытается пробраться в цирк через отдельный вход для борцов, но в дверях его задерживает дежурный. “Я прошел тысячи километров, чтобы посмотреть борьбу”, - объясняет Мукан дежурному. Тому доводы молодого казаха не интересны, тогда Мукан берет его за шкирку и выкидывает как... перекати-поле.
Перед Муканом возникает хозяин цирка Злобин, который восторгается его мощным спортивным телом и пропускает в цирк. Во втором отделении начинается французская борьба, и тогда Мукан понимает, что она вовсе не похожа на то, чем он занимался до этого на казахских тоях. Он дивится красоте зрелища. В конце поединка на арену вышел Андрей Злобин, младший брат хозяина - знаменитый русский борец. Выходит арбитр и спрашивает у публики, есть ли среди зрителей кто-нибудь, кто желает бороться с Андреем Злобиным. Он несколько раз повторяет свой призыв. Никто из зрителей не решается выйти на арену. Мукана мучают двойственные чувства - с одной стороны, страх, а с другой - острое желание попробовать свои силы с настоящим борцом. Но все же, переборов себя, он выходит на арену. У него не было специальных борцовских трусов, но ему разрешили выйти в брюках и без рубашки. Когда он снимает рубашку, зрители понимают, что у Злобина достойный соперник - высокая, атлетическая фигура, мощные бицепсы... Только на 18-й минуте Андрею Злобину удалось положить Мукана на обе лопатки. Благодаря Злобину Мукан попадает в Петербург, где судьба его сводит с Иваном Лебедевым, юристом по образованию и борцом по призванию. В Петербурге Лебедев содержал собственную школу тяжелоатлетов, где Мукан и проучился два года.
Зрелость
Там же, в омском цирке, Мукан знакомится со знаменитым русским борцом Иваном Поддубным. История дружбы прославленного казахского борца Кажымукана и русского богатыря Ивана Поддубного, чемпионов мира по французской борьбе, стоит отдельного рассказа. Кажымукану удалось преодолеть многочисленные трудности и интриги конкурентов. В 1904 году оба атлета с триумфом выступили в Париже и заняли два первых места. 1909 год. В Риге проводился чемпионат, куда Мукана специально пригласили. Собрались знаменитые борцы: представитель России Георг Гаккеншмидт, чемпион мира Георг Лурих, всемирно известные Алекс Аберг, Турбас, Тигане и другие. Вся пресса писала о нем так: “В чемпионате участвует чемпион чемпионов Муканов Мухунура”.
Цирковой псевдоним Мухунура был придуман Иваном Лебедевым для привлечения публики на “японского” борца. В народе ходили слухи о грозном самурае, телохранителе самого японского императора, которого выслали из Японии якобы за то, что голыми руками убил другого самурая. “А у них, у самураев, значит, руками убивать нельзя, - шепотом объясняли друг другу зрители, - только мечом можно...” Люди верили каждому слову и валили в цирк, чтобы увидеть самурая-чемпиона... Позже были и другие псевдонимы. Черный Иван - Мукан был в четверке Иванов, наряду с Иваном Поддубным, Иваном Заикиным и Иваном Шемякиным. А самый известный - Ходжа Мукан - появился после выступлений в Турции. Для поездки в Турцию руководитель труппы предложил Мукану бороться под другим именем - Кара-Мустафа. На самом деле имя привлекло турецких зрителей. Более того, через некоторое время все внимание турецких зрителей было направлено на гостя. Так красиво боролся этот Кара-Мустафа, победив популярного турецкого борца Нуруллаха.
Таинственный “русский” с тюркским псевдонимом приглянулся во время поединка Шакир-паше - сановному правителю Стамбула, который до начала схватки выяснил, что гость мусульманин. Мукану предложили вместе с Шакир-пашой совершить хадж в благословенную Мекку. Паломничество на святую землю, по которой ходил Пророк Мухаммад - заветная мечта каждого мусульманина. Хадж снимает с человека все грехи, делает его чистым перед Аллахом и людьми, приближает к небу. “Совершить хадж удается далеко не каждому правоверному”, - сказал Шакир-паша, и Мукан, не раздумывая, согласился. В святых городах Мекке и Медине никакие зрелища не разрешались. Неподалеку от них в городе Джидде был организован борцовский турнир, в котором участвовали 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Мукан победил всех и стал чемпионом.
После паломничества на святую землю Мукан Мунайтпасов получил почетное звание хаджи. Впервые он выступил под новым псевдонимом в цирке братьев Никитиных в Саратове в 1912 году. Тогда первыми соперниками Кажымукана на ринге стали француз Рауль де Руан, Том Кеннеди, Поплавский, Петр Крылов и другие. С тех пор он выступает под именем Хаджи Мукан. Кажымукан.
Надежда
На одном из чемпионатов в Риге Мукан встречается со своей первой женой, актрисой цирка Надеждой Чепковской. Судьба Надежды очень схожа с его судьбой - она из бедной семьей, да и в цирк ее толкнула нужда, с 12 лет работала в цирке. У нее был очень сильный характер, который и позволил ей стать популярной артисткой цирка, наездницей. Надежда влюбилась в него с первого взгляда. Мукан и Надежда едут в Омск, где казахская родня с радостью встретила молодую невесту. Мулла, татарин Хасен, обвенчал их по мусульманскому обычаю, и Надежда получила новое мусульманское имя - Фатима. Постоянные переезды из города в город, из страны в страну на чемпионаты, отсутствие постоянного жилья. Но рядом с ним всегда была Фатима. Кажымукан выиграл немало чемпионатов - победил выдающегося борца Алекса Аберга, Ивана Шемякина, стоявшего на одном уровне с такими богатырями, как Иван Поддубный и Иван Заикин, “железного” датчанина Иесса Петерсена, Георга Луриха в борьбе джиу-джитсу. В поединках с великими борцами Иваном Поддубным, Станиславом Збышко-Цыганевичем, Иваном Заикиным добивался ничейных результатов. В 1927 году ЦИК Казахстана присвоил Кажымукану Мунайтпасову, ставшему чемпионом мира по борьбе, почетное звание “Батыр казахского народа”.
Сила. Дух. Патриотизм
1941 год. Кажымукану 70 лет. Но в течение трех лет с начала войны он ездит по югу Казахстана, демонстрируя свое искусство. Лозунг “Все для фронта, все для победы!” не оставил равнодушным и его. “Кажымукан мог остановить машину, схватив ее за борт, и она не могла дальше ехать”, - такие сказочные истории рассказывала мне мама в далеком детстве про кыпшакского палуана. Мамин дядя, писатель Калмакан Абдикадыров, написал в свое время книгу о жизни знаменитого земляка - “Кажымукан”. Малышкой я с восхищением рассматривала фотоиллюстрации в этой книге. Одна мне запомнилась особенно - грузовая машина “эмка”, набитая людьми, проезжает по доскам, а под ними лежит человек. Это был 1943 год, парк культуры и отдыха в Чимкенте. Именно там Кажымукан провел то легендарное выступление с машиной.
В 1944 году заработанные выступлениями деньги - 100 тысяч рублей - Кажымукан отправляет в фонд Победы. Он просит ЦК КПСС назвать самолет именем казахского батыра Амангельды Иманова. 29 октября приходит ответ из ЦК: “Южно-Казахстанская область, Шаульдерский район, колхоз Актобе, Кажымукану. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Хаджи Мукан. За вашу заботу о Воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Сталин”. Весть о поддержке всеми любимого чемпиона по французской борьбе Хаджи Мукана обошла все фронты. Командование Военно-воздушных сил на деньги Хаджи Мукана приобрело самолет, на одном боку которого было написано “Амангельды”, а на другой - “Хаджи Мукан”. Пилотом “ПО-2” стал соотечественник Калжытай Шалабаев.
Память
Он умер в 1948 году, до последнего дня сохранив ясность ума и физическую силу. Казахи говорят, что такие люди, как Кажымукан, рождаются раз в тысячу лет. Современники отзываются о Кажымукане как о человеке бесконечно добром, скромном, который никогда ни на кого не обижался, и при этом не умел обижать других, старался никого не ставить в неудобное положение. “Впервые я увидел Мукана Мунайтпасова в 1908 году в Киеве на борцовском чемпионате в цирке Турции. Кисти у него были широченные! Это свидетельствовало о громадной природной силе. Но он ею никогда не кичился. Сильный борец Франц Биньковский, проходя мимо, обязательно толкнет плечом или локтем - к стенке отлетаешь! А Мукан был спокойным, скромным, доброжелательным, хорошо воспитанным человеком. В этом красивом казахе была врожденная глубинная культура и гордость человека, который никогда не опустится до низменного поступка”, - так отзывался о нем украинский борец Михаил Слуцкий.
В архиве в деле Кажымукана сохранилось письмо председателя Комитета физкультуры и спорта Мухамеджанова в адрес зампреда Совмина Заговельева от 6 декабря 1949 года, где говорится: “Борьба как вид спорта и без того крайне слабо развивается в Казахстане. Достаточно сказать, что на Среднеазиатской спартакиаде наша республика по борьбе заняла последнее место, проиграв даже команде Киргизии”. Своеобразным ответом Кажымукана на сетования чиновников от спорта стало: “Цель борьбы - не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение - это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы - в самой борьбе”.