Знаменитый кинорежиссер Квентин Тарантино назвал в интервью ресурсу Sky
Movies 20 лучших фильмов, вышедших с 1992 года, то есть с того момента,
как сам он стал одним из самых известных представителей современной
киноиндустрии.
По его мнению, места в этом своеобразном рейтинге распределились следующим образом:
1. "Королевская битва" - режиссер Киндзи Фукасаку (Япония)
2. "Кое-что еще" - режиссер Вуди Аллен (США)
3. "Кинопроба" - режиссер Такаши Миике (Япония)
4. "Лезвие" - режиссер Тсой Харкс (Гонконг)
5. "Ночи в стиле буги" - режиссер Пол Томас Андерсон ( США)
6. "Под кайфом и в смятении" - режиссер Ричард Линклейтер (США)
7. "Догвилль" - режиссер Ларс фон Триер (Дания, Германия, США)
8. "Бойцовский клуб" - режиссер Дэвид Финчер (США)
9. "Пятница" - режиссер Ф. Грей Грей (США)
10. "Хозяин" - режиссер Джун-Хо Бон (Южная Корея)
11. "Свой человек" - режиссер Майкл Манн ( США)
12. "Объединенная зона безопасности" - режиссер Пак Чхан-ук (Южная Корея)
13. "Трудности перевода" - режиссер София Коппола (США, Япония)
14. "Матрица" - режиссеры братья Вачовски (США)
15. "Воспоминания об убийстве" - режиссер Джун-Хо Бон (Южная Корея)
16. "Полицейская история 3" - режиссер Стенли Тонг (Гонконг)
17. "Зомби по имени Шон" - режиссер Эдгар Райт (Франция, Великобритания)
18. "Скорость" - режиссер Ян де Бонт (США)
19. "Отряд "Америка": Всемирная полиция - режиссер Трей Паркер (Германия, США)
20. "Неуязвимый" - режиссер М. Найт Шьямалан (США)
Тарантино
особо подчеркнул, что ранее в этом списке второе место занимал фильм
"Матрица", однако, вторая и третья часть, по мнению режиссера,
"разрушили мифологию картины", поэтому оригинальный фильм занял в его
рейтинге лишь 14-ю строчку.
Напомним, что в 1992 году вышел
первый фильм Тарантино "Бешеные псы", принесший ему мировую
известность. Последним проектом режиссера стала картина "Бесславные
ублюдки", стартующая в прокате 20 августа 2009 года.Балуан Шолак легко удерживал на плечах бревно с
двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести
весом в 51 пуд (816 кг) и, конечно же, отлично боролся, оправдывая свое
прозвище Балуан - борец.
Именем легендарного певца
и батыра назван в Алматы Дворец спорта, построенный в 1967 году. Его
введение в строй было приурочено к юбилейной дате – 50-летию Советской
власти. Так его и назвали – Дворец спорта имени 50-летия Октября. Новый
дворец вмещал 6 тысяч зрителей и был оснащен самой передовой техникой:
установками для создания и поддержания искусственного льда, отличной
световой и акустической аппаратурой. Шли годы, время поменяло флаги и
гимны, Казахстан стал независимым государством, а спортивный дворец
обрел новое имя. Теперь это Дворец спорта имени Балуана
Шолака.
Уж не знаю, по какому принципу дают названия
алматинским улицам, но ледовый Дворец спорта переименован исключительно
удачно. Дело в том, что любой крупный спортивный комплекс является
всегда и эстрадной площадкой, это находит отражение и в названии –
обычно к слову «спортивный» добавляют еще и «культурный». Вот и
получается – Дворец культуры и спорта одновременно. А среди
замечательных личностей именно Балуан Шолак гениально сочетал в своей
натуре два начала – богатырскую мощь и поэтический
дар.
Балуан Шолак легко удерживал на плечах бревно с
двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести в весом в 51
пуд (816 кг) и, конечно же, отлично боролся, оправдывая свое прозвище
Балуан – борец. Уже в 14 лет будущий силач одолевал 20-летних юношей.
На соревнованиях в Омске по случаю приезда наследника царя Балуан Шолак
кладет на лопатки известного борца Севра. В 49 лет наш герой на
Кояндинской ярмарке принимает вызов известного силача Карона и во время
поединка ломает ему ребро... Говорят, что сам Хаджи Мукан хотел
помериться силой с Балуаном Шолаком, но, познакомившись с ним поближе,
отказался от этой затеи.
Еще большую славу принесли
богатырю его песни. Прожив всего 55 лет, он оставил после себя десятки
песен: «Галия», «Сентябрь», «Талды-Куль», «Сарын» и другие. И это
притом, что творчество акына еще недостаточно изучено.
В 11 декабря 1864 году в семье Баймурзы из рода
Самбет родился сын. Малыша назвали Нурмагамбетом. Так случилось, что в
детстве ребенок повредил руку, изуродовав пальцы. С тех пор и называли
его Шолаком – беспалым. Детство и юность Шолака прошли в Кокчетаве, где
его отец зарабатывал на жизнь, изготавливая деревянные поделки. Отец
работал не покладая рук, и семья ни в чем не нуждалась. Юный Шолак уже
тогда отличался дерзким нравом, ни в чем не уступал старшим мальчишкам,
самозабвенно дрался и боролся, был заводилой во всем. Обладая
незаурядной силой и ловкостью, он не имел себе равных в любых
соревнованиях. Уже в молодые годы Шолак прославился как непобедимый
борец и удостоился почетного звания Балуана. Никому не уступал Балуан
Шолак и в джигитовке, демонстрируя настоящие цирковые трюки: на всем
скаку стоял на лошади, кружился в седле, мог на ходу без поводьев
опуститься на брюхо коню... Но главным увлечением джигита было пение,
игра на домбре. Он поет песни Биржана и Ахана-Сере, да так, что об этом
рассказывают по всей степи.
Но беззаботные годы кончаются,
умирают родители, и Шолак женится на девушке по имени Гайникей. Недолго
длится спокойная семейная жизнь. Буйная натура певца рвется на степной
простор, и он покидает родной аул. Начинается новая жизнь, где будут
победы и испытания, «и снег, и град, и черный ливень», как поется в
одной из его песен.
Балуан Шолак разъезжает по
аулам, собирает вокруг себя одаренную молодежь, даже организует
«ансамбль». Впервые степняки слышат знакомые песни в хоровом
исполнении, удивляются слаженной игре на нескольких домбрах. В двадцать
шесть лет у Шолака уже была настоящая труппа, куда входили домбристы,
певцы, сказители, наездники и борцы. Сам Шолак исполнял песни и
демонстрировал свою колоссальную силу – ломал подковы, боролся с
несколькими джигитами сразу, поднимал невероятные тяжести. Авторитет
его стремительно рос, многие богачи хотели заручиться его поддержкой.
Особенно в дни выборов волостных. К чести батыра, он никогда не был
ангажирован властью, был независим и мог позволить себе сказать правду
в глаза любому.
Правда, его строптивый, буйный
характер часто доводил до беды. Горячность, необузданность, бешеная
энергия использовались некоторыми «степными политиками» в своих целях.
По их наущению батыр не раз участвовал в масштабных драках и погромах
на ярмарках для устрашения чужаков – татаров, узбеков, уйгуров...
Дальше – больше, аульные и волостные правители умело направляли буйную
силушку Шолака в нужное для себя русло. Особенно не нравились баям
поселения русских и украинцев в казахской степи. Вот где могла бы
проявится лихость батыра. Шолак нападал на «чужие» поселения, угонял
скот, продавал его на базаре и затем пел о своих подвигах в песнях.
Наивный герой полагал, что если чаще угонять скот поселенцев и все
время держать их в страхе, они оставят обжитые места и уедут. Но ничего
не менялось, Шолак раз за разом оказывался в тюрьме, а его «идеологи»
процветали, принимая награды от русского царя. В очередной «отсидке»
приходит прозрение, отныне Шолак оставляет в покое русских крестьян и
даже влюбляется в русскую девушку.
С женщинами у
Балуана Шолака были особые отношения: он всегда увлекался красавицами
и, как и подобает поэту, был влюбчив. Яркая внешность, удаль,
невероятная мощь, сильный голос сделали акына самым желанным мужчиной в
степи. Но лишь одна женщина оставила в его жизни неизгладимый
след.
Звали ее Галия. И была она дочкой зажиточного
аргынского купца Тлеу. Высокая светлолицая красавица еще ребенком была
просватана за состоятельного, но нелюбимого Биржана. За него она вышла
замуж. И тогда-то ее встретил Балуан Шолак... Влюбленные встречались
тайно. До тех пор, пока об этом не узнал обманутый муж. Жестоко
избитая, в одной рубашке Галия возвращается в родительский дом. Балуан
Шолак готов был жениться на своей любимой. Но оскорбленный муж через
суд биев потребовал возврата калыма. Не веря судьям, батыр отправился в
Кокчетав, чтобы собрать нужное количество скота. В Кокчетаве его
обвинили в краже скота, и он оказался в тюрьме, тогда как Галия
выиграла судебное дело. Теперь она была свободна, но о ее любимом
ничего не известно. Степные слухи доносят до нее разное: Балуан Шолак
бежал, он многоженец, а теперь и каторжник, угнанный в Сибирь
навсегда...
Галия в отчаянии, по велению отца вновь
выходит замуж. Теперь она – вторая жена известного в городе человека. А
друзья Балуана договорились о переводе его в тюрьму города, где жила
Галия. Акын сам не свой в ожидании встречи с любимой... Тогда-то и
родилась самая известная песня Балуана Шолака – «Галия». Вот как
охарактеризовал ее композитор Ахмет Жубанов: «“Галия” – шедевр
казахского песенного творчества. Песня пронизана большим искренним
чувством, неподдельной страстностью любящего сердца. Редко кто не знает
этой песни. Однако не всякому певцу она под силу. Особенно хороша
«Галия» в исполнении Жусубека Елебекова. Кажется, сам Шолак остался бы
доволен таким исполнением».
Но Шолак и Галия так и
не обрели семейного счастья. А Балуан Шолак до конца жизни оставался
любимцем земляков. Он боролся с несправедливостью, и каждый его
благородный поступок вызывал восхищение в народе. В канун Октябрьской
революции батыр помогал скрываться большевикам в аулах, снабжал их
конями, всячески помогал им. До конца жизни Балуан Шолак никого не
боялся и всегда помогал слабым и обездоленным. Его песни и сегодня
часто звучат в концертах, на радио. О Балуане Шолаке, певце,
композиторе, прославленном борце, Сабит Муканов написал повесть, а
теперь его именем назван Дворец спорта в Алматы.