Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Промо-акции в супермаркетах, которые провоцируют покупателей на то,
чтобы уносить с собой из магазина больше продуктов, чем они могут
съесть, скоро будут запрещены в Великобритании. Экологические надзорные
органы этой страны озаботились проблемой расточительного отношения к
еде: по статистике, около трети всех пищевых продуктов отправляется в
помойку.
В докладе Министерства окружающей среды, пищевых
продуктов и сельского хозяйства Великобритании, посвященном проблеме
национальной пищевой безопасности, приводится пугающая статистика.
Домашние хозяйства выбрасывают 4,1 млн тонн продуктов ежегодно - это
треть всех пищевых продуктов. Подобная расточительность обходится
каждой семье в среднем примерно в 420 фунтов стерлингов ($700) в год.
Каждый взрослый человек выносит на помойку ежегодно более 60 кг еды,
т.е. больше, чем он сам весит. Как правило, больше всех выбрасывают те
люди, которые живут одни (а таких домохозяйств в Британии уже около
трети).
Купленная еда должна поместиться в холодильнике
Не
последнюю роль в этом играют промо-акции по схеме "купи одну, получи
вторую бесплатно", которые провоцируют покупателей уносить с собой из
магазинов такие объемы еды, которые они просто не способны съесть до
срока истечения ее годности. В результате пища портится и отправляется
в мусорное ведро.
Британское министерство экологии призывает
более рационально распоряжаться продуктами, пишет газета Times. Оно
разработало госпрограмму по сокращению объема пищевых отходов и
поставило цель: начиная со следующего года домохозяйства должны
ежегодно экономить как минимум 370 млн фунтов в год (более $600 млн)
благодаря более разумному обращению с едой.
В рамках этой
кампании ритейлерам, возможно, запретят проводить промо-акции со
скоропортящимися продуктами, когда покупателям предлагают купить тот
или иной товар в большем количестве и с большими скидками. Поэтому
менеджерам супермаркетов в Британии, судя по всему, скоро придется
придумывать новые способы побыстрее сбывать такие продукты с полок. И
ритейлеры должны, пусть и вопреки своей воле, способствовать новой
политике, а в случае "непослушания" им обещают судебное преследование.
Впрочем,
отраслевая организация British Retail Consortium, объединяющая
британские розничные сети, заявила, что будет противиться попыткам
запретить промо-акции. "У ритейлеров должно остаться право самим решать
подобные вопросы", - заявил представитель организации. Что касается
излишков еды, которые люди покупают из-за таких акций, то "ими можно
делиться с родными и друзьями", считает он.
Выкидывать меньше
Кроме
того, власти будут поощрять ритейлеров вести "просветительскую" работу
с покупателями: давать советы о том, как сократить объемы отходов. К
примеру, вешать ярлычки с соответствующей информацией на те продукты,
которые можно долго хранить в замороженном виде, или раздавать рецепты
блюд, которые можно сделать из перезревших фруктов и овощей.
В
свою очередь Агентство по стандартизации продуктов питания готовит
новые рекомендации по более ясной маркировке сроков хранения продуктов.
Исследование выявило, что миллионы людей не видят разницы между
понятиями "sell-by" ("продать до") и "use-by" ("годен до"), а кроме
того, не знают, что продукты годны к употреблению и после истечения
даты "best-before" ("рекомендуется употребить до").
С подачи
правительства в Британии в этом году будет на ряде продуктов появится
ярлычок Healthier Food Mark (своего рода знак "Здоровый продукт") - им
будет отмечаться любой продукт, который отвечает стандартам пользы и
может долго храниться. Продукты с таким знаком будут выпускаться по
всей стране с 2012 г., их в обязательном порядке будут закупать
больницы и тюрьмы.
В России не до того
В
России большинство пищевых отходов тоже попадает на свалку именно из
квартир, а не из производственных предприятий и магазинов, сказал RB.ru
представитель Центра управления отходами производства и потребления
(занимается утилизацией и вывозом отходов). Но поскольку в стране до
сих пор не введена система сортировки мусора и пищевые отходы
выбрасываются вместе с другими твердыми бытовыми отходами, то и
подсчитать объем ущерба от утилизации продуктов, выброшенных из-за
истечения срока годности, пока не представляется возможным, сказал
эксперт.
Система утилизации пищевых отходов тоже развита очень
плохо: компании по переработке мусора могут принимать отсортированные
пищевые отходы лишь у предприятий, после чего продают их
животноводческим фермам на откорм скота. Но учитывая, что в Москве
образуется очень много отходов, а уровень развития животноводчесокой
отрасли в Подмосковье очень низок, скармливать эти "лишние" продукты
почти некому, говорит специалист.
|