Думаю,
многие видели на улицах города рекламные баннеры со слоганом-призывом
«Покупай российское». Данная инициатива поддержана в кризисный год даже
спикером Госдумы Борисом Грызловым. Мусульмане же, вот уже который год
выходящие из кризисных столетий упадка исламской цивилизации, могли бы
выдвинуть встречный призыв «Покупай мусульманское». Иного пути по
прорывному развитию рынка халяльных продуктов и услуг у нас нет.
Проблемы российских мусульман
Сегодня мусульмане привыкли жаловаться, что в Москве и иных городах
страны плохо развита инфраструктура халяля (дозволенного), мало
мусульманских магазинов, халяльных ресторанов, кафе, бутиков,
парикмахерских, детских садов, да и всего остального, без чего
мусульманин в большом городе не может обойтись.
Однако уровень развития исламского рынка продуктов и услуг зависит не
столько от абстрактных чиновников в высоких кабинетах, а от нас с вами
– простых мусульман и простых потребителей всех этих услуг. Уровень
развития этого рынка зависит от того, какой спрос существует на все эти
услуги.
Есть спрос – будет предложение: то есть должное развитие всей этой
инфраструктуры тоже будет. Таков железный закон рынка. А если нет
предложения, если весь этот рынок не развит, значит на все эти услуги
нет спроса. Значит мы с вами, обычные мусульманские покупатели и
потребители этот спрос не обеспечиваем. То есть не спешим покупать
продукты мусульманских магазинов и услуги мусульманского сервиса.
Чья вина?
К примеру, несколько лет назад в Москве пышно и с помпой была открыта
поликлиника для женщин, которая заявила, что готова оказывать
медицинские услуги для мусульманок в полном соответствии с требованиями
Шариата. Однако именно по нашей вине сейчас эта поликлиника находится
на грани закрытия, потому что услуги для мусульманок оказались
невостребованными.
Неужели миллионы московских мусульман не могли обеспечить спрос в одной
поликлинике? Отсюда вывод, что наши сестры, жены и дочери предпочитают
ходить в обычные поликлиники, где порой принимают врачи-мужчины. Почему
– неизвестно. Но тогда не надо жаловаться на то, что рынку исламских
услуг не дают развиваться.
Или другой пример. В свое время в одном крупном торговом центре в
Москве открылось халяльное кафе. Побывыв там недавно, наши единоверцы
вдруг удивились, что в этом заведении сидят сомнительные типы и
распивают водку. Дым, как говорится, стоит коромыслом. Они
поинтересовались у владельцев, что же это за «халяль» такой. Оказалось,
все очень просто: мусульманское кафе некоторое время назад
обанкротилось, а на его место заехало уже совсем другое заведение.
Совсем другая ситуация сложилась на западных рынках, где мусульмане
проявляют большую покупательную активность в секторе исламских
продуктов и исламских услуг. Своей активностью они обеспечивают спрос
на эти продукты, а мировые производители уже из кожи вон лезут, чтобы
обеспечить этот спрос качественным предложением.
Мусульманские ноу-хау и банки
Мусульманский спрос рождает ноу-хау. Если еще недавно все были убеждены
в бесперспективности мусульманского маркетинга, то сегодня даже
транснациональные корпорации готовы идти на дифференциацию
существующего товара лишь бы завоевать клиента. Подобная стратегия
развития говорит о том, что вложения в халяльные товары и услуги на
Западе стали уже весьма успешными.
Еще осенью 2003 года компания «LG Electronics» выпустила новую модель
мобильного телефона, ориентированную на мусульман. Основной
отличительной чертой нового продукта явилось наличие электронного
компаса, который позволял установить направление ндля намаза (кыбла).
Проект был настолько успешен, что уже через некоторое время в модель
вошли новые функции.
Во-первых, до 5 тысяч увеличилось количество городов, где может
функционировать компас. Во-вторых, телефон указывает время молитв.
В-третьих, при его покупке в памяти изначально содержится текст Корана.
В Великобритании специально для 2,5% мусульман в 2004 году открылся
«Islamic Bank of Britain» с уставным капиталом 14 млн. фунтов. Сейчас
активы банка составляют 40 млн. фунтов стерлингов. Таких примеров,
когда крупные финансовые корпорации Запада начинают работать в сфере
исламских финансов с каждым годом все больше.
В 2006 году «Deutsche Bank» открыл свой первый паевой фонд,
соответствующий нормам Шариата, с целью привлечения средств
мусульманских вкладчиков. Еще одним примером является швейцарский банк
«UBS», который планирует запустить оригинальную инвестиционную схему,
ориентированную на правоверных.
Мусульманское страхование и одежда
Крупнейшая страховая компания в мире «American International Group»
(AIG) намерена запустить программу, соответствующую нормам Шариата. По
прогнозам компании, рынок подобных страховок может достигать объемов до
15 млрд. долларов.
Итальянские модельеры также пытаются завоевать мусульманский рынок,
видя в нем огромные перспективы. Таким образом, первым их стартовым
предложением стали джинсы. По мнению дизайнеров, для того чтобы
совершать ежедневно пятикратную молитву необходима удобная в применении
одежда. Кто молится, тот поймет.
Знания в потребительских предпочтениях мусульман помогли итальянцам не
только выгодно продать свою продукцию, но и получить крупные заказы из
мусульманских стран. Дизайнеры одной из всемирно известной спортивной
компании разработали специальную форму, которая позволила мусульманкам
заниматься спортом, в частности играть в пляжный волейбол. И такие
примеры можно приводить до бесконечности.
Ситуация в России
У нас же в России, несмотря непрерывный рост мусульманского населения,
спрос на халяльные продукты и услуги меняется медленно. Конечно, лишь
по официальным данным в РФ проживает около 20 миллионов мусульман. И
если рассматривать их как некую целевую аудиторию, то это огромный
рынок, где на сегодняшний день количество компаний работающий в этом
сегменте минимально.
Но какой сегменты рынка ни возьми – торговля продуктами питания,
общепит, одежда, медицина, образование, банковские услуги - везде
потенциальный инвестор или производитель сталкивается с крайней
неопределенностью потребительского спроса на халяльные продукты и
услуги. Сегодня российским мусульманам необходимо проявить инициативу в
разогревании рынка исламских продуктов и стимулировании спроса на них.
К примеру, газета «Коммерсантъ» еще в 90-е годы, когда еще не
существовало рекламного рынка, бесплатно публиковала справки,
объявления и телефоны предприятий, разогревая таким образом рынок
рекламы. Плоды этой стратегии пожинались в последующие сверхприбыльные
годы, когда не имевший конкурентов «Коммерсантъ» в одиночку собирал всю
рекламу крупного бизнеса.
|
Инициатива «Единой России»
Борис Грызлов, который совмещает кресло спикера Госдумы с постом
председателя высшего совета партии «Единая Россия» недавно призвал
поддерживать отечественных производителей и покупать отечественные
товары. По словам Грызлова, программа «Покупай российское», которую
поддерживает «Единая Россия», придаст дополнительный стимул развитию
нашей экономики.
Одной из задач этого проекта является стимулирование внутреннего спроса
на отечественную продукцию. Данная инициатива, со слов его авторов,
решает сразу несколько задач. Он не только стимулирует спрос на
российскую продукцию, но и популяризирует идею такой формы патриотизма
как предпочтение отечественных товаров иностранным и прививает
россиянам ценности, от которых выигрывает все общество.
В рамках реализации проекта на территории Ивановской области уже
открыто несколько десятков социальных магазинов, в которых продукты
питания и промтовары продаются с минимальной наценкой. Данный проект
может и уменьшит пресловутую зависимость российского рынка от импорта и
укрепить собственную экономику. Ведь если люди будут покупать
отечественное, то деньги покупателей останутся в России, а не уйдут за
рубеж.
Покупай мусульманское – поддержи Ислам
Таким образом, мусульманам также стоит выступить с инициативой «Покупай
мусульманское» для того, чтобы их спрос придал мощный импульс развитию
халяльного рынка продуктов и услуг. Данная инициатива является
разновидностью экономического джихада в широком понимании,
направленного на принесение пользы мусульманам, развитие исламских
рынков, экономики мусульманских стран и их соседей.
В данном вопросе единогласны практически все современные исламские
ученые, такие как глава Всемирной ассоциации улемов Юсуф аль-Карадави,
доктор Хусейн Шихата, профессор исламской экономики университета
аль-Азхар и другие. А египетский профессор Джамал уд-дин Утейба
настоятельно призывает мусульман, посещающих палестинские земли и
мечеть аль-Акса, поддерживать палестинскую экономику.
Этого можно достичь, делая покупки в палестинских магазинах и проживая
в гостиницах, принадлежащих палестинцам. Той же самой стратегии стоит
придерживаться российским мусульманам и внутри страны, если они
действительно хотят, чтобы рынок исламских услуг окреп и развился. А
это в наших руках, потому что Всевышний сказал:
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят того, что с ними» (13:11).