В январе этого года Президент страны подписал закон «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственной поддержке инновационной деятельности». Согласно новому закону, инновационная деятельность должна была стать одним из приоритетов социально-экономической политики правительства.
Новый механизм государственной поддержки инновационных проектов позволяет вузам, технопаркам и предпринимателям больше использовать новации последних лет, предлагаемые учёными. Предусмотрен даже грант на приобретение технологий. Стимулирование инновационной деятельность, по замыслу разработчиков нового закона, должно было обеспечить прорыв в отраслях экономики, который бы и позволил нашей стране выйти в число 50-ти цивилизованных стран мира. Однако прошло полгода и о достижениях республики в сфере инновационной деятельности практически ничего не слышно.
Между тем, нельзя сказать, что в этом отношении в стране ничего не делается. Пару месяцев назад проведённая в Алматы выставка «Наука и инновации» показала, что в запасниках казахстанских учёных есть немало разработок, которые с успехом можно применить в производстве. Более 120 работ, как нельзя, лучше доказывали, что в области инноваций Казахстан может показать пример и другим странам. При посещении выставки Глава государства особо подчеркнул, что сегодня нужно переходить на совершенно новый уклад - инновационный, что даст «осязаемый рост производительности труда, а это в свою очередь поднимет благосостояние нашего народа».
Инновационная система, о создании которой говорят в верхах, включает в себя науку, инновационную инфраструктуру, комплекс по финансированию инноваций и компании, занимающиеся внедрением инноваций в производство. Однако население страны ничего не знает о том, как идёт создание этой инновационной системы, какие инструменты используются для её построения. В конце концов, хотелось бы знать о том, что конкретно сделано в этом направлении.
Инновации - спасение для отечественной экономики, которая по-прежнему базируется в основном на добыче сырья. Кстати, казахстанская оппозиция часто говорит о необходимости пересмотреть действующие контракты на разработку наших месторождений и при этом не затрагивает вопрос, а как будет решаться вопрос освоения этих месторождений в случае перехода их в руки отечественных инвесторов. Впрочем, и иностранные компании, которые сегодня получают прибыль, вывозя казахстанские минералы за рубеж, также не затрудняют себя поиском новых способов добычи полезных ископаемых. Да и правительство страны не торопится сообщить обществу, что сегодня предпринимается для того, чтобы сократить наше отставание от ведущих стран мира. Можно ли войти в число 50 стран мира, если технологии не развиты? Увы, на этот вопрос отвечать никто не торопится. Правительство сегодня находится в роли догоняющего, успевая реагировать лишь на сиюминутно возникающие вызовы. Стратегического планирования, о котором также много говорят в верхах, мы не видим. Да и вряд ли нынешний состав правительства способен решать крупномасштабные задачи. В то же время, если сегодня решительно не взяться за их решение, то можно отстать во всём. Глобальный финансовый кризис лишь обнажил проблемы, которые стоят перед нами. Нельзя мечтать о вхождении в число цивилизованных стран мира, не прилагая к этому никаких усилий. Инновационный путь развития - то самое, что может помочь нам выполнить ту амбициозную задачу, которую поставил перед страной Нурсултан Назарбаев. Но очевидно и другое: для решения данного вопроса требуются иные кадры, не отягощенные грузом прошлых лет, не замешанные ни в каких скандалах, устремлённые в будущее. Новые люди, которые должны прийти в правительство, просто обязаны хорошо понимать: только инновации и четкий механизм по их внедрению сделают нас страной 21-го века.
Что нужно для этого? Во-первых, кадры, то есть требуется создание современной системы подготовки кадров, готовых на равных конкурировать с мировым научным обществом. Во-вторых, законодательная база, отвечающая реалиям дня. Такая база позволила бы в условиях рынка частным предприятиям участвовать в исследованиях и предлагать свои проекты по модернизации производств. Иными словами, необходимо создать поле, пространство для действий, в котором каждый мог бы проявить себя. Стоит вспомнить, что инновации - продукт, продавая который, государство может заработать большие деньги. Следовательно, учёные, исследователи и компании должны видеть и понимать, что государство напрямую заинтересовано в появлении инновационных разработок. К слову, далеко за примерами ходить не приходится. Рядом с нами находится Китай, который во многом за счёт того, что внедряет инновации, выходит на первое место в мире по социально-экономическому развитию. При этом китайцы не стесняются закупать чужие технологии. Развивая их, они и добиваются таких впечатляющих результатов. Казахстану же с его уникальной природной кладовой сам Бог велел заниматься инновациями. Нам не хватает лишь политической воли, государственной поддержки тех энтузиастов, которые у нас имеются. Необходимо также устранить бюрократические препоны на пути инновационных проектов. Было бы просто здорово, если бы время от времени правительство устраивало смотр инновационным проектам. И желательно, чтобы общество могло проследить затем всю цепочку: от рассмотрения проекта до его внедрения и получения конечного продукта. Вот тогда мы, наверное, и сможет встать в число 50 цивилизованных стран мира. Ведь сегодня можно смело перефразировать известную фразу: «Кто владеет технологиями, тот владеет миром».