За последние две недели мир испытал два серьезных потрясения: первое -
Михаэль Шумахер возвращается в Формулу-1. Второе - Михаэль Шумахер не
возвращается, он болеет...
Первое вызвало бурю эмоций и
публикаций. Казалось, весь мир сошел с ума. Новостные, спортивные и
автомобильные издания состязались в красноречии, расточая восторги по
поводу возвращения Великого Немца. В этом им активно помогали дающие
интервью знаменитости всех мастей. Ажиотаж охватил даже многих из тех,
кто ранее никогда не увлекался Формулой-1. Еще бы, ведь возвращается
«Бог гонок» - именно таким титулом наградило Михаэля немецкое издание
Bild.
Но вот проходит 12 дней, и Шумахер делает заявление о том,
что он «сделал все возможное, но не смог преодолеть болей в шее»,
которую он повредил упав с мотоцикла в начале прошлого года. Что он
«очень глубоко сожалеет», но все, что он может - это «болеть за
Ferrari».
Возвращение Шумахера-гонщика не принесло бы ему ничего
из того, что он уже имеет. Шумахера-бизнесмена, видимо, так же ничто не
смогло заинтересовать. То есть, с какой стороны ни смотри, мотивация
отсутствует. А преданность Ferrari, о которой так часто говорил
Михаэль, видимо, оказалась не столь сильна, чтобы преодолеть «боли в
шее».
Имеет ли право кто-то его за это осудить? Нет, конечно.
Это его жизнь, его здоровье и его решение. Михаэлю Шумахеру уже давно
не нужно никому ничего доказывать: он это уже сделал, став 7-кратным
чемпионом Формулы-1. И конечно, Михаэль никому ничего не должен. Ни
рассчитывающей на него команде, ни находящимся в полнейшем экстазе
болельщикам. В наше время понятие долга определяется сугубо условиями
контракта. В нынешнем контракте Михаэля нет ни слова о том, что он
должен выступать.
Но, заглянув в историю Формулы-1, можно
обнаружить ряд интересных фактов о том, что так было далеко не всегда.
Что не так давно в ходу были такие понятия, как приверженность к
спорту, гонкам, команде, болельщикам...
Грэм Хилл
Двукратный чемпион мира 1962 и 1968 годов
1969
год - механик в боксе забывает затянуть гайку на колесе, которое
отваливается в процессе гонки, и болид теряет управление. Тяжелые
переломы ребер и ног, сотрясение мозга, множественные ушибы. Спустя 5
месяцев Хилл возвращается в чемпионат. В это время Грэму шел уже пятый
десяток. И, несмотря на возраст и серьезность травм, Хилл еще три года
участвует в гонках. Правда, повреждения дают о себе знать - серьезных
успехов в эти годы добиться уже не удавалось.
Ники Лауда
Трехкратный чемпион мира 1975, 1977 и 1984 годов
1976
год - с двумя сломанными ребрами Лауда садится в болид и выигрывает
гран-при Великобритании. В следующей гонке на Нюрбургринге его болид
вылетает с трассы и загорается. Тяжелые ожоги легких и головы - верхних
век и одного уха практически нет, Лауда впадает в кому и его состояние
кажется безнадежным. Уже через 6 месяцев Лауда за рулем своего любимого
Ferrari возвращается га трассу. И в следующем, 1977 году, снова
становится чемпионом мира. Лауда отказывается от косметических операций
по устранению шрамов от ожога, потому что это на какое-то время вывело
бы его из строя.
Найджел Мэнселл
Чемпион мира 1992 года
1977
год - авария приводит к травме позвоночника. Больничная койка, прогнозы
врачей о том, что он может остаться парализованным, побег из больницы.
Месяц спустя Мэнселл снова садится за руль болида.
1979 год - авария, болид переворачивается, сломан один позвонок. Больница, недолгое лечение, Мэнселл возвращается на трассу.
1980 год - заправщик переливает топливо через край, химический ожог спины, Мэнселл продолжает гонку.
1992
год - тяжелая травма ноги, Мэнселл с трудом передвигается, но
отказывается от операции, так как именно в этом году он получает шанс
стать Чемпионом мира и Мэнселл его не упускает.
Нино Фарина
Чемпион мира 1950 года
Перечислять
травмы первого в истории чемпиона Формулы-1 нет смысла - проще
перечислить сезоны, в которые с ним ничего не стряслось. Выходец из
весьма обеспеченной семьи не отличался мастерством, но компенсировал
это непоклебимой верой в себя и храбростью, граничащей с безумием. Нино
Фарина неоднократно разбивался и горел, был постоянным посетителем
больничных коек. Травмы довели его до того, что он был вынужден
постоянно принимать морфий, но заставить его отказаться от гонок они не
смогли.
Айртон Сенна
Трехкратный чемпион мира 1988, 1990 и 1991 годов
Сенна
был счастливчиком - травмы обходили его стороной, несмотря на все
аварии, в которых он побывал. Он выходил на трассу, понимая, что любая
гонка может стать последней - в те времена Формула-1 была куда более
опасным видом спорта, чем сейчас.
"Я думаю, вы можете
представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить
тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой
ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, приходит
мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся
гонки, как их бросить... Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня.
Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (Интервью Айртона Сенны 1993 г.)
"Предстоит
сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего
не произойдет, мы будем счастливы" (Интервью Айртона Сенны 1993 г.)
Счастья 1994 год никому в Формуле-1 не принес. Везение закончилось - Сенна трагически погиб.
Так
что же случилось за последние 15 лет? Что привело к вырождению титанов
прошлого века, которых только смерть могла не пустить за руль болида?
Они стали не нужны нашему времени? А нужны нынче дельцы, не гнушающиеся
никакими способами собственного пиара?