Если
взглянуть на карту уровня коррупции по различным регионам, то самая
удручающая картина складывается в исламском мире, а самая благоприятная
– на Западе. Как получилось так, что страны с преобладающим
мусульманским населением, знакомые с обещанием Аллаха сурово наказать
мздоимцев, погрязли в этом грехе? И в то же время страны, с
преобладающим неверующим населением, ничего не знающим об Аллахе и Его
воздаянии, победили этот порок? И что говорит Ислам об этом социальном
зле?
Коррумпированный Восток
Слово «коррупция» происходит от латинского «corrumpere» («растлевать»)
и обычно означает использование должностным лицом своих властных
полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее
законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин
применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической
элите.
На примере таких стран, как Сомали и Ирак, где отмечается наиболее
высокий уровень коррупции, фиксируемый международной организацией
«Transparency International», высвечивается роковая связь между
нищетой, несостоятельностью государственных институтов и
взяточничеством.
Индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый «Transparency
International», измеряет уровни коррупции в государственном секторе той
или иной страны по всему миру. ИВК проставляет всем странам оценки
уровня коррупции по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает
самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший.
Наивысшую оценку делят Дания, Новая Зеландия и Швеция - каждая из этих
стран получила по 9.3 балла, сразу за ними расположился Сингапур с 9.2
баллами. Замыкает список Сомали, набравшая 1.0 балл, выше которой с
небольшим опережением разместились Ирак и Мьянма, набравшие по 1.3
балла и Гаити с 1.4 балла.
В числе неблагоприятных стран по уровню коррупции большинство
мусульманских стран Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки.
Более благоприятно на их фоне выглядят только три страны – Оман,
Иордания и Турция. Но и они бесконечно далеки от идеала.
Но нас, как мусульман, в первую очередь, интересует не идеал,
нарисованный «Transparency International», а тот идеал, на который нас
ориентирует Всевышний Аллах.
Пример Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)
Тот идеал, который предписан мусульманам их Господом, лучше всего на
практике был реализован поколением сподвижников. Многим из нас известна праведность первых халифов,
которые, живя в бедности и нищете, отказывались от богатых подношений.
В один из последних дней правления второго праведного халифа Умара в Медину прибыли гонцы Саада ибн Абу Ваккаса
с радостной вестью о победе над персидским
хосроем. Они привезли с собой в мусульманскую казну пятую часть
контрибуции, захваченной в войне во имя Аллаха.
Умар с изумлением взирал на принесенные ему
трофеи. Среди них была украшенная жемчугом корона хосроя, его вышитая
золотом одежда и царская перевязь, усыпанная драгоценными камнями. Там
же находились его браслеты изумительной работы и множество других
ценностей...
Поворошив эти сокровища своим посохом, Умар огляделся, а затем сказал: «Воины добыли это для честных людей...».
Присутствовавший при этом Али ибн Талиб
сказал: «Если ты добродетелен, то добродетельны и твои подопечные, о
вождь правоверных. А если бы ты пребывал в неге, то нежились бы и
они...».
«Аль-мутаффифины» – «обвешивающие»
Аллах также, кроме прямого получения взятки, запретил любые
злоупотребления своим положением в целях получения неправедной прибыли,
запретил манипуляцию правами людей, их обман, обделение, обмеривание и
обвешивание во всех сферах жизни. Те же, кто пытается заработать на
том, что обманывают людей при торговле или при реализации их прав,
будут сурово наказаны Аллахом в День Суда.
Все эти люди названы в Коране «аль-мутаффифин» - «обвешивающие». Им
посвящена даже отдельная сура под этим же названием, в которой Аллах
говорит: «Горе
обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им,
а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве
не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда
люди предстанут перед Господом миров?» (83:1-6).
Таким образом, Ислам предписал мусульманам придерживаться
справедливости при любых торговых, деловых и иных административных
операциях, касающихся продаж, покупок и реализации иных прав людей: «Взвешивайте по справедливости и не занижайте вес» (55:9). Имущество же получение в результате обмана людей – запретно мусульманину, оно должно быть возвращено владельцу.
Некоторые ученые, ссылаясь на аяты Корана, утверждают, что
«обвешивание» людей в их законных правах является одним из тягчайших
грехов и преступлений на грани неверия в Аллаха или придания ему
сотоварища: «…которые считают ложью День воздаяния!» (83:11). Среди всех категорий взяточников и «обвешивающих» права людей мусульманские правоведы особенно цветом выделяют судей.
Аллах
Всевышний сказал: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, - они и есть неверные» (5:44).
Единственным же путем для искоренения этого зла является возвращение
людей к своей религии, к истинной богобоязненности и справедливости,
предписанной Аллахом: «Зло
появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские
руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они
вернулись на прямой путь» (30:41).
Иначе мусульманам никак не приблизиться к тому идеалу праведности, к
которому их призывает Всевышний. Идеалу, который продемонстрировали Его
самые праведные рабы из числа сподвижников, и который недоступен самым
передовым странам мира по версии «Transparency International».