Балуан Шолак легко удерживал на плечах бревно с двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести весом в 51 пуд (816 кг) и, конечно же, отлично боролся, оправдывая свое прозвище Балуан - борец.
Именем легендарного певца и батыра назван в Алматы Дворец спорта, построенный в 1967 году. Его введение в строй было приурочено к юбилейной дате – 50-летию Советской власти. Так его и назвали – Дворец спорта имени 50-летия Октября. Новый дворец вмещал 6 тысяч зрителей и был оснащен самой передовой техникой: установками для создания и поддержания искусственного льда, отличной световой и акустической аппаратурой. Шли годы, время поменяло флаги и гимны, Казахстан стал независимым государством, а спортивный дворец обрел новое имя. Теперь это Дворец спорта имени Балуана Шолака.
Уж не знаю, по какому принципу дают названия алматинским улицам, но ледовый Дворец спорта переименован исключительно удачно. Дело в том, что любой крупный спортивный комплекс является всегда и эстрадной площадкой, это находит отражение и в названии – обычно к слову «спортивный» добавляют еще и «культурный». Вот и получается – Дворец культуры и спорта одновременно. А среди замечательных личностей именно Балуан Шолак гениально сочетал в своей натуре два начала – богатырскую мощь и поэтический дар.
Балуан Шолак легко удерживал на плечах бревно с двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести в весом в 51 пуд (816 кг) и, конечно же, отлично боролся, оправдывая свое прозвище Балуан – борец. Уже в 14 лет будущий силач одолевал 20-летних юношей. На соревнованиях в Омске по случаю приезда наследника царя Балуан Шолак кладет на лопатки известного борца Севра. В 49 лет наш герой на Кояндинской ярмарке принимает вызов известного силача Карона и во время поединка ломает ему ребро... Говорят, что сам Хаджи Мукан хотел помериться силой с Балуаном Шолаком, но, познакомившись с ним поближе, отказался от этой затеи.
Еще большую славу принесли богатырю его песни. Прожив всего 55 лет, он оставил после себя десятки песен: «Галия», «Сентябрь», «Талды-Куль», «Сарын» и другие. И это притом, что творчество акына еще недостаточно изучено.
В 11 декабря 1864 году в семье Баймурзы из рода Самбет родился сын. Малыша назвали Нурмагамбетом. Так случилось, что в детстве ребенок повредил руку, изуродовав пальцы. С тех пор и называли его Шолаком – беспалым. Детство и юность Шолака прошли в Кокчетаве, где его отец зарабатывал на жизнь, изготавливая деревянные поделки. Отец работал не покладая рук, и семья ни в чем не нуждалась. Юный Шолак уже тогда отличался дерзким нравом, ни в чем не уступал старшим мальчишкам, самозабвенно дрался и боролся, был заводилой во всем. Обладая незаурядной силой и ловкостью, он не имел себе равных в любых соревнованиях. Уже в молодые годы Шолак прославился как непобедимый борец и удостоился почетного звания Балуана. Никому не уступал Балуан Шолак и в джигитовке, демонстрируя настоящие цирковые трюки: на всем скаку стоял на лошади, кружился в седле, мог на ходу без поводьев опуститься на брюхо коню... Но главным увлечением джигита было пение, игра на домбре. Он поет песни Биржана и Ахана-Сере, да так, что об этом рассказывают по всей степи.
Но беззаботные годы кончаются, умирают родители, и Шолак женится на девушке по имени Гайникей. Недолго длится спокойная семейная жизнь. Буйная натура певца рвется на степной простор, и он покидает родной аул. Начинается новая жизнь, где будут победы и испытания, «и снег, и град, и черный ливень», как поется в одной из его песен.
Балуан Шолак разъезжает по аулам, собирает вокруг себя одаренную молодежь, даже организует «ансамбль». Впервые степняки слышат знакомые песни в хоровом исполнении, удивляются слаженной игре на нескольких домбрах. В двадцать шесть лет у Шолака уже была настоящая труппа, куда входили домбристы, певцы, сказители, наездники и борцы. Сам Шолак исполнял песни и демонстрировал свою колоссальную силу – ломал подковы, боролся с несколькими джигитами сразу, поднимал невероятные тяжести. Авторитет его стремительно рос, многие богачи хотели заручиться его поддержкой. Особенно в дни выборов волостных. К чести батыра, он никогда не был ангажирован властью, был независим и мог позволить себе сказать правду в глаза любому.
Правда, его строптивый, буйный характер часто доводил до беды. Горячность, необузданность, бешеная энергия использовались некоторыми «степными политиками» в своих целях. По их наущению батыр не раз участвовал в масштабных драках и погромах на ярмарках для устрашения чужаков – татаров, узбеков, уйгуров... Дальше – больше, аульные и волостные правители умело направляли буйную силушку Шолака в нужное для себя русло. Особенно не нравились баям поселения русских и украинцев в казахской степи. Вот где могла бы проявится лихость батыра. Шолак нападал на «чужие» поселения, угонял скот, продавал его на базаре и затем пел о своих подвигах в песнях. Наивный герой полагал, что если чаще угонять скот поселенцев и все время держать их в страхе, они оставят обжитые места и уедут. Но ничего не менялось, Шолак раз за разом оказывался в тюрьме, а его «идеологи» процветали, принимая награды от русского царя. В очередной «отсидке» приходит прозрение, отныне Шолак оставляет в покое русских крестьян и даже влюбляется в русскую девушку.
С женщинами у Балуана Шолака были особые отношения: он всегда увлекался красавицами и, как и подобает поэту, был влюбчив. Яркая внешность, удаль, невероятная мощь, сильный голос сделали акына самым желанным мужчиной в степи. Но лишь одна женщина оставила в его жизни неизгладимый след.
Звали ее Галия. И была она дочкой зажиточного аргынского купца Тлеу. Высокая светлолицая красавица еще ребенком была просватана за состоятельного, но нелюбимого Биржана. За него она вышла замуж. И тогда-то ее встретил Балуан Шолак... Влюбленные встречались тайно. До тех пор, пока об этом не узнал обманутый муж. Жестоко избитая, в одной рубашке Галия возвращается в родительский дом. Балуан Шолак готов был жениться на своей любимой. Но оскорбленный муж через суд биев потребовал возврата калыма. Не веря судьям, батыр отправился в Кокчетав, чтобы собрать нужное количество скота. В Кокчетаве его обвинили в краже скота, и он оказался в тюрьме, тогда как Галия выиграла судебное дело. Теперь она была свободна, но о ее любимом ничего не известно. Степные слухи доносят до нее разное: Балуан Шолак бежал, он многоженец, а теперь и каторжник, угнанный в Сибирь навсегда...
Галия в отчаянии, по велению отца вновь выходит замуж. Теперь она – вторая жена известного в городе человека. А друзья Балуана договорились о переводе его в тюрьму города, где жила Галия. Акын сам не свой в ожидании встречи с любимой... Тогда-то и родилась самая известная песня Балуана Шолака – «Галия». Вот как охарактеризовал ее композитор Ахмет Жубанов: «“Галия” – шедевр казахского песенного творчества. Песня пронизана большим искренним чувством, неподдельной страстностью любящего сердца. Редко кто не знает этой песни. Однако не всякому певцу она под силу. Особенно хороша «Галия» в исполнении Жусубека Елебекова. Кажется, сам Шолак остался бы доволен таким исполнением».
Но Шолак и Галия так и не обрели семейного счастья. А Балуан Шолак до конца жизни оставался любимцем земляков. Он боролся с несправедливостью, и каждый его благородный поступок вызывал восхищение в народе. В канун Октябрьской революции батыр помогал скрываться большевикам в аулах, снабжал их конями, всячески помогал им. До конца жизни Балуан Шолак никого не боялся и всегда помогал слабым и обездоленным. Его песни и сегодня часто звучат в концертах, на радио. О Балуане Шолаке, певце, композиторе, прославленном борце, Сабит Муканов написал повесть, а теперь его именем назван Дворец спорта в Алматы.