Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
На поверку, так называемое цивилизованное общество Запада, стремящееся
во что бы то ни стало насадить свою "цивилизованность" всему миру, -
оказалось банальным обществом потребления. Как реакция на эту черту
Запада в 90-е годы в бывшем СССР возникла поговорка "нашествие
одноклеточных".
Человек, живущий в стране, сохранившей свою
традиционную культуру, оказавшись на Западе - увидит дикарей (не
наоборот), которые одержимо расточают свою жизнь и природные ресурсы на
участие в гонке потребления. Более того, он увидит, что эти дикари
считают свой примитивный образ жизни вершиной развития человечества.
В нашей стране тех, кто считает эту дикость примером для подражания, называют
либералами. Именно они сегодня по-прежнему определяют стратегический
курс страны.
Сложившуюся ситуацию комментирует публицист Сергей Кара-Мурза:
"Все
мы так или иначе думаем над главными угрозами, с которыми наша страна
столкнулась в данный момент. На мой взгляд, одна из важнейших -
внедрение в массовое сознание неудовлетворенных потребностей.
Реформаторы
взяли за свой маяк Запад и мыслят в понятиях западных теорий. Эти
теории рассматривают незападные культуры, свободные от психоза
потребительства, либо как отсталые, либо как тупиковые. Известно, что в СССР сложилась культура непритязательности. Все мы любили комфорт и
хорошие вещи, но не делали из них культа. Люди ценили достаток и
считали глупым рвать себе жилы ради избытка. Но уже в годы перестройки
мы стали объектом небывало мощной и форсированной программы по слому
старой, созданию и внедрению в общественное сознание новой системы
потребностей. Вспомним азы этой проблемы.
Потребности являются
явлением социальным, а не индивидуальным, они обусловлены культурно, а
не биологически. Точнее сказать, биологические потребности составляют в
общем их спектре очень малую часть и даже "подавляются" культурой -
большинство людей скорее погибает от голода, но не становится людоедами.
Капитализм
нуждается в непрерывном расширении потребностей и в том, чтобы жажда
потребления становилась все более жгучей, нестерпимой... Сдвиг в
мировоззрении нашей интеллигенции к западному либерализму породил
вражду к непритязательности потребностей советского человека, ибо она
была иммунитетом против соблазнов капитализма.
Но вместо того,
чтобы разобраться в своих духовных импульсах, оценить их разрушительный
потенциал для культуры того общества, в котором наша интеллигенция
жила, наш образованный слой перековал эти импульсы в фанатическую
ненависть к "совку". Из неё и выросла программа по слому присущей
советскому обществу структуры потребностей.
В любом обществе
круг потребностей расширяется и усложняется. Это создает противоречия,
разрешение которых требует развития и хозяйства, и культуры. Важнейшей
силой, уравновешивающей этот процесс, является разум людей, их
реалистическое сознание и чувство меры, а также исторический опыт,
отложившийся в традиции.
...Начиная с середины ХХ века
потребности стали интенсивно экспортироваться Западом в незападные
страны через механизмы культуры. Разные страны по-разному закрывались
от этого экспорта, сохраняя баланс между структурой потребностей и теми
средствами для их удовлетворения, которыми они располагали. Сильнейшим
барьером, защищавшим местную ("реалистичную") систему потребностей,
были рамки культуры.
При ослаблении этих защит происходит, по
выражению Маркса, "ускользание национальной почвы" из-под производства
потребностей, и они начинают полностью формироваться в центрах мирового
капитализма. По замечанию Маркса, такие общества, утратившие свой
культурный железный занавес, можно "сравнить с идолопоклонником,
чахнущим от болезней христианства" - западных источников дохода нет,
западного образа жизни создать невозможно, а потребности западные.
Ведь
именно поэтому так по-разному сложилась историческая судьба незападных
обществ. В культуре Китая, Юго-Восточной Азии, Индии и арабских стран
были механизмы, защитившие их от импорта сфабрикованных на Западе
потребностей, а в Океании, Африке, Латинской Америке - нет. И поэтому
Азия нашла свой путь индустриализации и развития - и уже обгоняет
Запад, - а Африка и половина латиноамериканского общества хиреют.
Так
осуществляется большая программа по превращению и нас в чахнущих
идолопоклонников. Процесс внедрения "невозможных" потребностей протекал
в СССР начиная с 60-х годов, когда ослабевали указанные выше культурные
защиты против внешнего идеологического воздействия. Эти защиты были
обрушены обвально в годы перестройки под ударами всей государственной
идеологической машины. При этом новая система потребностей была
воспринята населением не на подъеме хозяйства, а при резком сокращении
местной ресурсной базы для их удовлетворения. Это породило массовое
шизофреническое сознание и быстрый регресс хозяйства - с одновременным
культурным кризисом и распадом системы солидарных связей. Монолит
народа рассыпался на кучу песка, зыбучий конгломерат мельчайших
человеческих образований - семей, кланов, шаек".