Религии удалось справиться с вызовом техники, найдя к ней верный подход
Израильские
раввины наняли самолет и пролетели над страной, читая молитвы и
каббалистические заклинания. Цель полета - спасти соотечественников от
свиного гриппа, который не на шутку разгулялся в Израиле. Мировые СМИ с
удовольствием сообщили эту новость читателям, забавная картинка сразу
попала в YouTube.
Самозабвенно молящиеся раввины в ермолках и
черных федорах (особенно хорош был один с трубкой интеркома в руке)
смотрелись выигрышно. Неожиданное сочетание древней традиции и
современной техники развлекло читателей и зрителей. Для летаргического
августа - самое то.
Между тем новость эта вовсе не нова. Впервые
Палестину облетели с молитвами еще во время Второй мировой, рассчитывая
таким образом предотвратить вторжение немецких войск. Самолет был
британский, а молился раввин Иегуда Фатаях, кстати, дедушка
организатора нынешнего молитвенного полета. Пару раз раввины прибегали
к помощи авиации и в 90-е годы, защищаясь от иракских ракет и
палестинских террористов.
Иудаизм вообще легко берет на
вооружение самые последние технические достижения. Молитвенные записки
давно уже подаются к Стене плача через Интернет, недавно к обычному
вебсайту добавился еще и новомодный Twitter.
Не отстают и
буддисты, которые вовсю «щебечут» в Интернете во главе с неутомимым
далай-ламой. То, что у них нет и не будет проблем с техникой, я понял,
глядя, как бойко крутятся молитвенные барабаны в центре Ниингма
неподалеку от кампуса Беркли. Еще бы: они приводились в движение
электричеством.
На протяжении прошлого столетия ученые и
богословы (первые с оптимизмом, вторые с печалью) рассуждали о том, что
современная цивилизация не оставит от религии камня на камне. Казалось,
что в этих рассуждениях была немалая доля правды. Действительно,
техника превращает нашу жизнь в лихорадочную гонку.
Когда ты
просыпаешься в одной стране, обедаешь в другой, а ложишься спать в
третьей, на ходу переваривая кучу всяческой информации из Интернета,
чехарда в голове не проходит даже во сне. Не остается времени для пауз,
которые для религиозного сознания - главное. Потому что именно они
позволяют задуматься о смысле происходящего. «Лишь на краткий миг
удается человеку избежать законов этого мира.
Мгновения
остановки, созерцания, чистой интуиции, умственной пустоты... Именно в
эти мгновения он способен к неземному», - писала Симона Вейль, у
которой мистический дар сочетался с острым восприятием современности.
Однако
век закончился, а религии выжили и даже находятся на подъеме.
Справиться со стремительным ритмом оказалось по силам величайшим
проповедникам нашего времени. Он не помешал им сохранить внутренний
покой, который подобно магниту притягивал и притягивает к ним людей.
Протоиерей Александр Шмеман окормлял паству на американских просторах
от Калифорнии до Нью-Йорка, читал и писал в самолетах и аэропортах,
оставаясь глубоким мыслителем и чутким пастырем. Далай-лама, который
сегодня встречается с американским президентом, завтра с немецким
канцлером, а послезавтра проповедует в горной Дхарамсале, пишет книгу
«Путь к спокойствию» и на собственном примере показывает, как его
обрести.
Если внимательно присмотреться к способам использования
техники различными религиями, можно заметить одну особенность. Они
прибегают к ней как к инструменту, который помогает справиться с
религиозной задачей, но не посягает на ее сущность. И главное -
сохраняют от техники свою независимость.
Раввины могли бы с
равным успехом объехать Израиль на телеге, благо территория небольшая,
но по сути это мало бы что изменило. Во всяком случае, силы бы
заклятиям не прибавило. А не будет под рукой самолета - объедут и на
телеге. Молитвенные буддийские барабаны на электроприводе в Беркли, как
и положено, умножают число заслуг. Но сломается движок - станут вращать
вручную.
Независимое отношение к технике нейтрализует ее
гибельный эффект на религиозную жизнь. Если инструмент помогает, им
можно воспользоваться, но цепляться за него как за панацею, увольте.
Примером
такого подхода и является деятельность далай-ламы. В книге «Путь к
спокойствию» есть такие слова: «Западные умы трудятся без устали, но
всегда стремятся к эффективности. И ставят себя этим на службу
результату. А потому, как все слуги, теряют независимость.
Именно
так всемирное вторжение техники ограничивает жизнь ума». Однако это
рассуждение наряду с другими цитатами из книги можно прочесть в
Twitter'е - новейшем техническом достижении. Не противоречит ли это
мысли автора? Вовсе нет, напротив: ее уточняет.
И делает
понятной для публики, не слишком обремененной религиозными поисками.
Недаром популярность далай-ламы простирается далеко за пределы Тибета.
Беда вовсе не в том, что мы пользуемся техникой, а в том, что попадаем
в зависимость от нее. Конечно, бывают зависимости и похуже -
потребительская, алкогольная. Но беда-то общая - оказаться на положении
слуги у бездушного хозяина.