Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Сталину удалось воссоединить разорванное общество. А что можно сделать сегодня?
В
РФ фактически нет общества. Оно давно разбито на подчас смертельно
враждебные друг другу группировки. Лоскутное одеяло – и только. Чтобы
двигаться вперед и развивать страну, необходимо воссоздать общество. С
такой задачей удалось справиться Сталину, сумевшему буквально сшить
разодранный «хиросимой 1917-го» социум. Но что делать сегодня?
СТАЛИНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ В
начале 1930-х русский социум представлял из себя нечто расколотое на
разные «поднароды». Красные и белые (на уровне сознания), люди
социалистического сознания разных толков, крестьянство, оппонирующее
городу, идеям коллективизации и индустриализации, верующие и атеисты,
образованные и неграмотные, националисты и интернационалисты – линий
разломов в обществе хватало. Однако власть предприняла титанические усилия для пересборки социума и достижения максимальной степени его сплоченности. Что было сделано тогда?
Первое. Была поставлена Общая цель – строительство передового общества, «рая на земле», самого справедливого в мире строя.
Второе. На основании этого было создано Общее дело.
Третье. Был сформирован образ врага, сплачивающего нацию: агрессивных самураев, польских панов, Антанты, а затем и Германии.
Четвертое.
Власть создала каноническую версию истории, где СССР выступил
продолжателем всего самого хорошего и здорового, что было в царской
России. Прекращена уничтожительная критика всего дореволюционного.
Пятое.
Сталин смог задействовать здоровый национализм – с помощью и новой
версии истории, и кампании по борьбе с космополитизмом (демонстрация
приоритета русских изобретателей и мыслителей). Здесь же – и
налаживание отношений с религией.
Шестое. Сталинское время –
время бурного создания «общего языка» общества, системы понятных всем с
полунамека образов, общих ассоциаций. К этому мы отнесем как
создание Пантеона реальных героев (челюскинцы, герои покорения
стратосферы и ее мученики, сталинские соколы-герои СССР, стахановцы,
герои войны, гении-ученые, титаны новой промышленности, исторические
персонажи вроде Нахимова, Ушакова и Суворова), так и сонма вымышленных
героев-примеров для подражания (кино, литература, живопись). Задавались
общие модели поведения, общие моральные и культурные «лекала». Даже
создание учебника для уроков чтения в 1-3 классах средней школы стало
государственным делом: здесь был набран корпус «священных текстов»,
позволявших людям из разных концов страны понимать друг друга с
полуслова – ибо в сознании порождались общие образы. Эта работа
продолжалась и после Сталина.
(Пример
работы таких текстов и образов: выражение «За держву обидно» - сразу же
вызывало в мозгу образ честного и смелого таможенника Верещагина из
«Белого солнца пустыни». «Вор должен сидеть в тюрьме!» - образ
следователя Жеглова. Одни и те эе слова вызывали в памяти Чапаева,
Александра Невского, Александра Матросова, Тимура и его команды и т.д.)
Сюда
же отнесем и мощную школу советской мультипликации, заменявшую собой
Уолта Диснея. Мультфильмы (анимация) стала сильнейшим оружием
культурного сплочения. Начало этому процессу положено с конца 1940-х
годов – он прервался только в 1991-м. СССР стал пионером фильмов, где
живой актер совмещается с мультипликационными персонажами – «Новый
Гулливер», 1932 год. Продолжение сей линии – такие детские
мультипликационно-журнальные персонажи-«футурамы», как робот
Самоделкин, как изобретатели Шпунтик и Винтик, как Мурзилка 1950-х
(чубатый репортер), как Знайка, как Любознайкин и Бип-Бип.
Седьмое
(отметим сей пункт особо) – был порожден яркий и привлекательный образ
будущего: желательного и достижимого. Здесь – создание ВДНХ (сияющий
град на холме) и производство захватывающих дух фильмов («Космический
рейс», мультфильм «Путешествие на Луну», лента «Если завтра – война»,
«Кубанские казаки»). При производстве фильма «Генеральная линия»,
пропагандирующей коллективизацию и механизацию села, были использованы
футуристические конструкции коровников, созданные учеником Ле Корбюзье.
Здесь же – создание футуристическо-технократического журнала
«Техника-молодежи», воспитавшего миллионы приверженцев ускоренного и
опережающего развития. Здесь же – и создание советской фантастики,
книжной и кинематографической. Начиная с «Аэлиты» и «Гиперболоида
инженера Гарина».Так был «сшит» расколотый в начале ХХ века социум.
Но
есть один важный нюанс: вся эта работа с общественным сознанием
подкреплялась реальными успехами страны в социально-экономическом
строительстве, в развитии. В противном случае все это встречалось бы со
смехом и издевательством.
ЧТО ДЕЛАТЬ В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ?
Повторить
советский опыт «один к одному» мы не в силах. Слишком разные условия.
Да и вся практика РФ пока не дает ни реальных успехов в развитии
страны, ни реальных героев. Нет ни Общей цели, ни Общего дела. Голливуд
господствует, отечественный кинематограф носит в основном
халтурно-постмодернистский (стебный) характер, производя в общей массе
ленты-однодневки.
Самая же
большая загвоздка состоит в том, что у власти в РФ стоит
гламурно-уголовная, расслабленная, сверхпотребительская «элита». Это
блесятще показали в своих работах такие авторы, как С.Белковский и
С.Кургинян. Если советские верхи 1930-х действительно хотели строить
мощную технократическую, развитую страну, то эти хотят лишь потреблять,
кучкуясь вокруг «сырьевой трубы». А без реальных свершений, без
настоящих успехов в развитии страны выйдет голый «пиар», причем
примитивный и смешной. Создание убогой видимости, когда, по меткому
выражению ныне покойного философа Александра Зиновьева, падение в
пропасть выдается за взлет к невиданным высотам.
Да
и «пиар» получается ярким, только если опирается на реальные победы и
достижения страны. Чтобы гражданин, узнавая о том, как экипаж Чкалова,
первым в мире перелетев в США через полюс, представлял себе завтрашние
звездолеты. Картины лагеря Папанина на льдине вызывали ассоциации с
будущими русскими станциями на Луне и Марсе. Кадры ползущего по ночному
светилу «Лунохода-1» как бы говорили: завтра русские планетоходы
покатятся и по марсианским равнинам. А сейчас что мы видим? Бесконечное
повторение старых советских достижений: то ныряние на полюсе в
советских батискафах 1986 года постройки, то высадки на тот же полюс с
парашютом, как в 1984-м. Реально новой техники нет, страна пока лишь
откатывается назад в научно-промышленном и технологическом плане. Самое
же обидное заключается в том, что меняться правящая «элита» не желает,
продолжая топить РФ в болоте сырьевой отсталости. Полностью согласен с
Сергеем Кургиняном: она уже готовится к демонтажу Российской Федерации.
Никакой «персброки» социума здесь ожидать не приходится. Наоборот, мы
наблюдаем натиск неогорбачевщины и пораженских настроений в верхах.
ЛУЧ ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДЫ
Что
же делать? Рискуя показаться утопистом и мечтателем, скажу: надежда –
только на людей в регионах. На практиков-производствеников и местные
власти. Они-то видят, куда ведет «антикризисная политика» нынешнего
Кремля. Если такие люди смогут сделать что-то похожее на то, что
сделали Минин и Пожарский в 1612 году, то страна сможет выжить.
Необходимо уже сейчас создавать непартийную, неполитическую структуру,
объединяющую регионалов – руководителей отраслей и территорий. Такое
Народное ополчение-2 должно уже сейчас выдвинуть схемы альтернативного
экономического курса, новой платежной системы, реформы банковского
сектора и т.д. Так, чтобы в горький час, когда РФ окажется на грани
хаоса и развала, либо предложить это Кремлю, либо (коль он окажется
безнадежен) самим стать центром новой государственности. Спасителем от
анархии и дезинтеграции.
Если
такое произойдет, то, спасши страну от второго 1991 года, такая власть
сможет и заново «сшить» разорванное общество. За новыми образами и
социальными технологиями дело не станет. Вы даже представить не можете,
что на сей счет придумали русские творцы и мечтатели, создатели
«образов будущего».
Первичным же остается крайне актуальное дело: спасение страны. От новой горбачевщины.